Каждый народ - художник. Страна восходящего солнца.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Гридасова Наталья Асафиевна

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме "Страна восходящего солнца" по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_v_4-zh_klasse.doc297 КБ
Файл poetapnoe_risovanie_yaponki.pptx673.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

 изобразительного искусства.

                                               

Урок изобразительного искусства

в 4-Ж классе.

Учитель Гридасова Наталья Асафиевна

Тема. Страна восходящего солнца.

Цели: Образовательные:

познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветения сакуры в Японии; понимать красоту японской женщины;

учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;

формировать умение выразительного использования в коллективной работе: фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.

Развивающие:

развивать эстетический вкус учащихся;

развивать художественное видение окружающего мира.

Воспитательные:

воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;

формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;

формировать умение работать в группах.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока:  беседа, практическая работа.

Используемые технологии:

информационные;

здоровьесберегающие;

игровые.

Используемые методы:

иллюстративно-наглядный; словесный; самоорганизация; рефлексия.

Основные понятия:

1. Многоликость мира художественной жизни на земле (художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир).    

 Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований,  молитвенного созерцания природной красотой. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая ассиметрия.

2. Взаимоотношение человека с природой, умение жить в гармонии с природой. Приспосабливаться к явлениям природы, а не бездумно идти против нее. Бережное отношение к природе.

3. Праздник цветения сакуры  – традиционный праздник Японии.

Оборудование:

интерактивная доска; ноутбук; презентация, таблицы.

Ресурсы к теме:

1. Энциклопедия для детей и юношества: История искусств. Изобразительное искусство и архитектура. Ч.1 – сос. С. Т. Исмаилова – М:  Издат. дом. «Русская энциклопедия»1996 г.

 2. Журнал «Всемирный следопыт» №16 2005г.  №13, 2007 г.

 3. А. Блейз    История в костюмах – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.

 4. Интернет ресурсы.

После урока учащиеся смогут:

 – применять знания, полученные на уроке на других предметах (история, литература);

 – применять навыки выполнения фигуры человека другой культуры на других занятиях ИЗО, технологии;

 – быть толерантным.

Методы: эвристическая беседа, изобразительная викторина, анализ, сравнение, обобщение.

Ход урока.

I.Оргмомент.

II.Приветствие.

III.Актуализация знаний.

Слайд на доске.

1.Звучит японская музыка. 

-  Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна?

-Япония. Мы продолжаем путешествовать по этой стране.

-  Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других.

2.Сообщения детей. Выставка рисунков ветки сакуры.

1.  Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства  первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца».  Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца  Аматерасу.

2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллион. жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.

3.  В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.

4.  Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников  – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей.  В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).

5.  В Японии популярны  бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис,  рыба,  особое место занимает японская чайная церемония.

6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.

7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.

IV.Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний.

Сообщение учителя.

- А сегодня мы будем рисовать  хозяйку дома в Японии.

Главная хозяйка дома, конечно, женщина, она же и главное его украшение. Одежда японок – кимоно. Это платье – халат с широкими длинными рукавами и большим роскошным бантом на спине. Особенная красота кимоно – в его росписи. Женщины расписывали их сами для себя, берегли и передавали внучкам. В кимоно японки похожи на причудливые цветы, которые качает ветер, на только что взлетевшую бабочку. За узорами платьев, движениями складок фигура кажется совсем бесплотной, а голова напоминает склонившийся от тяжести бутон на тонком стебле. Открытую изящную линию шеи венчает тяжёлая корона чёрных волос, скреплённых длинными шпильками и гребнями.

Глаза как маленькие рыбки, рот – лепесток, а высоко поднятые брови говорят о чуткости.  

V.Практическая работа по презентации.

- Ребята, давайте сейчас и мы станем маленькими художниками и попытаемся создать образ японки.

В этом нам поможет поэтапная таблица.

  Но прежде, чем приступить к работе, я предлагаю немного отдохнуть.

   VI. Физкультминутка «Японское приветствие»

    - Продолжим свою работу.  

1 этап.

   - На первом этапе рисования схематически передадим облик женщины:   Учитель рисует на доске, а дети – на альбомных листах.

                                            11 этапов.

VII.Самостоятельная работа с акварелью.

   При работе с акварелью ученики пользуются брошюрами с рисунками кимоно. На доску вывешивается образец рисунка японки.

   С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока звучит японская музыка.

- Ребята, каким цветам отдадим сегодня предпочтение при раскрашивании кимоно: холодным или тёплым?

(Тёплым: красный, жёлтый, зелёный.)

Вы должны проявить творческую фантазию, вымысел и умение работать.

Посмотрите внимательно на девушку. Здесь чего-то не хватает, не правда ли? Что бы вы добавили в композицию? Да, я согласна. Не хватает того, что так любят и чтят японцы – живой природы. Давайте поможем создать праздничную атмосферу.

– Два разных государства – Япония и Россия. Казалось, ничего не может связывать их вместе. У нас разные языки, одежда, архитектура, религия – ничего общего! Но нет. Оказывается, маленькая ветка цветущего дерева может объединить людей. Как и японцы, мы радуемся приходу весны, мы радуемся цветению цветов и деревьев. Мы внутри такие же, как они, как все люди на планете. Природа  делает чудеса. Она нас учит добру и справедливости, любви и уважению, учит нас жить в согласии друг с другом.

 Ныне Япония – одна из ведущих промышленно-развитых стран мира. Этот невероятный успех объясняется во многом трудолюбием и упорством народа, его прилежанием, надежностью, терпением, настойчивостью, никогда неослабевающей энергией, а так же тем, что былые традиции – пусть и в измененном виде – продолжают почитаться всеми японцами.

    VIII. Итоги урока.

  1. Выставка рисунков.
  2. Анализ рисунков.
  3. Уборка рабочих мест.

 

IX.Домашнее задание.

Закончить композицию.

- Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Поэтапное рисование японки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страна восходящего солнца. Коллективная работа изображения японки в национальном костюме.

В первой части конспекта раскрывается культура японии,далее подроный разбор разнооразия костюмов и поэтапное его изображение...

Страна восходящего солнца

Страна восходящего солнца...

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"

Цели:Образовательные:-познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;-учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;формировать умение вы...

Япония - страна восходящего солнца.

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК "Начальная школа ХХI века"....

Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе на тему «Ямато - страна восходящего солнца».

По программе Неменского Б.М..Тема урока: «Ямато - страна восходящего солнца».Цели урока: ·    - узнать особенности выражения японского образа природы через японскую культуру (сад камней, ике...

Презентация на тему: "Страна восходящего солнца. Япония. Символ страны - Сакура"

Са́кура (яп. 桜 или яп. 櫻) — название нескольких деревьев подсемейства Сливовые; зачастую обозначает вишню мелкопильчатую. Многие виды, называемые «сакурой»...