"Технологии сотворчества как средство формирования культурно- нравственных ценностей младшего школьника"
статья по изобразительному искусству (изо)

Марейчева Наталья Александровна

Технологии сотворчества как средство формирования культуры общения младших школьников.

Понятие культуры общения сформировалось ещё со времен средневековья, ещё тогда, данный феномен воспринимался исследователями в качестве системы ценностей, знаний и навыков, которые передаются в рамках определенной языковой картины мира, из поколения в поколение. На протяжении долгих исторических эпох, термин и его восприятие трансформировались и видоизменялись, и в современных реалиях, культура общения являет собой сложную систему знаний, ценностей, умений, способностей и личных особенностей индивида, которые приобретаются в результате воспитания, межличностной коммуникации и образовательного процесса. В педагогическую науку рассматриваемое понятие было введено в 2000 году и отражено в трудах Ф. С. Газизовой, однако, внедрение элементов данного направления в учебный процесс происходит достаточно медленно, собственно, данным фактором обусловлена актуальность исследования и необходимость разработки занятий, способствующих формированию культуры общения.

Множеством отечественных ученых области педагогики, таких, как  Ф. С. Газизова, О.В. Карпеева, Г.В. Терехова и другими отмечается необходимость формирования основ культуры общения в младшем школьном возрасте, так как на данном этапе своего развития, дети переживают адаптационный период и нуждаются в приобретении навыков и знаний организации и осуществления межличностной коммуникации. О степени сформированности культуры общения, свидетельствуют такие критерии, как умение грамотно, логично и последовательно выражать собственное мнение, умение логически мыслить, организовывать, анализировать и оценивать различные ситуации, кроме того, о высоком уровне культуры общения говорит умение вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими индивидами, сопереживать, помогать. Приобретение основных навыков культуры общения способствует эффективности образовательного процесса, соответственно, данный элемент является неотъемлемой частью педагогического процесса.

 

  1. Анализ понятия «культура общения»

Для того, чтобы провести анализ понятия «культура общения» необходимо ознакомиться с определениями, которые нам предлагают ученые.

Л. С. Выготский пишет: «Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития» [10, 283].

В. М. Бехтерев писал: «…общение служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности…», также он отмечал: «...чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности». А. И. Волкова предлагает определение: «Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Методы и технологии формирования культуры общения берут свое начало ещё со времен средневековья. Изначально, данный феномен, воспринимался исследователями в качестве комплекса традиций, ценностей и норм, которые передаются в рамках той или иной языковой картины мира.

Н. Н. Кошелева сформировала ряд характерных навыков и умений, являющихся неотъемлемыми элементами культуры общения:

- навык свободного владения средствами и разновидностями общения;

- навык построения эффективного общения с целью достижения определенных целей и задач;

- способность учитывать во время общения не только личные интересы, но и интересы других индивидов, принимающих участие в коммуникации;

- способность концентрировать внимание на процессе общения, его структуре и организации [19, с. 170].

В педагогической науке культура общения рассматривается как составляющая общей и профессиональной культуры общества, при этом, в качестве составляющей культуры общения, отмечают совокупность знаний, ценностей, норм, образцов поведения, которые реализуются посредством эмоциональной или деловой коммуникации.

Культура общения занимает особое место в педагогическом процессе, при этом, как указывает О. Ф. Джиоева: «…за последнее десятилетие произошла трансформация и модернизация системы образования, в результате данной тенденции к ученикам и педагогам предъявляются новые требования, такие как высокий уровень адаптации, сформированные коммуникативные навыки, духовные потребности и познавательные запросы…» [14, с.144].

1.2. Особенности формирования культуры общения младших школьников

По словам Д.Б. Эльконина младший школьный возраст- это «…период в жизни ребенка с семи до десяти лет , когда он проходит обучение в начальных классах..». В этом возрасте, как указывает Л.С.  Выготский: «…в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний…» [14, c.56].

В своих работах Л.С.  Выготский выявил, что: «Образование и культура общения взаимосвязаны, так как коммуникация обозначает не только обмен информацией, но и формирование взаимопонимания индивидов, передачу знаний, идей, ценностей» [10].

С.И. Грахова отмечает, что «…дети, до третьего класса, выбирают в качестве приоритетного партнера учителя, общаются с ним по поводу учебной деятельности и на личные темы, стремятся получить признание, одобрение и оценку себя и своей деятельности. Выбор сверстников-партнеров по общению также определяется для ребенка оценками значимых взрослых…» [13, с. 245]. Главная задача педагога, при формировании культуры общения у детей младшего школьного возраста, заключается в развитии способности ребёнка к оценке самого себя, установлении личных границ, ведению дискуссий с целью решения задач.

При формировании и развитии культуры общения, перед педагогами ставиться следующие задачи:

- формирование представления школьников о средствах общения, видах коммуникации, способах ее обеспечения;

- комплексное развитие школьника (развитие внимания, памяти, воображения);

- развитие личных качеств младших школьников и эмоциональной сферы;

- формирование у школьников способности организовать работу, учебную деятельность, творческий процесс.

Следует отметить, что младший школьник находится на этапе адаптации ко внешним и внутренним факторам, соответственно, ему характерно активное овладение коммуникационными навыками, кроме того, дети младшего школьного возраста интенсивно устанавливают контакты со сверстниками и взрослыми (если ребенок смог установить дружеские отношения с одноклассником, это свидетельствует о его способности налаживать тесные социальные контакты). Неблагоприятным фактором развития культуры общения, является наличие у ребёнка таких качеств, как капризность, жадность, замкнутость, вспыльчивость, данное поведение свидетельствует о необходимости проведения коррекционных мероприятий посредством педагогической деятельности. «Цель коррекции культуры общения младших школьников - содействие преодолению учащимися эмоциональных и коммуникативных проблем, формирование необходимых коммуникативных навыков». Задачи коррекционных мероприятий. [17, 124].

- Преодоление эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем младшего школьника;

- Развитие позитивной самооценки и восприятия окружающего мира;

- Стимуляция школьников к активной познавательной деятельности

Основные организационные правила проведения занятий:

- формирование педагогом благоприятной и доверительной атмосферы;

 - во время проведения занятий, каждому ученику даётся право слова, каждый может высказать личное мнение;

Предполагаемый результат коррекционных мероприятий:

- адекватность эмоциональных переживаний, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрацией своих возможностей.

- стабилизация эмоционального состояния учащихся с повышенным и высоким уровнем тревожности.

- благоприятный климат в детском коллективе.

Посредством педагогической деятельности (урочной и внеурочной), младший школьник формирует и развивает осознание нравственной нормы, приобретает такие умения, как выражение сочувствия, заботы, оценка поступков, сдерживание отрицательных эмоций. Следует отметить, что как урочная, так и внеурочная деятельность, направлены на формирование и дальнейшее развитие основ культуры общения, школьникам оказывается практическая помощь и стимулирование, посредством которых педагогу предоставляется возможность корректировки межличностной позиции и отношений ребёнка. А.И. Ветчинкина и С.И. Грахова   в своих научных работах отмечают: «..эффективной технологией формирования культуры общения у младших школьников является сотворчество. Наибольший интерес современных исследователей и учёных представляет внеурочная деятельность, так как во время данного типа занятий, педагогом создаётся особенная эмоционально наполненная среда, в которой дети увлечены образовательной деятельностью…» [12, с. 69].

На основании проведенного исследования особенностей формирования культуры общения младших школьников можно сделать вывод, что наиболее рациональным способом приобретения и развития навыков, умений, знаний, ценностей и личностных качеств, относящихся к культуре общения, является игровая форма, которая характеризуется коллективным характером, ситуативностью, высокой необходимостью осуществления межличностной коммуникации и взаимодействия. Кроме того, в процессе исследования было выявлено, что процесс формирования культуры общения у младших школьников должен включать такие этапы, как формирование представления школьников о средствах общения, видах коммуникации, способах ее обеспечения, комплексное развитие школьника (развитие внимания, памяти, воображения), развитие личных качеств младших школьников и эмоциональной сферы, формирование у школьников способности организовать работу, учебную деятельность, творческий процесс.

1.3. Технологии сотворчества как средство формирования культуры общения

Сотворчество – это одна из форм совместного творчества, выполнения определенных задач группой людей в условиях взаимодействия и взаимопомощи. В педагогической науке, технология сотворчества рассматривается как противоположность педагогики принуждения.

Формирование технологии сотворчества в педагогической деятельности произошло ещё в 2000 году, однако, внедрение элементов данного направления в учебный процесс происходит достаточно медленно. В трудах М. И. Бекоевой отмечено, что: «…сотворчество является формой взаимодействия учеников и педагога, во время которого, приобретение навыков и знаний происходит самостоятельно, а в восполнение недостающей информации происходит методом обсуждения…» [6, с.75]. Следует отметить, что в технологии сотворчества преобладает реализация креативных идей и креативного мышления. Сотворчество, как элемент педагогической деятельности, способствует развитию познавательного интереса и творческого мышления.

Д. А.  Жилякова под технологией сотрудников понимает: «…способность индивида к восприятию различных явлений, умения связывать и сопоставлять информацию, а также формировать оригинальные выводы…» [16, с.76]. На основании данного мнения можно сделать вывод, что сотворчество особо важно при формировании культуры общения младших школьников, так как посредством сотворчества, человек учится не только осуществлять коммуникацию, но и приобретает умение широко мыслить, анализировать и делать умозаключения, при этом, индивид сам заинтересован в достижении высоких результатов.

В. М. Чиркова в своих трудах выделяет следующие формы организации сотворчества детей младшего школьного возраста:

«- Софизм (когда педагогом формируется заведомо ложное утверждение, ошибки которого возможно найти только в результате проведенного анализа). В результате применения данной технологии дети не просто получают знания, но и осмысливают полученную информацию. Основная задача педагога, при использовании данной технологии сотворчества, заключается в совместном поиске и разборе ошибок какого-либо утверждения);

- Рефлексивный полилог (дискуссия педагога и учеников по поводу того или иного вопроса, совместный поиск решения проблемы), данная технология способствует развитию творческого мышления, самостоятельного осмысления ситуации;

- Позициональная дискуссия практически идентична предыдущей технологии, однако, её сущность заключается в распределении функций между учениками;

- Образно-символическая импровизация предполагает просмотр учениками видео материалов, ознакомление с текстами, рассказами, в результате чего, дети высказывают личное мнение в отношении ознакомленного материала;

- Творческие задания, в процессе которых, ученики приобретают новые знания, формируют причинно-следственные связи и аргументированно выражают свои мысли…» [23, с.95].

Сотворчество является уникальной технологией, которая способствует повышению эффективности образовательной деятельности и развитию личностных качеств, необходимых для формирования культуры общения.

Г. А.  Пичугиной и Д. А. Жиляковой была предложена схема поэтапной организации процесса сотворчества при работе с детьми младшего школьного возраста:

«…1 этап – подготовка творческого задания (изучение педагогом исторических и научных фактов, организация процесса обсуждения вопроса)

  1. этап – разработка алгоритма (разработка возможных вариантов решения на основе теоретического материала)
  2. этап – выбор структуры решения творческой задачи (разработка наводящих вопросов, направленных на преодоление стереотипного мышления)
  3. этап – организация исследования (разработка последовательности действий во время сотворчества) …» [15, с.91].

Такие исследователи как Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, И.Н. Немыкина, Л. И. Уколова, Г. М. Цыпин, В.Л. Яконюк подчеркивают, что сотворчество, это такой вид взаимодействия педагога и учащихся, который «обеспечивает преодоление конфликтов, снятие напряженности и агрессивности. Это происходит за счёт вербальных и невербальных проявлений преподавателя, а также в результате действия психотерапевтической функции преподавателя, в процессе реализации которой применяются психологические, художественно-педагогические, а также коммуникативные технологии. В связи с этим особенно актуальным представляется поиск новых педагогических направлений и технологий, которые могли бы наилучшим образом обеспечить это взаимодействие».

Технология сотворчества может быть реализована как во время урочной, так и внеурочной деятельности, однако, при организации сотворчества необходимо учитывать основные принципы, которые предлагает Ф. Шарифзода [24, с.317]:

- Педагог должен постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием творческих способностей, речевой культуры;

- Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения;

- Педагог должен совместно с учащимися (студентами) искать резервы качества проведения внеклассных занятий и мероприятий.

Взаимодействие педагога и учеников может отличаться в зависимости от изучаемой дисциплины, к примеру, во время изучения гуманитарных предметов, зачастую используется модель диалоговой деятельности (для учеников младшего школьного возраста рекомендуется групповая работа, так как она является одной из форм эффективного усвоения знаний, способствует межличностному взаимодействию, улучшает межличностные отношения, а также активизирует процесс обучения). Во время сотворчества, учащиеся младшей группы осваивают разные способы обработки информации, создания текстов, оформления мыслей в игровой форме, знакомятся с основами дисциплин, в результате, дети формируют культуру общения, включающую в себя грамотную речь, способность логично мыслить и высказывать собственное мнение, приобретают навыки поведения в коллективе, развивают способность сопереживать и помогать одноклассникам, и т. д.

Как отмечает Ф. Шарифзода: «…технологии сотворчества могут быть применены на любой стадии урока, к примеру, на этапе изучения нового материала, сотворчество способствует включению младших школьников в познавательную деятельность, а на этапе закрепления материала, помогает детям не только воспроизвести теоретический материал, но и применить его на практике (посредством практических заданий, кейсов) [24, с.320].

Г. В. Терехова отмечает, что: «…во время внеурочной деятельности сотворчество способствует формированию активной жизненной позиции школьница, формирует вдумчивое отношение к информации и умение высказывания и донесения собственных мыслей, кроме того, дети быстрее адаптируются к образовательной деятельности…» [22, с.310].

Е. Н. Бичерова выделила особенности групповой работы младших школьников [8, с.190]:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

 

Заключение

Понятие культуры общения является сложным и интегрированным, так как включает в себя познавательный, эмоционально-эстетический и поведенческий элементы культуры. Формирование культуры общения у младших школьников, в рамках образовательной организации, происходит посредством урочной и внеурочной деятельности, с учетом возрастной специфики (дети младшего школьного возраста, переживают адаптационный период, стремятся найти свое место в системе; наблюдается повышенная ориентированность на взрослых, коммуникация младшего школьника сопряжена с познавательным развитием, потребность в социальной коммуникации, потребность в уважении и внимании со стороны взрослых; приобретение навыков, умений и знаний приоритетно в игровой форме).

В результате педагогической деятельности, направленной на художественное воспитание,  младшие школьники развивают личностные качества, становятся способны проводить анализ и оценку собственных действий и коммуникации в целом, уверенно и грамотно выражают мысли, адекватно воспринимают информацию, обладают основными навыками поведения и общения в коллективе, развивают творческий потенциал, формируют гражданственность, уважительное отношение к культуре и социуму.

Уроки изобразительного искусства особенно важны для детей младшего школьного возраста, так как во время занятий развивается мелкая моторика, что в результате отражается на интеллектуальном и физическом развитии. Было выявлено, что от уровня сформированности художественной культуры зависит дальнейший образовательный процесс, так как дети на уроках изобразительного искусства учиться концентрировать внимание, развивать усидчивость, аналитическое мышление.

На уроках изобразительного искусства с применением разнообразных форм и методов происходит формирование художественной культуры младшего школьника, а также процесс эстетического воспитания и развития личности младшего школьника. Эстетическое развитие благодаря урокам изобразительного искусства представляет собой процесс постоянных качественных, все более осложненных изменений в отношении к действительности и искусства как результат целенаправленных педагогических воздействий школы, семьи и других социальных институтов на младшего школьника, что осуществляется в единстве обучения, воспитания и самовоспитания. Именно поэтому, в образовательной системе, а именно в начальной сельской школе возрастает потребность социализации личности, значимости личности как субъекта социальных отношений в современном мире – слишком сложном по-своему упорядочением и слишком мощным по своим возможностям.

Множеством отечественных авторов была выявлена неблагоприятная тенденция, согласно которой, уроки изобразительного искусства не приносят высоких результатов в формировании  культуры общения у детей младшего школьного возраста, что связано с однотипностью заданий. Также было выявлено, что наиболее эффективным методом формирования художественной культуры  является технология сотворчества, которая предполагает творческую работу ученика, при условии взаимодействия с педагогом (педагог предоставляет возможность самостоятельно мыслить и находить нестандартные решения проблем, при этом, весь процесс сотворчества сопровождается находящими вопросами учителя).

Было выявлено, что процесс сотворчества может быть наиболее эффективным только при условии его последовательной структуры, при этом, особо важно учитывать творческий потенциал учеников и сформировать доверительное отношение в коллективе.

 Наибольшее число исследователей области педагогики и учёных, склоняются к мнению, что наиболее эффективным способом организации сотворчества для детей младшего школьного возраста является групповая работа, которая может быть реализована на любом этапе урока и внеурочной деятельности, более того, групповая деятельность способствует улучшению отношений в коллективе, развивает коммуникативные навыки, способствует развитию творческого мышления и инициирует активную образовательную деятельность; дети учатся сопереживать и помогать друг другу, находят неординарные решения вопросов, учатся грамотно, последовательно и ясно выражать мысли.

В целом можно сделать вывод, что для обеспечения эффективного формирования навыков культуры общения младших школьников, урок изобразительного искусства должен быть организован с учетом специфики данной возрастной категории детей и содержать в себе комплекс методов и способов формирования художественной культуры (проведение бесед, мастер-классов, посещение музеев, просмотр познавательных видеороликов, лепка и прочее).

 

Одной из задач исследования было изучить уровень сформированности культуры общения младших школьников. С этой целью был проведен эксперимент, направленный на изучение уровней сформированности  культуры общения и эстетических вкусов младших школьников. Были определены критерии, показатели и уровни сформированности эстетических вкусов у младших школьников. По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, а также учитывая результаты эксперимента, были выделены весомые педагогические условия формирования культуры общения младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству:

1) Инновационный подход к организации уроков изобразительного искусства (использование нетрадиционных техник образования внедрение инновационных форм урока, соблюдение двухкомпонентной структуры урока, использование интерактивных методов и приемов на уроках и т.д.).

2) Системный подход к реализации художественно-эстетического воспитания младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства (актуализацию эстетических вкусов в сознании учащихся, ознакомление их с необходимыми знаниями, понятиями и представлениями о прекрасном в действительности и искусстве; овладение способами проявления эстетических вкусов, использование их в процессе изучения изобразительного искусства и других видов деятельности).

3) Организация внеклассной работы по изобразительному искусству с целью усиления воспитательных функций художественно-эстетического воспитания. Урок изобразительного искусства очень короткий по продолжительности и чтобы организовать творческий процесс, как показывает практика, недостаточно 45 минут. Поэтому, гораздо больше возможностей для творческой активности оказывают внешкольные учебные заведения.

 Творческая активность проявляется в желании создавать что-то свое, участвовать в творческой деятельности. Далеко не каждый школьник станет художником, но творческая инициатива и мышления, знание законов композиционного построения и цветоведения, творческое воображение и память, сформированные на изящных занятиях, пережитая творческая радость обязательно проявятся в его будущей деятельности.

Программа изобразительного искусства должна быть организована таким образом, чтобы соблюсти переход от меньшего к большему и поддерживать баланс между теоретическими знаниями и практическими заданиями. Кроме того, в основе преподавания должна находиться технология сотворчества. Которая позволит развить творческий потенциал детей в полной мере. Рекомендуется, разделить образовательную программу на три блока – теоретический, практический, итоговая оценка результатов, что позволит на регулярной основе оценивать уровень сформированности художественной культуры младших школьников и своевременно внести коррективы в образовательный процесс.

Рекомендуемая программа является комплексной, так как включает в себя изучение теоретических основ изобразительного искусства и приобретение практических навыков. В основе программы лежит специфика младшего школьного возраста, которому характерен низкий уровень концентрации внимания, усидчивости, предрасположенность к групповой работе, потребность в общении.

Следует отметить, в результате реализации данной программы, у детей сформируется не только эстетический вкус, художественное восприятие, чувство прекрасного, также дети смогут развить коммуникативные навыки, способность межличностного взаимодействия, самостоятельной организации творческой деятельности, развитие творческого мышления, ответственности и прочее. В результате, данные мероприятия окажут положительный эффект на формировании художественной культуры младших школьников.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Научные статьи:

  1. Кылтасова Я. Я., Андросова М. И. Воспитание культуры общения у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 15–19. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770100.htm
  2. Мележик О.В. Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия «коммуникативная культура» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh-k-opredeleniyu-ponyatiya-kommunikativnaya-kultura
  3. Мишина Ю.О. «Воспитание культуры общения младших школьников», 2020, научная статья, Электронный ресурс: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/12/03/vospitanie-kultury-obshcheniya-mladshih
  4. Орынханова Г.А., Жардамалиева Ж.Б., Абдикалык К.С. «Культура общения и ее особенности», 2015, научная статья, Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-obscheniya-i-ee-osobennosti
  5. Худойбердиева Анорабону Хаётовна «Культура общения как базовое основание личности», 2018, научная статья, Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-obscheniya-kak-bazovoe-osnovanie-lichnosti

Литература:

  1. Бекоева М.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 75-78.
  2. Белова Т.В., Ефимова Е.А. Формирование творческой самореализации будущего педагога как одно из условий адаптации к профессиональной педагогической деятельности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 27-30.
  3.  Бичерова Е.Н. Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 190-193.
  4. Викулина М.А., Смирнова Н.М. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 10. – С. 40-41; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=792
  5. Выготский, Л. С.  Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07290-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437740
  6. Газизова Ф.С.; Сазаева А.В. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ – 2020 г. – № 25
  7. Грахова С. И., Ветчинкина А. И. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. - Ч.2. - Стерлитамак: Агентство международных исследований, 2018. -С. 68-70.
  8. Грахова С. И., Тихонова О. А., Шарафетди-нова З. Г. Развитие словесного творчества младших школьников на основе фольклорных произведений // European Social Science Journal. - 2018. - № 3. -С. 245-250.
  9. Джиоева О.Ф. Основные детерминанты затрудненного общения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 144- 147.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии сотворчества как средство формирования культуры общения младших школьников.

Понятие культуры общения сформировалось ещё со времен средневековья, ещё тогда, данный феномен воспринимался исследователями в качестве системы ценностей, знаний и навыков, которые передаются в рамках определенной языковой картины мира, из поколения в поколение. На протяжении долгих исторических эпох, термин и его восприятие трансформировались и видоизменялись, и в современных реалиях, культура общения являет собой сложную систему знаний, ценностей, умений, способностей и личных особенностей индивида, которые приобретаются в результате воспитания, межличностной коммуникации и образовательного процесса. В педагогическую науку рассматриваемое понятие было введено в 2000 году и отражено в трудах Ф. С. Газизовой, однако, внедрение элементов данного направления в учебный процесс происходит достаточно медленно, собственно, данным фактором обусловлена актуальность исследования и необходимость разработки занятий, способствующих формированию культуры общения.

Множеством отечественных ученых области педагогики, таких, как  Ф. С. Газизова, О.В. Карпеева, Г.В. Терехова и другими отмечается необходимость формирования основ культуры общения в младшем школьном возрасте, так как на данном этапе своего развития, дети переживают адаптационный период и нуждаются в приобретении навыков и знаний организации и осуществления межличностной коммуникации. О степени сформированности культуры общения, свидетельствуют такие критерии, как умение грамотно, логично и последовательно выражать собственное мнение, умение логически мыслить, организовывать, анализировать и оценивать различные ситуации, кроме того, о высоком уровне культуры общения говорит умение вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими индивидами, сопереживать, помогать. Приобретение основных навыков культуры общения способствует эффективности образовательного процесса, соответственно, данный элемент является неотъемлемой частью педагогического процесса.

  1. Анализ понятия «культура общения»

Для того, чтобы провести анализ понятия «культура общения» необходимо ознакомиться с определениями, которые нам предлагают ученые.

Л. С. Выготский пишет: «Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития» [10, 283].

В. М. Бехтерев писал: «…общение служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности…», также он отмечал: «...чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности». А. И. Волкова предлагает определение: «Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Методы и технологии формирования культуры общения берут свое начало ещё со времен средневековья. Изначально, данный феномен, воспринимался исследователями в качестве комплекса традиций, ценностей и норм, которые передаются в рамках той или иной языковой картины мира.

Н. Н. Кошелева сформировала ряд характерных навыков и умений, являющихся неотъемлемыми элементами культуры общения:

- навык свободного владения средствами и разновидностями общения;

- навык построения эффективного общения с целью достижения определенных целей и задач;

- способность учитывать во время общения не только личные интересы, но и интересы других индивидов, принимающих участие в коммуникации;

- способность концентрировать внимание на процессе общения, его структуре и организации [19, с. 170].

В педагогической науке культура общения рассматривается как составляющая общей и профессиональной культуры общества, при этом, в качестве составляющей культуры общения, отмечают совокупность знаний, ценностей, норм, образцов поведения, которые реализуются посредством эмоциональной или деловой коммуникации.

Культура общения занимает особое место в педагогическом процессе, при этом, как указывает О. Ф. Джиоева: «…за последнее десятилетие произошла трансформация и модернизация системы образования, в результате данной тенденции к ученикам и педагогам предъявляются новые требования, такие как высокий уровень адаптации, сформированные коммуникативные навыки, духовные потребности и познавательные запросы…» [14, с.144].

1.2. Особенности формирования культуры общения младших школьников

По словам Д.Б. Эльконина младший школьный возраст- это «…период в жизни ребенка с семи до десяти лет , когда он проходит обучение в начальных классах..». В этом возрасте, как указывает Л.С.  Выготский: «…в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний…» [14, c.56].

В своих работах Л.С.  Выготский выявил, что: «Образование и культура общения взаимосвязаны, так как коммуникация обозначает не только обмен информацией, но и формирование взаимопонимания индивидов, передачу знаний, идей, ценностей» [10].

С.И. Грахова отмечает, что «…дети, до третьего класса, выбирают в качестве приоритетного партнера учителя, общаются с ним по поводу учебной деятельности и на личные темы, стремятся получить признание, одобрение и оценку себя и своей деятельности. Выбор сверстников-партнеров по общению также определяется для ребенка оценками значимых взрослых…» [13, с. 245]. Главная задача педагога, при формировании культуры общения у детей младшего школьного возраста, заключается в развитии способности ребёнка к оценке самого себя, установлении личных границ, ведению дискуссий с целью решения задач.

При формировании и развитии культуры общения, перед педагогами ставиться следующие задачи:

- формирование представления школьников о средствах общения, видах коммуникации, способах ее обеспечения;

- комплексное развитие школьника (развитие внимания, памяти, воображения);

- развитие личных качеств младших школьников и эмоциональной сферы;

- формирование у школьников способности организовать работу, учебную деятельность, творческий процесс.

Следует отметить, что младший школьник находится на этапе адаптации ко внешним и внутренним факторам, соответственно, ему характерно активное овладение коммуникационными навыками, кроме того, дети младшего школьного возраста интенсивно устанавливают контакты со сверстниками и взрослыми (если ребенок смог установить дружеские отношения с одноклассником, это свидетельствует о его способности налаживать тесные социальные контакты). Неблагоприятным фактором развития культуры общения, является наличие у ребёнка таких качеств, как капризность, жадность, замкнутость, вспыльчивость, данное поведение свидетельствует о необходимости проведения коррекционных мероприятий посредством педагогической деятельности. «Цель коррекции культуры общения младших школьников - содействие преодолению учащимися эмоциональных и коммуникативных проблем, формирование необходимых коммуникативных навыков». Задачи коррекционных мероприятий. [17, 124].

- Преодоление эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем младшего школьника;

- Развитие позитивной самооценки и восприятия окружающего мира;

- Стимуляция школьников к активной познавательной деятельности

Основные организационные правила проведения занятий:

- формирование педагогом благоприятной и доверительной атмосферы;

 - во время проведения занятий, каждому ученику даётся право слова, каждый может высказать личное мнение;

Предполагаемый результат коррекционных мероприятий:

- адекватность эмоциональных переживаний, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрацией своих возможностей.

- стабилизация эмоционального состояния учащихся с повышенным и высоким уровнем тревожности.

- благоприятный климат в детском коллективе.

Посредством педагогической деятельности (урочной и внеурочной), младший школьник формирует и развивает осознание нравственной нормы, приобретает такие умения, как выражение сочувствия, заботы, оценка поступков, сдерживание отрицательных эмоций. Следует отметить, что как урочная, так и внеурочная деятельность, направлены на формирование и дальнейшее развитие основ культуры общения, школьникам оказывается практическая помощь и стимулирование, посредством которых педагогу предоставляется возможность корректировки межличностной позиции и отношений ребёнка. А.И. Ветчинкина и С.И. Грахова   в своих научных работах отмечают: «..эффективной технологией формирования культуры общения у младших школьников является сотворчество. Наибольший интерес современных исследователей и учёных представляет внеурочная деятельность, так как во время данного типа занятий, педагогом создаётся особенная эмоционально наполненная среда, в которой дети увлечены образовательной деятельностью…» [12, с. 69].

На основании проведенного исследования особенностей формирования культуры общения младших школьников можно сделать вывод, что наиболее рациональным способом приобретения и развития навыков, умений, знаний, ценностей и личностных качеств, относящихся к культуре общения, является игровая форма, которая характеризуется коллективным характером, ситуативностью, высокой необходимостью осуществления межличностной коммуникации и взаимодействия. Кроме того, в процессе исследования было выявлено, что процесс формирования культуры общения у младших школьников должен включать такие этапы, как формирование представления школьников о средствах общения, видах коммуникации, способах ее обеспечения, комплексное развитие школьника (развитие внимания, памяти, воображения), развитие личных качеств младших школьников и эмоциональной сферы, формирование у школьников способности организовать работу, учебную деятельность, творческий процесс.

1.3. Технологии сотворчества как средство формирования культуры общения

Сотворчество – это одна из форм совместного творчества, выполнения определенных задач группой людей в условиях взаимодействия и взаимопомощи. В педагогической науке, технология сотворчества рассматривается как противоположность педагогики принуждения.

Формирование технологии сотворчества в педагогической деятельности произошло ещё в 2000 году, однако, внедрение элементов данного направления в учебный процесс происходит достаточно медленно. В трудах М. И. Бекоевой отмечено, что: «…сотворчество является формой взаимодействия учеников и педагога, во время которого, приобретение навыков и знаний происходит самостоятельно, а в восполнение недостающей информации происходит методом обсуждения…» [6, с.75]. Следует отметить, что в технологии сотворчества преобладает реализация креативных идей и креативного мышления. Сотворчество, как элемент педагогической деятельности, способствует развитию познавательного интереса и творческого мышления.

Д. А.  Жилякова под технологией сотрудников понимает: «…способность индивида к восприятию различных явлений, умения связывать и сопоставлять информацию, а также формировать оригинальные выводы…» [16, с.76]. На основании данного мнения можно сделать вывод, что сотворчество особо важно при формировании культуры общения младших школьников, так как посредством сотворчества, человек учится не только осуществлять коммуникацию, но и приобретает умение широко мыслить, анализировать и делать умозаключения, при этом, индивид сам заинтересован в достижении высоких результатов.

В. М. Чиркова в своих трудах выделяет следующие формы организации сотворчества детей младшего школьного возраста:

«- Софизм (когда педагогом формируется заведомо ложное утверждение, ошибки которого возможно найти только в результате проведенного анализа). В результате применения данной технологии дети не просто получают знания, но и осмысливают полученную информацию. Основная задача педагога, при использовании данной технологии сотворчества, заключается в совместном поиске и разборе ошибок какого-либо утверждения);

- Рефлексивный полилог (дискуссия педагога и учеников по поводу того или иного вопроса, совместный поиск решения проблемы), данная технология способствует развитию творческого мышления, самостоятельного осмысления ситуации;

- Позициональная дискуссия практически идентична предыдущей технологии, однако, её сущность заключается в распределении функций между учениками;

- Образно-символическая импровизация предполагает просмотр учениками видео материалов, ознакомление с текстами, рассказами, в результате чего, дети высказывают личное мнение в отношении ознакомленного материала;

- Творческие задания, в процессе которых, ученики приобретают новые знания, формируют причинно-следственные связи и аргументированно выражают свои мысли…» [23, с.95].

Сотворчество является уникальной технологией, которая способствует повышению эффективности образовательной деятельности и развитию личностных качеств, необходимых для формирования культуры общения.

Г. А.  Пичугиной и Д. А. Жиляковой была предложена схема поэтапной организации процесса сотворчества при работе с детьми младшего школьного возраста:

«…1 этап – подготовка творческого задания (изучение педагогом исторических и научных фактов, организация процесса обсуждения вопроса)

  1. этап – разработка алгоритма (разработка возможных вариантов решения на основе теоретического материала)
  2. этап – выбор структуры решения творческой задачи (разработка наводящих вопросов, направленных на преодоление стереотипного мышления)
  3. этап – организация исследования (разработка последовательности действий во время сотворчества) …» [15, с.91].

Такие исследователи как Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, И.Н. Немыкина, Л. И. Уколова, Г. М. Цыпин, В.Л. Яконюк подчеркивают, что сотворчество, это такой вид взаимодействия педагога и учащихся, который «обеспечивает преодоление конфликтов, снятие напряженности и агрессивности. Это происходит за счёт вербальных и невербальных проявлений преподавателя, а также в результате действия психотерапевтической функции преподавателя, в процессе реализации которой применяются психологические, художественно-педагогические, а также коммуникативные технологии. В связи с этим особенно актуальным представляется поиск новых педагогических направлений и технологий, которые могли бы наилучшим образом обеспечить это взаимодействие».

Технология сотворчества может быть реализована как во время урочной, так и внеурочной деятельности, однако, при организации сотворчества необходимо учитывать основные принципы, которые предлагает Ф. Шарифзода [24, с.317]:

- Педагог должен постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием творческих способностей, речевой культуры;

- Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения;

- Педагог должен совместно с учащимися (студентами) искать резервы качества проведения внеклассных занятий и мероприятий.

Взаимодействие педагога и учеников может отличаться в зависимости от изучаемой дисциплины, к примеру, во время изучения гуманитарных предметов, зачастую используется модель диалоговой деятельности (для учеников младшего школьного возраста рекомендуется групповая работа, так как она является одной из форм эффективного усвоения знаний, способствует межличностному взаимодействию, улучшает межличностные отношения, а также активизирует процесс обучения). Во время сотворчества, учащиеся младшей группы осваивают разные способы обработки информации, создания текстов, оформления мыслей в игровой форме, знакомятся с основами дисциплин, в результате, дети формируют культуру общения, включающую в себя грамотную речь, способность логично мыслить и высказывать собственное мнение, приобретают навыки поведения в коллективе, развивают способность сопереживать и помогать одноклассникам, и т. д.

Как отмечает Ф. Шарифзода: «…технологии сотворчества могут быть применены на любой стадии урока, к примеру, на этапе изучения нового материала, сотворчество способствует включению младших школьников в познавательную деятельность, а на этапе закрепления материала, помогает детям не только воспроизвести теоретический материал, но и применить его на практике (посредством практических заданий, кейсов) [24, с.320].

Г. В. Терехова отмечает, что: «…во время внеурочной деятельности сотворчество способствует формированию активной жизненной позиции школьница, формирует вдумчивое отношение к информации и умение высказывания и донесения собственных мыслей, кроме того, дети быстрее адаптируются к образовательной деятельности…» [22, с.310].

Е. Н. Бичерова выделила особенности групповой работы младших школьников [8, с.190]:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Заключение

Понятие культуры общения является сложным и интегрированным, так как включает в себя познавательный, эмоционально-эстетический и поведенческий элементы культуры. Формирование культуры общения у младших школьников, в рамках образовательной организации, происходит посредством урочной и внеурочной деятельности, с учетом возрастной специфики (дети младшего школьного возраста, переживают адаптационный период, стремятся найти свое место в системе; наблюдается повышенная ориентированность на взрослых, коммуникация младшего школьника сопряжена с познавательным развитием, потребность в социальной коммуникации, потребность в уважении и внимании со стороны взрослых; приобретение навыков, умений и знаний приоритетно в игровой форме).

В результате педагогической деятельности, направленной на художественное воспитание,  младшие школьники развивают личностные качества, становятся способны проводить анализ и оценку собственных действий и коммуникации в целом, уверенно и грамотно выражают мысли, адекватно воспринимают информацию, обладают основными навыками поведения и общения в коллективе, развивают творческий потенциал, формируют гражданственность, уважительное отношение к культуре и социуму.

Уроки изобразительного искусства особенно важны для детей младшего школьного возраста, так как во время занятий развивается мелкая моторика, что в результате отражается на интеллектуальном и физическом развитии. Было выявлено, что от уровня сформированности художественной культуры зависит дальнейший образовательный процесс, так как дети на уроках изобразительного искусства учиться концентрировать внимание, развивать усидчивость, аналитическое мышление.

На уроках изобразительного искусства с применением разнообразных форм и методов происходит формирование художественной культуры младшего школьника, а также процесс эстетического воспитания и развития личности младшего школьника. Эстетическое развитие благодаря урокам изобразительного искусства представляет собой процесс постоянных качественных, все более осложненных изменений в отношении к действительности и искусства как результат целенаправленных педагогических воздействий школы, семьи и других социальных институтов на младшего школьника, что осуществляется в единстве обучения, воспитания и самовоспитания. Именно поэтому, в образовательной системе, а именно в начальной сельской школе возрастает потребность социализации личности, значимости личности как субъекта социальных отношений в современном мире – слишком сложном по-своему упорядочением и слишком мощным по своим возможностям.

Множеством отечественных авторов была выявлена неблагоприятная тенденция, согласно которой, уроки изобразительного искусства не приносят высоких результатов в формировании  культуры общения у детей младшего школьного возраста, что связано с однотипностью заданий. Также было выявлено, что наиболее эффективным методом формирования художественной культуры  является технология сотворчества, которая предполагает творческую работу ученика, при условии взаимодействия с педагогом (педагог предоставляет возможность самостоятельно мыслить и находить нестандартные решения проблем, при этом, весь процесс сотворчества сопровождается находящими вопросами учителя).

Было выявлено, что процесс сотворчества может быть наиболее эффективным только при условии его последовательной структуры, при этом, особо важно учитывать творческий потенциал учеников и сформировать доверительное отношение в коллективе.

 Наибольшее число исследователей области педагогики и учёных, склоняются к мнению, что наиболее эффективным способом организации сотворчества для детей младшего школьного возраста является групповая работа, которая может быть реализована на любом этапе урока и внеурочной деятельности, более того, групповая деятельность способствует улучшению отношений в коллективе, развивает коммуникативные навыки, способствует развитию творческого мышления и инициирует активную образовательную деятельность; дети учатся сопереживать и помогать друг другу, находят неординарные решения вопросов, учатся грамотно, последовательно и ясно выражать мысли.

В целом можно сделать вывод, что для обеспечения эффективного формирования навыков культуры общения младших школьников, урок изобразительного искусства должен быть организован с учетом специфики данной возрастной категории детей и содержать в себе комплекс методов и способов формирования художественной культуры (проведение бесед, мастер-классов, посещение музеев, просмотр познавательных видеороликов, лепка и прочее).

Одной из задач исследования было изучить уровень сформированности культуры общения младших школьников. С этой целью был проведен эксперимент, направленный на изучение уровней сформированности  культуры общения и эстетических вкусов младших школьников. Были определены критерии, показатели и уровни сформированности эстетических вкусов у младших школьников. По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, а также учитывая результаты эксперимента, были выделены весомые педагогические условия формирования культуры общения младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству:

1) Инновационный подход к организации уроков изобразительного искусства (использование нетрадиционных техник образования внедрение инновационных форм урока, соблюдение двухкомпонентной структуры урока, использование интерактивных методов и приемов на уроках и т.д.).

2) Системный подход к реализации художественно-эстетического воспитания младших школьников в процессе изучения изобразительного искусства (актуализацию эстетических вкусов в сознании учащихся, ознакомление их с необходимыми знаниями, понятиями и представлениями о прекрасном в действительности и искусстве; овладение способами проявления эстетических вкусов, использование их в процессе изучения изобразительного искусства и других видов деятельности).

3) Организация внеклассной работы по изобразительному искусству с целью усиления воспитательных функций художественно-эстетического воспитания. Урок изобразительного искусства очень короткий по продолжительности и чтобы организовать творческий процесс, как показывает практика, недостаточно 45 минут. Поэтому, гораздо больше возможностей для творческой активности оказывают внешкольные учебные заведения.

 Творческая активность проявляется в желании создавать что-то свое, участвовать в творческой деятельности. Далеко не каждый школьник станет художником, но творческая инициатива и мышления, знание законов композиционного построения и цветоведения, творческое воображение и память, сформированные на изящных занятиях, пережитая творческая радость обязательно проявятся в его будущей деятельности.

Программа изобразительного искусства должна быть организована таким образом, чтобы соблюсти переход от меньшего к большему и поддерживать баланс между теоретическими знаниями и практическими заданиями. Кроме того, в основе преподавания должна находиться технология сотворчества. Которая позволит развить творческий потенциал детей в полной мере. Рекомендуется, разделить образовательную программу на три блока – теоретический, практический, итоговая оценка результатов, что позволит на регулярной основе оценивать уровень сформированности художественной культуры младших школьников и своевременно внести коррективы в образовательный процесс.

Рекомендуемая программа является комплексной, так как включает в себя изучение теоретических основ изобразительного искусства и приобретение практических навыков. В основе программы лежит специфика младшего школьного возраста, которому характерен низкий уровень концентрации внимания, усидчивости, предрасположенность к групповой работе, потребность в общении.

Следует отметить, в результате реализации данной программы, у детей сформируется не только эстетический вкус, художественное восприятие, чувство прекрасного, также дети смогут развить коммуникативные навыки, способность межличностного взаимодействия, самостоятельной организации творческой деятельности, развитие творческого мышления, ответственности и прочее. В результате, данные мероприятия окажут положительный эффект на формировании художественной культуры младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Научные статьи:

  1. Кылтасова Я. Я., Андросова М. И. Воспитание культуры общения у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 15–19. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770100.htm
  2. Мележик О.В. Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия «коммуникативная культура» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Электронный доступ: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh-k-opredeleniyu-ponyatiya-kommunikativnaya-kultura 
  3. Мишина Ю.О. «Воспитание культуры общения младших школьников», 2020, научная статья, Электронный ресурс: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/12/03/vospitanie-kultury-obshcheniya-mladshih
  4. Орынханова Г.А., Жардамалиева Ж.Б., Абдикалык К.С. «Культура общения и ее особенности», 2015, научная статья, Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-obscheniya-i-ee-osobennosti
  5. Худойбердиева Анорабону Хаётовна «Культура общения как базовое основание личности», 2018, научная статья, Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-obscheniya-kak-bazovoe-osnovanie-lichnosti

Литература:

  1. Бекоева М.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 75-78.
  2. Белова Т.В., Ефимова Е.А. Формирование творческой самореализации будущего педагога как одно из условий адаптации к профессиональной педагогической деятельности //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 27-30.
  3.  Бичерова Е.Н. Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 190-193.
  4. Викулина М.А., Смирнова Н.М. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 10. – С. 40-41; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=792
  5. Выготский, Л. С.  Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07290-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437740
  6. Газизова Ф.С.; Сазаева А.В. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ – 2020 г. – № 25
  7. Грахова С. И., Ветчинкина А. И. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся младших классов // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. - Ч.2. - Стерлитамак: Агентство международных исследований, 2018. -С. 68-70.
  8. Грахова С. И., Тихонова О. А., Шарафетди-нова З. Г. Развитие словесного творчества младших школьников на основе фольклорных произведений // European Social Science Journal. - 2018. - № 3. -С. 245-250.
  9. Джиоева О.Ф. Основные детерминанты затрудненного общения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 144- 147.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Исследовательская деятельность – средство формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника

В ходе реализации ФГОС НОО одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника...

Традиции православной культуры как средство формирования духовно-нравственных ценностей современных школьников.

Духовно-нравственные ценности. Что это? Веяние времени? Или они существовали всегда, тогда почему мы о них стали усиленно говорить только сейчас, и связываем их с православными традициями в первую оче...

Доклад по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и внеурочное время"

Доклад по теме "Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников  на уроке  и  внеурочное время"...