Конспект занятия на тему "Животные" с использованием игровой технологии
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, класс) на тему

Андрюкова Мария Юрьевна

Данное занятие предназначено для учащихся 6-8 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект занятия на тему:

«Животные»

 с использованием игровой технологии

Автор: Андрюкова Мария Юрьевна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ  ДОД  Дома детского творчества

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2015

Тема: «Животные» (блок занятий – Мелкая пластика (лепка животных, игрушка-свистулька).

Возраст детей: данное занятие предназначено для учащихся группы 1-ого года обучения (6-8 лет).

Продолжительность занятия – 2 академических часа (1 ч. 30 мин., перерыв - 5 мин.).

Цель: создание объемной композиции (круглой скульптуры) «Животные» из глины.

Задачи:

Обучающие:

- формирование навыков формообразования тела животного из глины различными способами: вытягивание из куска, деление на основные геометрические тела;

- формирование умений и навыков работы с выразительными средствами (пластика, фактура).

Развивающие:

- развить умение разминать глину;

- развить умение вылепливать простые геометрические тела из глины, используя инструменты (стека);

- развить умение формировать тело животного из геометрических тел;

- выполнять соединения деталей с помощью шликера и стеки (палочки)). 

Воспитательные:

- воспитать трудолюбие, аккуратность в выполнении задания;

- воспитать бережное отношение к работам других учащихся;

- воспитать культуру общения в коллективе учащихся и в обществе взрослых людей.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения:

- словесный (рассказ с элементами беседы, объяснение),

- наглядный (просмотр произведений искусства и работ учащихся, демонстрация технологической обработки – раскатывание глины в пласт),

- практический (собственная творческая работа учащихся, выполняемая по заданию);

- игра.

Организационные формы: фронтальный, индивидуальный.

Материалы и инструменты: глиняная масса, скалка, доска, ветошь, стеки, палочки, губка, вода, шликер (жидкая глина), сетки для фактуры, бумага (А4), карандаши, стирательные резинки, рабочий фартук, металлическая доска, геометрические тела (шар, цилиндр (прямой, скругленный), параллелепипед, конус, пирамида).

        Наглядный материал: фотографиями с изображением мам-животных и их детенышей, фотографии с произведениями искусства и работы учащихся, связанные с темой занятия.

Оборудование: стол, стул.

План-конспект занятия на тему:

«Животные»

План занятия:

  1. Организационный этап – 2 мин.
  2. Информационный этап – 18 мин.
  3. Операционный этап – 60 мин.
  4. Контрольно-рефлексивный этап – 10 мин.

1. Организационный момент.

Приветствие педагога и учащихся, проверка посещаемости занятия.

- Ребята, давайте вспомним что мы лепили на последнем занятии? Какой способ лепки мы использовали? (Учащиеся отвечают на вопросы.)

- Сегодня на занятии мы продолжим лепить из глины и выполним красивые объемные композиции, которые станут украшением вашего дома или будут прекрасным подарком.

2. Информационный этап.

Слышен стук в дверь. Вошедший человек передает посылку педагогу. Педагог распаковывает посылку, которая состоит из письма, фотографий с изображениями скульптурных композиций. Педагог читает письмо. 

«Юные художники!

Мы, работники зоопарка, спешим напомнить вам о празднике, когда дети поздравляют своих мам!»

- Ребята, как называется этот праздник? Интересно, кто уже приготовил подарок для своей мамы?! (Учащиеся отвечают на вопросы.)

«Однако, мама есть не только у человека! В своем зоопарке мы часто видим, как мама-медведица, слониха или зайчиха с любовью заботятся о своих малышах.

Мы знаем, что многим художникам нравится рисовать и лепить животных, поэтому делимся с вами фотографиями наших счастливых питомцев! Мы надеемся, что они вдохновят вас на создание прекрасных работ».       

- Ребята, давайте рассмотрим фотографии с изображением животных. Каких животных вы видите? (Отвечают желающие учащиеся.) 

- Я знаю, что вы очень любите животных, вам нравится смотреть на них и играть с ними! Уверена, вы замечали какие чувства и эмоции испытывают мама-животное и ее детеныши друг к другу! Расскажите о них. (Отвечают желающие учащиеся.)       

- Я рада, что вы наблюдательны! Теперь мне интересно, какие животные вам особенно нравятся? (Учащиеся отвечают на вопрос по очереди.) Спасибо, ребята! Мое любимое животное – собака.

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть на животных, которые нравятся скульпторам. Каких животных изобразили художники? (Отвечают желающие учащиеся.) Какие чувства и эмоции животных они постарались показать в своих работах? (Отвечают желающие учащиеся.) Пожалуйста, вспомните первое занятие и скажите к какому виду скульптуры относятся эти работы? (Учащиеся отвечают на вопрос (ответ: круглая скульптура).) Кто готов рассказать, что такое «круглая скульптура»?

        3. Операционный этап.

- Ребята, я предлагаю вам поиграть! Пожалуйста, вспомните основные геометрические фигуры и нарисуйте их с краю листа, а затем постарайтесь составить из них маму-животное и ее детеныша (ей). После того, как вы нарисуете мы будем угадывать ваших животных. (Дежурные раздают учащимся листы бумаги и простые карандаши. Учащиеся и педагог играют.) 

- Молодцы! Было очень интересно угадывать ваших животных. Ребята, а сейчас внимательно посмотрите на свои геометрические фигуры, из которых вы составляли животных. Фигуры являются плоскими, т.к. нарисованы. Интересно, в какое геометрическое тело может превратиться круг, если его слепить из глины? Во что превратиться прямоугольник, треугольник, овал? (Учащиеся отвечают на вопросы. Педагог помогает, если возникают затруднения и ставит в центр стола геометрические тела.)

- Спасибо, ребята! Вы знаете многие геометрические тела. Наконец, пришло время превратить нарисованных животных в объемные композиции. Вам необходимо приготовить рабочее место. (Дежурные раздают необходимые материалы и инструменты.)

- Перед тем, как приступить к лепке мы должны размять пальцы рук. Ребята, положите кисть левой руки на стол ладонью вниз и разведите пальцы. Правая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь и сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Шел медведь к своей берлоге      (мизинец)

Да споткнулся на пороге.             (безымянный)

«Видно, очень мало сил               (средний)

Я на зиму накопил», -                   (указательный)

Так подумал и пошел                   (большой)

Он на поиск диких пчел.              (большой)

Все медведи – сладкоежки,          (указательный)

Любят есть медок без спешки,     (средний)

А наевшись, без тревоги               (безымянный)

До весны сопят в берлоге.            (мизинец)

- Молодцы! Ребята, многие скульпторы начинают создание композиции с самых крупных частей. Пожалуйста, скажите, кто является самым крупным в вашем рисунке. (Учащиеся отвечают на вопрос (ответ – мама-животное).) Какие части тела есть у ваших животных? (Учащиеся отвечают на вопрос (возможные ответы: туловище, голова, лапы или ноги, хвост, уши, рога, бивни, глаза, пасть, нос и т.д.).) Какая часть тела мамы больше всех остальных частей? (Учащиеся отвечают на вопрос (ответ – туловище).)  

- Правильно, поэтому мы приступаем к разминке глины для туловища и по необходимости смачиваем ее с помощью влажной губки. (Педагог и учащиеся разминают необходимое количество глины для туловища.) Затем мы скатываем из куска глины шар. По желанию вы можете выполнить туловище мамы в форме шара или раскатать его в цилиндр. (Педагог наглядно демонстрирует данный процесс. Учащиеся повторяют за ним. Педагог дает рекомендации и помогает.)

- Сейчас нам необходимо вынуть часть глины из туловища, чтобы работа не потрескалась в муфельной печи во время обжига. (Педагог наглядно демонстрирует данный процесс. Учащиеся повторяют за ним. Педагог дает рекомендации и помогает.)

- Ребята, перед тем, как вылепливать голову, хвост, лапы или ноги, еще раз обратите внимание на фотографии животных из зоопарка и работ скульпторов. Что делают животные на этих фотографиях? (Учащиеся отвечают на вопрос (возможные ответы: сидят, лежат, стоят, идут, кормят, облизывают детеныша (ей), играют с ним (и)).) Поэтому, у каждого животного своя пластика тела, т.е. голова и шея мамы может быть наклонена в правую, левую стороны или вниз, будто она наблюдает за своим детенышем, который может смотреть на нее. Лапы, ноги могут быть прямыми или согнутыми, а туловище может прогибаться или выгибаться. Хвост также может изгибаться. Ребята, пожалуйста, подумайте, что будут делать ваши животные, какие чувства и эмоции они будут испытывать друг к другу. (Учащиеся вылепливают остальные детали тела мамы-животного, соединяют их с помощью шликера и стеки. Педагог помогает учащимся в создании пластики тела животного.) 

- Ребята, когда вы вылепите маму, можете с такой же последовательностью вылепливать ее детеныша (ей). (Учащиеся вылепливают тело детеныша (ей). Педагог дает рекомендации и помогает им.)

- Сейчас нам необходимо выполнить основание для композиции. Каким образом мы будем его делать? (Учащиеся отвечают на вопрос (ответ – необходимо раскатать глину, превратив ее в пласт).) Тогда вы можете приступать к выполнению основания такого размера, чтобы ваши животные поместились на нем. (Учащиеся выполняют основание.)

- Ребята, если основание готово, то прикрепляйте маму и детеныша (ей) в нему так, как вы задумали. (Учащиеся прикрепляют основные части композиции к основанию с помощью шликера и стеки.)

 - Ребята, как вы думаете, что делает скульптор, когда все крупные части тела животного готовы? (Учащиеся отвечают на вопрос.) Теперь мы приступаем к выполнению малых деталей: глаза, нос, уши, усы, когти, копыта. Так же вы можете нарисовать шерсть своим животным. (Учащиеся вылепливают малые детали композиции. Добавляют фактуру – рисуют шерсть с помощью стеки или палочки.)  

4. Контрольно-рефлексивный этап.

- Ребята, пожалуйста, поставьте свои композиции в центр стола так, чтобы каждая работа была видна. У вас получились замечательные работы! Скажите название ваших композиции, если вы уже придумали. (Учащиеся говорят название своих композиций.)

- Ребята, наверняка, когда родные и друзья увидят ваших животных, то захотят узнать о них больше! Например, какие чувства и эмоции вы хотели показать между мамой и ее детенышем? Как вы вылепили фигуры своих животных? Почему вы выбрали именно таких животных? (Учащиеся отвечают на вопросы.)  

        - Ребята, большое спасибо за занятие! Теперь вы можете прибирать на своих рабочих местах. (Учащиеся выполняют уборку рабочих мест.)

Список литературы

  1. Бурдейный, М. А. Искусство керамики: научно-популярная литература [Текст] / М. А. Бурдейный. – М.: Профиздат, 2005. - 103 с.: ил. 
  2. Ватагин, В. С. Изображение животного: Записки анималиста [Текст] / В. А. Ватагин; [авт. предисл. Г. Д. Жилкин]. - М.: Сварог и К, 1999.-168, [4] с., [2] л.: ил. 
  3. Изобразительное искусство 1-9 классы: прогр. общеобразоват. учреждений [Текст] / В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов и др.; Под. ред. И.С. Мыльниковой. – М.: Агар, 1996. – 160 с.
  4. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. для студ. сред. спец. учеб. заведений и для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов [Текст] / В. С. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агар, 1998. – 335 с.
  5. Федотов, Г.Я. Глина и керамика [Текст] / Г. Я. Федотов. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  6. Федотов, Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла [Текст] / Г. Я. Федотов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на занятиях актерским мастерством с младшими школьниками

Большое значение в развитии ребенка имеет игра. В игровой среде ребенок чувствует себя комфортно и свободно. Вот пчему использование на занятиях игровых технологий играет большую роли в формировании с...

Занятие с использованием игровых технологий "Конкурс эрудитов"

Цели: учить детей работе в комаде,развивать познавательные способности учащихся,интерес к познанию окружающего мира;способствовать выработке положительной оценки таких  качеств,как эрудиция,широт...

"Комплекс занятий с использованием игровых технологий"

Важность  глубокого профессионального подхода к использованию ресурсов игры бесспорна. Психолого-педагогический замшкольников.ысел игры должен быть согласован с возрастными и индивидуально-типиче...

Занятие с использованием игровой технологии "Что за чудо эти сказки"

Занятие по внеклассному чтению может быть итоговым при изучении темы сказки. Расчитано на детей 8 - 11 лет....

Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.

Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...

«Формирование творческого мышления детей дошкольного и младшего возраста на занятиях по физической культуре с использованием игровых технологий»

laquo;Развитие творческого потенциала личности в обучении»по теме:«Формирование творческого мышления детей дошкольного и младшего возраста на занятиях по физической  культуре с...

Конспекты коррекционно-развивающих занятий с использованием игровых технологий для детей с ОВЗ

Игровая технология играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития, как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичны...