Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству в 1-4 классах «В мире красоты»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_izo_vneurochka_2014.docx51.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №72

                                                 г. Ульяновска

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству

в 1-4 классах «В мире красоты»

 на 2014-2018 уч. годы учителя

Полововой Александры Александровны

г. Ульяновск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В мире красоты»

Тип программы:образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

Направление:общекультурное

Срок реализации:1-4 класс начальная школа

Возраст участников:  7-11 лет

 Автор:Половова Александра Александровна

учитель начальных  классов                                                      

2014-2018 год

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности

 «В мире красоты»

Автор А.А. Половова

I.Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире красоты» для учащихся 1-4 классов начальной школы, составлена на основе примерной  программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2012 год. Программа переработана и дополнена.

В основу авторской программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления « В мире красоты»  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

        Курс внеурочной деятельности «В мире красоты» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Рабочая программа «В мире красоты» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 

II. Ценностные ориентиры содержания  курса внеурочной деятельности«В мире красоты».

Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «В мире красоты» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Программа поможет решить следующие учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

          Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу « В мире красоты» способствует развитию умения экспериментировать с разными художественными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддержит интерес учащихся начальной школы к художественному творчеству.

III. Место учебного курса «В мире красоты» в плане внеурочной деятельности.

Преподавание курса«В мире красоты» рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Важность   этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности,   рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

         Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1 класс 33 часа ( 1 час в неделю), 2-4 класс 34 часа ( 1 час в неделю).

Объём учебного времени составляет 135 часов (теории -34часа , практических занятий -101час)
        Задания практический занятий направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами.  

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй половине дня после уроков.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся местных учебных заведений.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «В мире красоты»

В результате изучения курса «В мире красоты» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире красоты»:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности     характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной
    (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека
  • использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.

                                     1 класс

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- названия главных и составных цветов  (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой)

- элементарные правила смешивания цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.)

Учащиеся должны уметь:

-правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш

-свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное  положение, основной цвет предметов

- правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности)

-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира

-применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений

-узнавать изображение на картине или иллюстрации предметы, явления ( человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.)

-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина)

                          Основные требования к концу 2 класса

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

-высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, строение и цвет предметов;

-правильно сидеть за партой, держать лист бумаги, карандаш, кисть, свободно рисовать карандашом, не вращая при этом лист бумаги;

-правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность;

-определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

-передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

-выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, из геометрических форм;

-лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек;

-составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов

                       Основные требования к концу 3 класса

К концу учебного года дети должны усвоить:

-понятие «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет», «Живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»

-простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто- оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового.

-доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

-начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Пасада, Семенова и Полхов-Майдана.

К концу учебного года дети должны уметь:

-выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

-чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

-сравнивать свой рисунок с изображенным предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
-правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

-чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

-выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

Творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;

Использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

-расписывать готовые изделия согласно эскизу;

-применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

                           Основные требования к концу 4 класса

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:

-начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т.д.)

-термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;

-начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;

-начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;

-основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;

-простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

-начальные сведения о светотени (свет, тень полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

-деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

-изменение цвета в зависимости от расположения предметов в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

-рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства;

Чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

-выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;

-Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

-использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;

-анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;

-использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;

-использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликациях и коллективных мозаичных панно;

-передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно -анатомическое строение животных, фигуры человека.

 Содержание программы курса «В мире красоты»

Тематический план программы.

Названиеразделов

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

1

Живопись

44

4

6

5

6

4

7

4

8

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства.

Участвовать в обсуждении выразительных средств изобразительного искусства.

Различать виды искусства.

Разрабатывать творческие проекты.

Создавать композиции на заданную тему на плоскости(живопись , рисунок, орнамент)

2

Графика

39

3

5

2

8

4

6

5

6

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Создавать графическими средтвами образы природы.

Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке.

Изображать графическими средствами животных и птиц, строения. Выражать характер.

3

Скульптура

15

1

3

3

4

1

3

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Использование приёмов работы со скульптурными материалами.

Передача в объёмной форме фактуры.

Выполнение творческих заданий и проектов.

Использовать приёмы декоративного украшения плоской формы.

Моделировать с помощью трансформации природные формы.

4

Аппликация

16

1

3

4

4

4

Использовать техники аппликации в прикладном искусстве.

Изображать пейзажи, архитектурные сооружения, натюрморты, колажи.

Создавать композиции.

Выбирать и использовать различные материалы.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Участвовать в обсуждении и разработке творческих проектов.

5

Бумажнаяпластика.

9

3

3

2

1

Выполнять трансформацию плоского листа бумаги.

Получать заданный образ из плоского листа бумаги.

Овладевать силуэтным вырезанием формы.

Углублять представления о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Использовать навыки работы с белой бумагой.

Выполнять плстические композиции.

Создавать  и моделировать природные объекты,  пейзажи, изображение угола парка, образы танцующих фигур, фигур в движении.

Использовать различные приёмы сминания бумаги.

6

Работа с природными материалами

8

3

2

2

1

Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм.

Принимать участие в сохранении природы.

Моделировать уголки природы из природных материалов.

Декорировать природные объекты.

Находить образ в природных объектах и передовать его в творческих композициях.

Различать разнообразие форм предметного мира.

Понимать ценность природы и гармонии между человеком и окружающим миром.

Использовать природные пропорции.

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

4

1

1

1

1

Обсуждать творческие результаты выполненных проектов.

Оценивать творческие возможности. Защищать творческие проекты.

Воспринимать продукты творческой деятельности.

Высказывать суждения по вопросам языка художественной выразительности и изобразительного искусства.

Итого

135

9

24

7

27

8

26

10

24

Содержание курса

  1. 1. Живопись

1 класс (10 часов)

Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно,изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов,эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа:освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. Проведение экскурсии. Выставка творческих работ.

2 класс (11 часов)

Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.

Практическая работа:изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов,, сказочных персонажей. Экскурсия в музей.

3 класс(11 часов)

            Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучании е своих пар.  Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.

Практическая работа:изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок.

4 класс(12 часов)

Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных
моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи сэтим выполнение задания на изображение цветных теней.

Практическая работа:изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.

2. Графика 

1 класс( 8 часов)

Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа:изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, приёмы работы цветными карандашами и фломастерами.

2 класс (10 часов)

Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого,
знакомство с другими графическими материалами - углём, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа:изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.

3 класс (10 часов)

Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании  графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.

Практическая работа:изображение рыб,насекомых, животных, сказочных персонажей, фактуры тканей, печать «сухой» кистью

4 класс (11 часов)

Знаний о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, мел в различных их сочетаниях). Работа с
цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света.
Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача -
рисовании е без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

Практическая работа:изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.

3. Скульптура 

1 класс (4 часа)

         Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа:лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных.
2 класс (3 часа)

            Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме.

Практическая работа:лепка листьев, объёмных форм (ваз).

3 класс( 4 часа)

Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы
элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры(создание следов с помощью инструментов).

Практическая работа:лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений. Приёмы продавливания карандашом, передача фактуры. Выставка.

4 класс( 4 часа)

          Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа.

Практическая работа:нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.

4. Аппликация

1 класс( 4 часа)

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа:изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций).Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации».Создание тематической композиции из фантиков

2 класс( 4 часа)

 Развитие навыка использования техник и обрывной аппликации, развитие работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.

Практическая работа:изображение пейзажей, архитектурных сооружений, проектная деятельность «Техника вырезной аппликации»

3 класс( 4 часа)

        Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.

Практическая работа:изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей, отрывная мозаика.

4 класс (4 часа)

         Знакомство школьников с новыми материалами, используемые в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно.
Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и отверстия, полученной от вырезания основной фигуры.  Соединение на плоскости цветового пятна и его отверстия позволит получить новые художественные образы. Новым материалом
аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.

Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных
листьев.

5. Бумажная пластика 

1 класс (3часа)

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков. Проектная деятельность

«Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги»
2 класс(3 часа)

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвуют как вырезанный белый силуэт, так и образовавшееся после вырезания отверстие.  Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение
природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок;  проектная деятельность «Силуэтное вырезание»
3 класс(2 часа)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок, проектная деятельность (коллективные работы).

  4 класс( 1 час)

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Практическая работа:создание образов
танцующих фигур, фигур в движении.

6. Работа с природным материалом 

    1 класс (3 часа)

             В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются
пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы; экскурсия; разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала; конкурс творческих работ «Уголок природы».

2 класс (2 часа)

Разнообразие природных материалов рас ширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами.
3 класс (2 часа)

Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной.

Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.

4 класс( 1 час)

            Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполняют композиции на заданные темы на привычном куске картона или картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ 

    1 класс (1 час)

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.
  2 класс (1 час)

При организации защиты проектов педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

  3 класс (1 час)

             Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

  4 класс (1 час)

Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных  тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Организуется защита итоговых творческих проектов.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 2010.
  2.  Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин.- М., 1999.
  3.  Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1998.
  4. Коротеева Е.И. Азбука аппликации / Е.И. Коротеева. –М., 2011.
  5. Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков / Е.И. Коротеева. – М., 2010.
  6. Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2011.
  7. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги /Е.И. Коротеева . – М., 2011.
  8. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно – наглядное пособие для учащихся1 – 4 классов  /Е.И. Коротеева . – М., 2010.
  9. Коротеева Е.И. Озорные подружки -  нитки: аппликация из ниток  /Е.И. Коротеева . – М., 2009.
  10. Неменский Б.М. Мудрость красоты /Б.М. Неменский. – М., 1997.
  11. Неменский Б.М. Педагогика искусства/Б.М. Неменский. – М., 2007. – (Библиотека учителя)
  12. Неменский Б.М. Познание искусством /Б.М. Неменский. – М., 2000.
  13. Претте М.К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.К. Претте, А. Копальдо. – М., 2012.
  14.  Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА внеурочной деятельности студии изобразительного искусства «Весёлая палитра» для учащихся 1-х классов

Программа работы кружка изобразительного искусства «Веселая палитра» для внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет...

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству ФГОС

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Живая кисть»

Курс "Живая кисть построен на трех взаимосвязанных принципах, взятых из традиционной китайской живописи....

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Цветной мир" для 1-ых и 2-ых классов

Прог5.КПрограмма внеурочных занятий изобразительным искусством включает несколько видов творческой деятельности учащихся:1.Изобразительная деятельность;2.Декоративно-прикладная работа;3.Лепка из пласт...

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительной деятельности "Я рисую" (художественно-эстетическое направление) 1 класс

В рабочей программе по внеурочной деятельности "Я рисую" отображены тематическое и календарное планирование, цели и задачи курса, планируемые результаты....