Урок изобразительного искусства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Сергунина Елена Александровна

Ознакомление с технологией выполнения объемной от­крытки; научить работе с циркулем, вырезанию контура поделки, технике наклеивания объемных деталей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Используемый УМК: «Школа России», программа Б.М. Неменского

Оборудование учителя: компьютер с мультимедийным проектором

Оборудование: образцы открыток, плотная белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей, циркуль, линейка, карандаши — простой и цветные.

Материал: колер, гуашь, акварельные краски, тушь, нить №10, альбомные листы, баночка с водой, кисточка.

Зрительный ряд: открытки разных форм и размеров, словарь С. Ожегова,  презентация.

Цель: ознакомление с технологией выполнения объемной открытки; научить работе с циркулем, вырезанию контура поделки, технике наклеивания объемных деталей

Вид деятельности: бумажное конструирование.

Планируемые результаты: школьники научатся композиционному сочетанию деталей открытки; разной технике ее оформления; повторят конструкторские приемы в работе с бумагой.

Ключевые слова и понятия: открытка, лаконизм, циркуль, объемная аппликация.

Примечание. Для проведения игрового момента можно использовать аудиозапись.

Ход урока

I. Организационный момент

-Добрый день!

Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Рисовать красиво

Научишься и ты.

Какое это счастье –

Прекрасное творить!

Только лишь старание

Нужно проявить!

_Проверим готовность к уроку и приступим к работе.

II. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

-Прослушате 1 часть стихотворения Виктора Матвеева

В летнем дворике комплекса "Радуга"
Вас всегда с нетерпением ждут,
Чтоб отметить народные праздники,
Подарить всем тепло и уют!


Соберемся семьей дружной рыбинской,
Пусть сияют на лицах улыбки,
Будем слушать рассказ о таинственной,
Всем знакомой почтовой открытке!

С давних пор на дощечках из глины,
Бересте и папирусе южном,
Слали предки посланья любимым,
Сообщая где встретиться нужно.

А потом на бумажках картонных,
В дилижансах почтовых неспешно,
Поздравлений несметные тонны
Доставлялись любимым успешно!

-О чем говорится в стихотворении?

(Об открытке)

-Определите тему урока.

-Какие задачи поставим перед собой?

III.Актуализация имеющихся знаний, формирование новых знаний.

1. Работа со словарем.

-Как вы думаете, что такое открытка? (ответы детей)

-Найдите значение этого слова в словаре С.Ожегова.

ОТКРЫТКА , -и, жен. 1. Почтовая карточка для открытого (без конверта) письма. Поздравительная о. О. с извещением о чём-н. 2. Карточка такого же формата с художественным изображением. Альбом открыток.

2. История возникновения открытки.

-Кто знает, откуда к нам пришла открытка?

(ответы детей)

-С историей возникновения открытки нас познакомит Рамина.

Почтовые карточки (или открытки) были предложены впервые Генрихом фон Стефаном в 1865 году на Германско-Австрийском конгрессе, но его проект был отклонён из-за «неприличной формы пересылки сообщений на открытом почтовом листе»

Первая почтовая карточка была выпущена в Австро-Венгрии. 1 октября 1869 года в почтовом обращении этой страны появилась «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Во время франко-прусской войны 1870—1871 годов в воюющих армиях Франции и Германии также родилась идея снабдить карточку иллюстрациями. Некоторые из солдат стали сопровождать посылаемые родным почтовые карточки рисунками. Эта идея была оперативно воспринята коммерсантами. По французской версии первая иллюстрированная почтовая карточка (открытка) была выпущена книготорговцем Леоном Бенардо из Бретани, по немецкой — книготорговцем А. Шварцем из Ольденбурга. Начинание оказалось успешным и идея открытки быстро распространилась по остальным странам. В 1871 году их начали издавать почтовыеведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 — Швеции, Норвегии, Цейлона,в 1873 — Франции, Испании, Румынии, Сербии, Чили, в 1874 году — Италии[3]. В России открытка увидела свет в 1872 году, первые советские открытки датируются ноябрём 1917 года. В 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже принят международный стандарт открытки: 9 × 14 см, который был изменён в 1925 году на другой — 10,5 × 14,8 см. Первоначально её оборотная сторона предназначалась для адреса (специального места для письма не предусматривалось), с 1904 года её левая половина отведена для короткого письма: циркуляром и.д. начальника Главного управления почт и телеграфов № 21 от 16 февраля 1904 года был установлен новый порядок. Адресную сторону открытого письма предписывалось разделить вертикальной линией на две части. Левая предназначалась для письменного сообщения, правая — для адреса, марки и почтовых отметок. В России с 1 мая 1909 года во всех почтовых книгах, документах, бланках наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка».

IV. Работа с учебником

Откройте учебники на с. 40, прочитайте текст, рассмотрите образцы открыток.

(Ученики рассматривают и обсуждают варианты открыток с разной тематикой и оформлением.)

- Кто из вас видел необычные открытки?

- Что в них было особенного, оригинального?

- Кто видел фигурные открытки с вырезанными деталями?

- Что изображали такие открытки?

- Кто видел открытки с объемными аппликациями?

- Что на них было изображено?

- Можно ли сделать открытку с помощью трафарета, как вы делали обои?

- Кто принес свои любимые открытки? (Демонстрация открыток, их обсуждение классом.)

IV. Практическая работа

На открытке мало места для размещения декоративных деталей, поэтому главным принципом их отбора должен стать «лаконизм. Лаконизм — краткость выражения.

Это значит, что на открытке должно быть не так много деталей, чтобы она не оказалась перегруженной.

Второе новое слово, которое вам сегодня понадобится, — «избирательность».

Избирательность означает, что, оформляя открытку, надо выбирать такие детали, чтобы по ним можно было догадаться, чему она посвящена - дню рождения, Новому году или военному празднику.

Сначала надо выбрать форму вашей будущей открытки и согнуть лист бумаги по нужным линиям. Обратите внимание: в учебнике на с. 41 приведены варианты складывания открыток, которые могут иметь самые разные формы.

(Ученики придают открытке нужную форму.)

Что станет темой вашей открытки? От этого зависит, какой рисунок вы выберете. Подумайте, будут ли п вашей открытке вырезные детали, наметьте места, где они должны быть расположены, простым карандашом.

(Ученики намечают места вырезов.)

Если вам надо вырезать круглую деталь, то в этом вам поможет циркуль. Посмотрите, как он выглядит: у него две ножки, на одной острие, которым циркуль устанавливают на бумагу, на второй — кусочек грифеля для проведения кривой линии, которая замыкается в круг.

(Ученики делают разметку с помощью циркуля и вырезают нужные места в бумаге.)

V. Физкультминутка

-Повторяйте за мной движения и произносите слова, которые я скажу. Сначала мы разучим эту игру в спокойном темпе, потом будем повторять ее быстрее и под музыку.

Руки к пяткам

И к ушам,

На колени

И к плечам,

В стороны,

На пояс,

Вверх!

А теперь — веселый смех!

Все мальчишки: «Ха-ха-ха!»

(Мальчики кричат: «Ха-ха-ха!»)

Все девчонки: «Хи-хи-хи!»

(Девочки кричат: «Хи-хи-хи!»)

А все вместе: «Хо-хо-хо!»

(Все вместе кричат: «Хо-хо-хо!»)

-Молодцы! А теперь все это надо повторить в более быстром темпе.

(Игру повторяют несколько раз.)

VI. Художественное оформление поделки

(ученики работают под музыку Э. Григ «Пер Гюнт» Сюита №1 «Утро»)

— Какие темы вы выбрали для своих открыток?

— Какие детали вы изберете для этих тем?

Если вы будете украшать открытку с помощью аппликации, то надо вырезать из цветной бумаги нужные детали.

(Ученики вырезают детали для оформления.)

У нас выполнены основные детали для аппликации, осталось их собрать все вместе, сложив из них общий рисунок. Определитесь, на каком месте обложки открытки будет размещена главная деталь вашей композиции и приклейте ее.

Будьте внимательны, при приклеивании этой детали не сомните ее. Например, вы хотите с помощью аппликации сделать веточку с листьями. Сначала надо зеленым карандашом нарисовать ствол будущей веточки. А вырезанные вами листочки следует приклеить вдоль этой нарисованной веточки. Помните, как надо приклеивать такие листочки? Согните каждый листочек пополам вдоль и клеем намажьте только середину изнаночной стороны листочка — его сгиба. При приклеивании прижмите каждую серединку листочка покрепче.

(Ученики завершают работу над открыткой.)

VI. Оформление части для письма

-Но открытка не будет завершенной, если она не будет подписана. Для этого надо оформить вторую страницу открытки.

Разверните открытку и на левой стороне ее разворота разметьте по линейке простым карандашом полоски, на которых потом вы напишите поздравление.

(Ученики выполняют задание).

VII.Подведение итогов, анализ работ, рефлексия урока

- Что значит слово «открытка»?

- Какие принципы необходимо соблюдать при изготовлении открытки?

- Как участвовали в создании открытки братья-Мастера? А теперь сочиним синквейн на тему «Открытка».


Используемая литература, источники в сети интернет:

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. - М.: Просвещение, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Презентация к уроку изобразительного искусства. "Жанр изобразительного искусства Портрет"

Портрет В изобразительном искусстве  — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...