2 класс ПНШ «Природа глазами художников и композиторов»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Кармазина Александра Владимировна

Цели.

Обучающие:

  • сформировать представление учащихся о характерных признаках весны в неживой природе;
  • выявить изменения в живой и неживой природе, происходящие в апреле на основе имеющихся у детей представлений;

Воспитывающие:

  • с помощью поэтического слова, произведений известных русских художников и музыкальных произведений показать красоту весны, разнообразие сезонных явлений;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись;

Оборудование.

  • аудиозаписи: Э. Григ "Утро"; П.И. Чайковский "Апрель. Подснежник"; звуки весны: капель, журчание ручья, шум воды, пение птиц; "Солнечная капель" (слова И. Вахрушевой, музыка С. Соснина), минус; "Весенняя песенка" (слова и музыка Г. Вихаревой, обработка Л.В. Чехомовой), минус; Приложения 2–5.
  • музыкальные инструменты: свистулька, треугольник, колокольчик;
  • репродукции картин И.И. Левитана: "Март", "Весна. Большая вода", "Первая зелень";
  • таблички с приметами апреля;
  • презентация на музыку П.И. Чайковского "Апрель. Подснежник"; Презентация.
  • нотки, вырезанные из цветного картона; нотный стан, изображённый на доске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_glazami_khudozhnikov_i_kompozitorov.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Природа глазами художников и композиторов»

Учитель: Кармазина Александра Владимировна

Цели.

Обучающие:

  • сформировать представление учащихся о характерных признаках весны в неживой природе;
  • выявить изменения в живой и неживой природе, происходящие в апреле на основе имеющихся у детей представлений;

Воспитывающие:

  • с помощью поэтического слова, произведений известных русских художников и музыкальных произведений показать красоту весны, разнообразие сезонных явлений;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись;

Оборудование.

  • аудиозаписи: Э. Григ "Утро"; П.И. Чайковский "Апрель. Подснежник"; звуки весны: капель, журчание ручья, шум воды, пение птиц; "Солнечная капель" (слова И. Вахрушевой, музыка С. Соснина), минус; "Весенняя песенка" (слова и музыка Г. Вихаревой, обработка Л.В. Чехомовой), минус; Приложения 2–5.
  • музыкальные инструменты: свистулька, треугольник, колокольчик;
  • репродукции картин И.И. Левитана: "Март", "Весна. Большая вода", "Первая зелень";
  • таблички с приметами апреля;
  • презентация на музыку П.И. Чайковского "Апрель. Подснежник"; Презентация.
  • нотки, вырезанные из цветного картона; нотный стан, изображённый на доске.

Ход урока

1. Организация класса.

Музыкально-пластическая деятельность на музыку Грига "Утро"

Ранним утром солнце встало, и лучи свои послало, 
Дети тоже все проснулись, потянулись, улыбнулись.
Руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись, 
Повернулись вправо дружно, влево тоже всем нам нужно.
Словно бабочки порхаем, над цветами мы летаем.

2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок, совместный урок ИЗО и музыки. И я приглашаю вас в гости к : Отгадайте, к кому?

Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая, -
Значит, к нам пришла... (весна)

Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая,-
Значит, к нам пришла ... (весна)

Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет, -
Значит, к нам пришла ... (весна)
(А.Некрасов)

Итак, сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать её песню, всматриваться в её краски и рисовать.

Ребята, а по каким приметам можно определить, что наступила весна?

А ещё я хочу у вас спросить: "Те приметы весны, которые вы назвали, мы только видим или ещё и слышим?" С помощью каких звуков мы узнаём весну? (Журчание ручья, звон капели, пение птиц и т.д.)

3. Арт-терапевтическая деятельность:

Релаксация: минута тишины (давайте послушаем тишину, закройте глаза)

Кругом тишина, тишина, тишина. 
Вдруг звонкой капелью сменилась она, 
Ручьи зазвенели и птицы запели: (включается аудиозапись 
звуки весны: капель, журчание ручья, шум воды, пение птиц).

- Какие весенние звуки вы услышали? Но разве летом мы не слышим пение птиц, журчание ручья? Так почему же мы связываем эти звуки именно с приходом весны? Почему именно весной мы рады этим звукам больше, чем летом? (Звуков этих не было всю зиму. Природа спала, а тут проснулась. Эти особые звуки напоминают человеку о том, что длинная зима вновь сменяется весной, что скоро всё будет зелёным).

4. Элементарное музицирование:

- Давайте и мы попробуем воспроизвести звуки весны. Для этого нам понадобятся музыкальные инструменты: пение птиц - свистулька, капель - треугольник, журчание ручья - колокольчик (дети играют на музыкальных инструментах под минусовку песни "Солнечная капель", слова И. Вахрушевой, музыка С. Соснина).

- И все эти весенние звуки рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, в прозе, картинах.

5. Беседа по картинам Исаака Ильича Левитана.

- Сейчас я вам покажу 3 репродукции картин известного русского художника Исаака Ильича Левитана.

- Определите, какое время года изобразил художник? Правильно, время года одно - весна, а явления этого времени - разные. Они имеют свой строгий порядок, сменяя постепенно друг друга. Какие же три весны изобразил художник на своих картинах? (Весну света - март, весну воды - апрель, весну зелени - май).

- Угадайте, о каком весеннем месяце идёт речь в моей загадке?

В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
Снег пугает, шалунишка:
Только ступит - стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот - ... (март)

- По каким приметам можно отличить март от других весенних месяцев?

(Март - протальник, капельник, зимобор, грачевник).

- А по каким приметам можно определить, что художник Левитан изобразил на своей картине месяц март?

6. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке речь пойдёт о другом весеннем месяце. Угадайте, о каком?

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)

На доске открывается тема урока. АПРЕЛЬ: звуки весны.

- Апрель - середина весны. Родина слова "апрель" - Древний Рим. Оно означает "тёплый", "солнечный". О том, какие изменения в природе происходят в апреле месяце, нам расскажут ученики нашего класса (сообщения готовятся учениками заранее).

1 ученик. Апрель - водолей. Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик - апрель: на дню семь погод. К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега - поэтому апрель называютснегогоном. Куда не ступишь, куда ни посмотришь - везде вода. (Ученик вывешивает примету апреля на доску).

2 ученик. А ещё апрель называют ручейник. Апрель - это время ручьёв.

Ручеёк бежит по лесенке,
По ступенькам ледяным,
И весны живые песенки
Звонко скачут вслед за ним.
(Н. Красильников)

Хочешь, смотри, как вода играет, хочешь, слушай, как вода журчит, а хочешь, брось в ручей щепку, и она сразу превратится в корабль. (Ученик вывешивает примету апреля на доску).

3 ученик. В народе апрель называют ледоломом. Лёд на реках, прудах и озёрах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход.

Лёд идёт, лёд идёт!
Вышел на берег народ.
Смотрит, как река играет,
Лёд в кусочки разбивает.
Льдины прыгают, кружатся,
Друг на друга громоздятся,
Друг за другом вдаль спешат,
И грохочут, и трещат.
(В.Мирович)

4 ученик. А ещё апрель - это месяц большой воды.

Тает лёд на реке, тает снег по берегам, отовсюду в речку текут ручьи. И воды становится так много, что река выходит из берегов и затопляет низины. Это называется разлив или половодье.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега 
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга. 
(А.С. Пушкин)

(Ученик вывешивает примету апреля на доску).

5 ученик. Но есть и другие названия апреля. Славяне называли этот месяц берёзозол. На доске появляется новая примета апреля месяца.

Как вы думаете почему? Месяц апрель для берёз очень зол, т.к. в этом месяце собирают берёзовый сок и наносят берёзкам глубокие раны.

6 ученик. Было также название соковик, потому, что в это время у деревьев и кустарников начинается сокодвижение: они пробуждаются.

7 ученик. Апрель - месяц великого переселения птиц на родину. Первыми к нам прилетают грачи и скворцы. Высоко в небе поёт жаворонок. А мимо него всё летят и летят новые гости - журавли, лебеди, аисты, гуси.

8 ученик. Апрель называют первоцветом, так как в этот период, когда еще снег не успел освободить землю, а уже на хорошо прогреваемых солнцем участках появляются первые цветы - подснежники. Это самые ранние цветы, зацветающие весной.

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?" 
(Поликсена Соловьева)

7. Слушание:

- Да, подснежник - это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П.И. Чайковского. С самого раннего детства Чайковский любил наблюдать и наслаждаться в русских лесах этим чудом природы.

- Сейчас вы послушаете пьесу П.И.Чайковского, которая называется: "Апрель. Подснежник". В ней композитор передаёт радостное настроение, вызванное приходом весны и расцветающей природой. Под дуновением лёгкого весеннего ветерка раскрывают лепестки первые цветы - подснежники.

- Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить весеннюю картину. (Для лучшего восприятия детьми музыки П.И. Чайковского она прикреплена к презентации Приложение 1).

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

- Прозвучала музыка. Когда вы её слушали, какую картину весенней природы вы представили?

- В природе всё откликнулось на весеннее настроение, вот и дождик запел свою весёлую песенку.

8. Рисование «Подснежника»

Нарисуйте первый весенний цветок - подснежник.

9. Подведение итогов.

- Наш урок подошел к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет: звучание весны передаётся не только словами, но и красками, и музыкой.

- Давайте ещё раз вспомним: что происходит в неживой природе в апреле месяце?

- Наш урок подошёл к концу, но путешествие в весенний мир природы не закончилось. Слушайте и смотрите весну. И о своих необычных наблюдениях вы расскажете на следующих уроках.

11. Рефлексия.

Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдёте с урока. Если сейчас у вас хорошее, весеннее, солнечное настроение, то ваша весёлая нотка взлетит на самую высокую ступеньку нотного стана. Если, у вас что-то не получилось сегодня, не огорчайтесь, свою нотку вы можете по полному праву поместить чуть-чуть пониже. А если вы уходите с урока с грустным настроением, вам совсем не понравилось, то поместите грустную нотку на самую нижнюю ступеньку нотного стана.

Как много высоких нот, значит, наша песня весны - звонкая, весёлая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Интегрированный урок 2 класс ПНШ «Природа глазами художников и композиторов»

Цели.Обучающие:сформировать представление учащихся о характерных признаках весны в неживой природе;выявить изменения в живой и неживой природе, происходящие в апреле на основе имеющихся у детей предст...

Конспект урока по музыке в 1 классе по теме : "Поэт,художник,композитор"

Конспект составлен с учётом требования ФГОС, с указание УУД....

Предмет: музыка. 1 класс. Тема урока: « Поэт, художник, композитор».

Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формирование умения выделять общее и особенное между прослушанным музыкальным произведением и произведениями других видов искусств: ИЗО, поэзии....

 Методическая разработка интегрированного урока в 4 классе «Образ зимы в творчестве поэтов, композиторов, художников»

Урок закрепляет тему, где рассматривается связь музыки, поэзии и изобразительного искусства, и какое значение эти виды искусства оказывают друг на друга. Опираясь на полученные ранее знания, учащиеся...