"Комплекс занятий с использованием игровых технологий"
методическая разработка (3 класс) по теме

Иванова Светлана Николаевна

Важность  глубокого профессионального подхода к использованию ресурсов игры бесспорна. Психолого-педагогический замшкольников.ысел игры должен быть согласован с возрастными и индивидуально-типическими особенностями и возможностями развития младших.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_zanyatiy_s_ispolzovaniem_igrovykh_tekhnologiy.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс занятий с использованием игровых технологий

Упражнения для развития памяти.

Упражнение 1.

Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем откроет глаза и проверит верно ли были названы им предметы.

Упражнение 2. «Мысленные образы и эмоции».

«Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующие картинки».

Собака, виляющая хвостом.

Муха в вашем супе.

Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Крик ужаса в ночи.

"Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы».

Это же упражнения можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится, а дается написанным на листке бумаге. Инструкция так же меняется соответствующим образом: «прочитайте ниже приведенные строчки и после каждой строчки, закрыв глаза, представьте себе соответствующею картину».

Упражнение 3. «Осознание словесного материала».

Используется как для тренировки зрительной памяти, так и слуховой.

Цель этого упражнения - заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий

говорит: сейчас я буду читать (показывать) слова: услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно.

Бумага шерсть сапог гнездо телега палец

Кот волосы лимонад колесо роза слон

Палка платок поцелуй фильм слеза автобус

Блин ботинок доктор счастье птица мороженное

Упражнение 4. «Двойная стимуляция памяти».

Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.)

Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того, как ученик отложил картинку, читается второе слово и т. д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов:

Пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т. д.

Упражнение 5. «Развитие ассоциативного мышления».

Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов, например: верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т. д.

В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами.

Применяйте это упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления. Примерный набор слов: ноготь, стакан, солнечный, осленок и т. п.

Упражнение 6. Игра «Исчезнувший предмет».

На столе ставится несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой именно.

Упражнение 7. Игра «Игра на развитие зрительной памяти»

Для этой игры понадобятся 10 штук палочек. Их кладут на стол. Ребёнку даётся мало времени, чтобы посмотреть на них. Через 1-2с. Их накрывают листом бумаги. Это-условие игры. Учащийся должен сказать, сколько палочек на столе.

Как считать ошибки: нет ошибок-10 баллов, 1 ошибка-8 баллов, 2 ошибки-6 баллов, 3 ошибки-4 балла, 4 ошибки-2 балла. 5 ошибок и более-1 балл

Рекомендуемая литература для родителей:

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980.

2. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

3. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.

Успех в обучении и воспитании детей возможен только при эффективном сотрудничестве учителя и родителей обучающихся. Ориентировать детей необходимо на мотив достижения успеха в обучении, через развитие памяти.

Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к развитию самого себя. Если ребёнок будет развивать свои способности без вашей помощи - значит, вы добились успеха.

Родителям предлагается памятка, следующие рекомендации:

· С целью достижения успеха в обучении, помогите вашим детям улучшить память.

· Тренируйте память детей, используя рекомендованные игры и упражнения и подбирая другие из предложенной литературы.

· Упражнения проводить в игровой форме по 10-15 мин в день.

· Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приёмами.

Игра. «Любит КВН наш дружный класс!»

Цель: Способствовать более прочному усвоению знаний, полученных на уроке, прививать интерес к чтению, книгам.

Задачи: - Развивать творческие способности и кругозор, навыки коллективной работы; развивать внимание, словесно-логическую, зрительную, слуховую память, логическое мышление; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование: плакаты: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (А.И. Куприн)

«Язык, великолепный наш язык,

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крышам.»

(К. Бальмонт)

ХОД ИГРЫ

I. Представление команд

Дети (хором).

Мы веселые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

Команда 1.

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

Команда 2.

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование:

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

Команда 3.

И, соревнуясь, с вами

Останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней!

Все участники поют песню о КВН на мелодию песни «Улыбка» композитора В. Шаинского:

Любит КВН наш дружный класс

И объявит заседание сейчас.

Вот болельщики, а вот жюри.

Путь к победе труден, что ни говори.

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык,

Ты наш друг,

И в это все мы будем верить.

Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.

II. Разминка

Ведущий. Ответьте, о ком или о чем говорится.

· «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

· Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

· Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

· Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

· Как называется школьный известняк? (Мел.)

· Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

· Слово белый,  по отношению к слову черный. (Антоним.)

· Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

· Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

· Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

· В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

· Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

III. Основная часть

Конкурс 1. Постижение народной мудрости

Ведущий. Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык - самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

· Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

· Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

· У него глаза велики. (У страха.)

· Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

· Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

· Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

· Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу - «сапоги каши просят».)

Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

Ведущий. В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.

Подготовленные ученики читают стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова»:

Всему название дано

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно давно привычно нам,

Другое - незнакомо...

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

Ведущий. Ответьте на вопросы: что это? кто это?

Этот АВТОР спит в портфеле,

Этот ПОНИ - день недели.

Этот ПЛОТ - из полотна,

Этот РАК сильней слона,

Эта МАРКА ест бананы,

Этот СЫР - с лесной поляны.

На доске:

А В Т О Р

П О Н И

П Л О Т

Р А К

М А Р К А

С Ы Р        

Ответы: Авторучка. Понедельник. Полотенце. Трактор. Мартышка.

Сыроежка.

Конкурс 3. Расставьте гласные

Ведущий. Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

Дети.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Ведущий. А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например, так, как показано на доске.

На доске:

Букву Е

БРТ - БеРеТ ВР - ВееР

СВР - СеВеР КЛЩ - КЛеЩ        

Команды получают задание на карточках:

Букву О

КН - окно

ГРХ - горох

КЛКЛ - колокол

ТПТ - топот

БЛТ - болт

ПКЙ - покой

ГРН - горн

ТРН - трон

КРК - окорок

ГЛТК - глоток

Букву У

СД - суд

ШРП - шуруп

КСС - уксус

КСТ - куст

БРНДК - бурундук

Букву А

БРН - баран

ТК - атака

РФ - арфа

МРК - марка

СТР - астра

КРМН - карман

БРК - барак

ШЛШ - шалаш

ФНТ - фант

ШРМ - шрам, шарм

Букву И

ПРЗ - приз

PC - рис

ЛЛЯ - лилия

ФЛН - филин

PC - ирис        

Конкурс 4. Редактор

Ведущий. В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

· Я одел пальто и пошел гулять. (На себя - надел.)

· Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)

· У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)

· Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)

· Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)

· Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

Конкурс 5. Устная речь

Подготовленные ученики читают стихотворение В. Шефнера «Устная речь»:

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность -

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

Ведущий. В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.

На доске:

1. Не ударить в грязь лицом.

2. Держать себя в руках.

3. Мелькнуть, как молния.

4. Игра не стоит свеч.

5. Стрелять без промаха.

6. Во что бы то ни стало.

7. Не находить себе места.

8. Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.

Б. Обязательно.

В. Очень быстро.

Г. Точно в цель.

Д. Сохранять самообладание.

Е. Показать себя с лучшей стороны.

Ж. Быть в состоянии большого волнения.

З. Огорчаться.        

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

Конкурс 6. Найди ошибки

Ведущий. Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

Карточка

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.

У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.        

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

Конкурс 7. Веселая грамматика»

Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Их нам надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У теплой печи

Повторяем

Части речи!

Ведущий. Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.

На доске:

храбрый

сильный

гордый

мудрый

грубый

веселый

умный

крепкий

смелый

добрый

болтливый

богатый

хвастливый

ленивый

бедный        

IV. Подведение итогов

Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи»

- Здравствуй!

- Привет!

- Что ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.

- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

- Вот оно что...

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая.

- То есть как?

- Зеленого цвета.

- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

- У кого волосы?

- Да у Тамарки-то.

- Что-о?!

- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!

- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.

- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.

- А ну тебя...

- Да! Стой, стой!

- Ну, что еще?

- Привет передавай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие / Г.И. Щукина [и др.]. - М.: Просвещение.  2008. - 354с.

2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение. 2007. - 334 с.

3. Баев, И.М. Играем на уроках русского языка  / И.М. Баев. - М.: Просвещение. 2009. – 113 с.

4. Барташникова, И.А. Учись играя / И.А. Барташникова,  А.А.Барташников. – Харьков. 2007. – 245 с.

5. Бесова, М.А. Познавательные игры от А до Я  / М.А. Бесова. - Ярославль: Академия развития. 2009. - 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на занятиях актерским мастерством с младшими школьниками

Большое значение в развитии ребенка имеет игра. В игровой среде ребенок чувствует себя комфортно и свободно. Вот пчему использование на занятиях игровых технологий играет большую роли в формировании с...

Конспект логопедического занятия с использованием игровой образовательной технологии

Задачи: Формировать умения и навыки в правильном написании букв: -в- и –д-.Развивать речезрительную, речеслуховую и  речедвигательную  память, внимание.Актуализировать знания об однокоренных...

Занятие с использованием игровых технологий "Конкурс эрудитов"

Цели: учить детей работе в комаде,развивать познавательные способности учащихся,интерес к познанию окружающего мира;способствовать выработке положительной оценки таких  качеств,как эрудиция,широт...

Занятие с использованием игровой технологии "Что за чудо эти сказки"

Занятие по внеклассному чтению может быть итоговым при изучении темы сказки. Расчитано на детей 8 - 11 лет....

Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.

Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...

Конспект занятия на тему "Животные" с использованием игровой технологии

Данное занятие предназначено для учащихся 6-8 лет....

Конспекты коррекционно-развивающих занятий с использованием игровых технологий для детей с ОВЗ

Игровая технология играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития, как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичны...