Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса «Изразец в архитектуре» по программе "Перспектива" Т. Я. Шпикаловой "Изобразительное искусство"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Кочергина Ирина Павловна

Данная технологичкская карта разработана для урока ИЗО во 2 классе по теме: "Изразец в архитектуре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_izo_izrazets_2_klass.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок изобразительного искусства в 2 классе

по программе Т. Я. Шпикаловой

«Изобразительное искусство»

                             

Тема:  РУССКИЙ ИЗРАЗЕЦ В АРХИТЕКТУРЕ.

Педагогические цели:

 способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации), углубления представления о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец); содействовать формированию художественно-графических навыков кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

Тип урока

 формирование новых знаний (урок-вариация и импровизация).

Форма урока

  комбинированный.

Методы и формы обучения

 объяснительно-иллюстративный, практический, творческий; фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины

 муравленый изразец, декоративная композиция.

Наглядно-
демонстрационный материал

  презентация «Русский изразец», таблицы и композиционные схемы.

 

Зрительный ряд

произведения художников и фото изразцов; варианты оттенков зеленого цвета при смешении с другими красками; композиционные схемы размещения орнамента на квадрате и на прямоугольнике.

Оборудование

 акварель, белая гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой, учебник, подставка для книг

Планируемые
образовательные результаты

 Предметные: в познавательной сфере – понимают значение искусства в жизни человека и общества; осваивают основы изобразительной грамоты; приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности; в ценностно-эстетической сфере – проявляют интерес к художественным традициям своего народа; овладевают художественным (эстетическим) вкусом; видят и понимают проявления художественной культуры вокруг (архитектура); в коммуникативной сфере – умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в эстетической деятельности – проявляют интерес к искусству, художественным традициям своего народа; в трудовой сфере – используют различные материалы и техники для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Личные: осуществляют толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий.

Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (архитектура); имеют мотивацию, организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла; овладевают художественной интуицией и памятью.

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
обучающихся

Формы
организации взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

 I. Мотивирование  учебной  деятельности  (организационный момент).

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока

 (Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся):

-Здравствуйте, я рада вас видеть на очередном уроке рисования:

Прозвенел  и смолк звонок,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

Слушают учителя

Фронтальная

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности

 

 II. Постановка учебной задачи.

Викторина

«Угадай сказку»

Просмотр
слайдов  

      -Сегодняшний урок я хотела бы начать с русских народных сказок. Я прочитаю вам известные строки, а вы попробуйте отгадать,  какая эта сказка. Помощником вам будут иллюстрации из этих сказок.

 

•        Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля.

Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. (По щучьему велению) СЛАЙД 1-2

•        Метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Бросилась девочка их догонять. Бежала, бежала по лесу, видит, стоит печка. Девочка говорит печке:

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

(Гуси-лебеди) СЛАЙД 3-4

•        Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке. Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. 

 (Семеро козлят) СЛАЙД 5-6

- Какой предмет встречался во всех этих сказках? (печь) СЛАЙД 7

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, наблюдают, рассуждают, анализируют информацию, делают вывод

Фронтальная

Познавательные: составлять небольшие сообщения, описывать живописное произведение, сравнивать иллюстрации, рассуждать.

Коммуникативные: коллективно анализировать произведение живописи, воспринимать чужое мнение, аргументировать свой ответ.

Личностные: объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов

Устные ответы

 Беседа

 

 - Попробуйте предположить, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?  …(о печке)

- Совершенно верно.  Для чего   служила  печка людям в избе? (согревала дом, на печи готовили еду)

-А как вы думаете, кроме того, что печь кормила и грела, что она еще  делала?

- Я вам немного помогу, посмотрите на следующий слайд. (Она украшала дом) СЛАЙД 8

– Что же делало ее нарядной?  ( ……)

Слушают учителя, просматривают презентацию,наблюдают, анализируют информацию, делают выводы

Фронтальная

Познавательные:  наблюдать, рассуждать, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения нового знания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные

формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока

Устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Беседа «Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печей».

Украшали их узорами, которые были выполнены на маленьких керамических плиточках, которые называли ИЗРАЗЦАМИ  ) СЛАЙД 9

 

– Знакомо ли вам слово «изразец»? Этим словом называли обожженные и расписанные плитки из глины.    

 

В слове «изразец» заключено сразу несколько смыслов: «резать», «резной», «узор», «образить» (есть такое старое слово), то есть украсить.

Действительно, самые древние изразцы были выпуклыми, рельефными, потому что делали их с помощью резных форм.   )

СЛАЙД  10 -11

Набивали сырую глину  в  деревянную  резную  форму, сушили, вынимали изразец и обжигали. Но больше всего название этой цветной керамической плитки – изразец – напоминает слово «образец», то есть определенный рисунок, орнамент. Не случайно в древности изразцы иногда называли образцами.

Русские гончары наносили на них красивые узоры. Получалась керамическая мозаика. Эту мозаику гончары с успехом применяли в украшении церквей, каменных теремов и облицовке печей. Из красочных изразцов набирались затейливые керамические орнаменты, декоративные сюжеты. )

 СЛАЙД 12 - 13

 

– Изразцы, как и мозаика, очень древнее искусство. На Руси керамическая плитка была известна еще в раннем Средневековье – в X–XII веках. В раскопках в городах Киевской Руси находили и находят изразцы. Применялись изразцы повсеместно – и в советской архитектуре, и храмовой. Не менее часто использовались изразцы и в дизайне интерьеров. Особое распространение получили печные изразцы.  

Печи в России украшали изразцами на протяжении веков. Печи могли быть разными, а вот тематика изразцов, их форма и расцветка были немного схожи.   Печь, облицованная изразцами, словно раскрытая книга, могла рассказать о неведомых единорогах и

грифах, о крылатой коннице, только что изгнанных захватчиках, о легендарном царе древних Александре Македонском,   о семиглавом драконе   и других литературных героях.

Первые русские изразцы изготавливались:

 из традиционной для нашей страны красной глины (красные);  СЛАЙД 14

 с синим узором по белому фону (гжельские)  СЛАЙД 15

 многоцветные  ) СЛАЙД 16 - 17

– Изразцы бывают:

 рельефные;

 живописные.

Соединяясь вместе, они составляют декоративные   панно, наличники, вставки и пр., покрывая иногда целые стены.  

СЛАЙД 18

Несколько позже полученные по особой технологии плитки стали покрывать зелёной глазурью, которая называлась на старинный лад – мурава (муравленые)

Муравленый изразец получил название от цвета травушки-муравушки, подобно ей, он тоже зеленого цвета. Рассмотрите изображение старинных изразцовых печей и отдельные изразцы из русских храмов в учебнике на с. 98-99.

  –Старинные изразцы сохраняются в музейных коллекциях как произведения народного искусства, как яркое явление в культуре нашего Отечества.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные:  наблюдать, рассуждать, осознанно рассматривать слайды с  целью освоения нового знания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные

формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока

IV. Творческая практическая деятельность

Видео –физкультминутка

 

Формирование практических умений.

 

Творческая работа

Показ видео физкультминутки

- Сегодня я предлагаю вам украсить нашу печь в классе. У каждого из вас на столе лежит заготовка из вашей творческой тетради, на которой вы красками должны создать муравленный изразец  с понравившимся  вам сюжетом или орнаментом.

– Рассмотрите старинный муравленый изразец в учебнике на с. 98. Назовите оттенки зеленого цвета , ПОЛЬЗУЯСЬ ТАБЛИЦЕЙ «ЦВЕТОВОЙ КРУГ» (темно-зеленый, светло-зеленый, зеленый, желто-зеленый) СЛАЙД 19

СЛАЙД 20

Внимательно рассмотрите все эти оттенки зеленого цвета  (темно-зеленый, зеленый, светло-зеленый, желто-зеленый)

Подумайте, какие краски надо смешивать, чтобы получить красивый рисунок. Помощником в этом будем данная таблица на доске.

Таблица

– Изразец имеет форму квадрата или прямоугольника.

СЛАЙД  21-23

Чтобы правильно расположить изображение на заготовке, рассмотрите композиционные схемы размещения узоров на квадрате (на слайде или в учебнике на стр. 101.) Найдите на них ту, которая относится к одному из придуманных вами изразцов.

 

   Ищите оттенки зеленого цвета, смешивая зеленую краску с другими на палитре. Изразец должен быть ярким .

Педагог наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания

Смотрят видео, повторяют упражнения

Слушают учителя, просматривают слайды, отвечают на вопросы

Выполняют рисование изразца

Индивидуальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Личностные:

положительно относиться к занятиям двигательной деятельностью

Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

самостоятельно выполнять творческие задания

Выполнение упражений

Наблюдение

3. Включение в систему знаний и повторение.

Выставка работ обучающихся.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

- А теперь внимание на доску. Наша печь почти готова. Все основные элементы на месте. Я хочу, чтобы она стала еще ярче. Это вам мой подарок за отличную работу на уроке   (украшение на печь от учителя) И все это помогли нам сделать расписные плиточки. Как она называлась иначе?   (… )

 

Приклеивание своих работ на общую, слушают учителя, отвечают   на вопросы учителя,

рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.

 

Фронтальная

 

Личностные: обладать первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные:

излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения, формулировать ответы на вопросы

Устные ответы

 

IV. Итоги урока. Рефлексия

Итоговый рассказ учителя,

- Как вы думаете, где вам смогут пригодиться знания, умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке? (….. ) …

– С развитием промышленности и появлением новых источников тепла – газа, электричества, изразцы   превратились в чисто декоративные, и на некоторое время их популярность их почти сошла на нет. Но, как часто бывает, традиционные изделия, проверенные веками возвращаются и завоевывают популярность. Сегодня, несмотря на множество вариантов отделочных материалов,   изразцы все равно популярны. Где используются изразцы сегодня?

 

 СЛАЙД  24

Учитель предлагает закончить предложения:

– Сегодня я узнал…

– Было интересно…

– Было трудно…

Лесенка успеха

Личностные: обладать первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные:

излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения, формулировать ответы на вопросы

Оцени

вание обучающихся за работу на уроке. Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства Тема: "Русский изразец в архитектуре" (2 класс)

Цели деятельности учителя: способствовать эмоционально-ценностному восприятию изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры; создать условия для развития воображения на о...

Технологическая карта урока изобразительного искусства (4 класс). Тема: Архитектура древней Эллады. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: способствование формированию знаний о древнегреческой культуре и архитектуре на примере изучения памятников архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты:Предметные:...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Художественная культура Средневековья. Архитектура готического стиля» (УМК «Перспектива» 4 класс)

Цель урока: расширение знаний и представлений об образе готических соборов Средневековья.Задачи урокаДидактические:Знать особенности архитектуры и искусства средневековой Европы;Учить выражать в творч...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Архитектура готического собора" (УМК Перспектива, 4 класс)

Цель урока: Формирование представления об образе готических городов средневековой Европы; развитие констурктивных умений и творчества.Задачи урокаДидактические:  1. Расширить знания и представлен...

Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Архитектура старинная и современная" (3 класс, Б.М.Неменский)

Цель урока: ознакомление обучающихся с архитектурой городаДидактические:1. Познакомить обучающихся с архитектурой нашего города;2. Научить видеть различия межу современной и старинной архитектуройРазв...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Памятники архитектуры» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для формирования представлений о Памятниках архитектуры, выполнение деревенской избы из бумаги.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «Памят...

Технологическая карта урока "Изобразительная деятельность" 2 класс "Зима"

Технологическая карта урока по ФГОС "Изобразительная деятельность" 2 класс для детей с У.О....