«Игрушка в нашем доме. Дымковская игрушка»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Цель: формирование умения рисовать Дымковскую игрушку

Задачи:

Дидактические: познакомить с историей традиционного русского промысла «Дымковская игрушка»; учить распознавать характерные отличительные признаки Дымковской игрушки;

Развивающие: развивать восприятие особенностей колорита дымковской игрушки; развивать практические умения и навыки выполнять Дымковскую роспись; развивать воображение, творческие способности, аккуратность учащихся;

Воспитательные: воспитывать творческие качества личности в процессе художественно-эстетической деятельности; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к культурно-историческому наследию России; формировать у учащихся художественно эстетическую культуру и эмоционально-оценочные суждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.docx52.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО: Павленко Полина

Предмет: ИЗО

Тема урока: «Игрушка в нашем доме. Дымковская игрушка»

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 3

Цель: формирование умения рисовать Дымковскую игрушку

Задачи:

Дидактические: познакомить с историей традиционного русского промысла «Дымковская игрушка»; учить распознавать характерные отличительные признаки Дымковской игрушки;

Развивающие: развивать восприятие особенностей колорита дымковской игрушки; развивать практические умения и навыки выполнять Дымковскую роспись; развивать воображение, творческие способности, аккуратность учащихся;

Воспитательные: воспитывать творческие качества личности в процессе художественно-эстетической деятельности; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к культурно-историческому наследию России; формировать у учащихся художественно эстетическую культуру и эмоционально-оценочные суждения.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации (Ф,И,П,Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П,Р,К)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы: «Картина – портрет»

 

Словесный метод: беседа

Наглядный: демонстрация

Проблемный метод: приём постановки проблемного вопроса

Организационный момент.
Приветствует обучающихся.

- Добрый день, ребята!

Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами-красками, верным стражем-платочком, который утешает принцессу, если она сильно вымокнет в воде.

Постановка проблемной ситуации.

- Назовите красивые предметы, которые окружают вас дома?

- А в вашей комнате, где может быть спрятано искусство? Что может украшать вашу комнату?

-Есть у вас любимая игрушка? Расскажите о ней в двух словах.

- Ребята, а в какие игрушки мы не играем, а только любуемся?

-Какие вы знаете старинные игрушки?

- А сейчас какое предназначение этих игрушек?

Сейчас мы с вами разгадаем загадку, с какой игрушкой мы будем знакомиться.

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

-Это дымковские игрушки. Как вы думаете, почему они так называются?

Если я сейчас вам дам задание: нарисуйте правильно дымковскую игрушку, вы сможете это сделать?

Перед нами встает проблема – как нарисовать дымковскую игрушку?

Давайте предположим, что нам нужно сделать, сделать, чтобы решить проблему?

Формулировка цели урока.

-Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Мы должны научиться рисовать Дымковскую игрушку)

-Прочитайте тему нашего урока на слайде: «Игрушка в нашем доме. Дымковская игрушка».

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Знакомятся с проблемной ситуацией.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку.

Участвуют в формулировке цели.

Знакомятся с темой урока.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя.

Речь учителя, презентация.

Интерактивная доска, презентация

Доска, карточки.

Презентация.

К

К

К

К

К

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

Положительно относятся к процессу познания

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод (Формулировка плана урока)

Давайте составим план для достижения нашей цели. Обратимся к словам-помощникам.

  1. познакомиться с историей традиционного русского промысла «Дымковская игрушка»;
  2. узнать, характерные отличительные признаки Дымковской игрушки;
  3. Нарисовать дымковскую игрушку.

Планируют совместную деятельность на уроке.

Ф

Доска, карточки.

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Проявляют интерес к  учебной деятельно-сти

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Словесный, наглядный: беседа, объяснение, демонстрация;

Проблемный метод (Поиск решения проблемы)

Словесный: рассказ

Словесный: рассказ,

Наглядный: показ, словесный: объяснение

Наглядный: демонстрация

С чего начнём изучение нашей темы?

Нам нужно познакомиться с историей традиционного русского промысла «Дымковская игрушка»;

-Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы:

https://www.youtube.com/watch?v=W5keiZKzu2c

-Почему игрушки называются дымковскими? (Дымковская игрушка так называется, потому что родилась в слободе Дымково)

-Из какого материала сделаны эти игрушки? (из глины)

-Кто делал эти игрушки? (Мастерили в основном женщины, потом учили дочерей и так, из поколения в поколение, передавалось умение выполнять игрушки).

Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой происходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием «Свистунья».

-А почему так назывался праздник?

-Да, на этом народном празднике звенел весёлый пересвист дымковских свистулек- игрушек. Свистели все и взрослые и дети.

-Фигурки кого или чего лепили? (Лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, важных индюков, задиристых петухов, уток с утятами, барашков с золотыми рогами).

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? Смайликом оцените свою работу на данном этапе.

Физминутка

-Что нам еще нужно сделать на уроке? (узнать, характерные отличительные признаки Дымковской игрушки)

- Давайте рассмотрим игрушки. Какого цвета в них больше?

– Как вы думаете, а почему? Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверное, это цвет настоящего снега.

– А какими цветами мастера расписывали по белому?

– Посмотрите на разнообразие орнаментов. По форме орнаменты просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл.

– Что такое орнамент?

– Что же этот орнамент означает?

– Обратите внимание, что орнамент можно делать при помощи мазков, точек, линий. Узор может располагаться вертикально или хаотично, в любом порядке. Рассказать с какого цвета начать. Если в одном элементе встречается два цвета, сначала рисуем одним и после высыхания другим цветом. Если вы начали расписывать туловищу одним орнаментом, значит, продолжаете дальше, потому что орнамент–это ритмичное повторение различных узоров.

 - А вы знаете, что означает именно эти элементы росписи?

-Круг означает солнце, волнистые линии – вода, а пересечение прямых линий- земля.

- Взгляните на расцветку. Какие особенности вы видите в расцветке игрушек? (- красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые, немного черного).

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? Смайликом оцените свою работу на данном этапе.

Физминутка для глаз

-Что нам осталось сделать на уроке? (нарисовать)

Мы будем рисовать игрушку  - дымковских  животных. У меня есть шаблоны игрушки, они вам помогут. На парте роздано два варианта – один нужно дополнить, другой обвести без дополнений.

Но  (изображение игрушки на доске) вам нужно что-то добавить, чтобы работа стала законченной.  Если вам трудно, возьмите другой шаблон – там готовая лошадка. Давайте обсудим, что добавить в свой рисунок, чтобы получился олень, конь, барашек. Посоветуйте нам.

 - И так, какую цель нам предстоит выполнить?

-Верно. Самое, главное соблюдать главные элементы данной игрушки. Кто может назвать главные элементы?

- И, прежде, чем вы приступите к работе вспомним правила: Краску нужно набирать аккуратно влажной кисточкой, лишнюю краску убираем краем баночки, очень мокрую кисть можно промокнуть салфетке.  После каждой краски кисточка хорошо промывается.

-Можете начинать работу. Если у вас возникнут трудности, поднимите руку.

Участвуют в промежуточной рефлексии

 Смотрят видеоролик

Учувствуют в беседе

Участвуют в промежуточной рефлексии. Осуществляют самооценку.

Рассматривают игрушки и отвечают на вопросы.

Дают определение

Участвуют в промежуточной рефлексии. Осуществляют самооценку.

Выполняют физминутку.

Выполняют подготовку к работе. Обсуждают этапы последующей работы.

Вспоминают правила

Рисуют Дымковскую игрушку.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф,И

Ф

Ф

Ф

И

Ф

Ф

Ф,И

Доска, карточки

Речь учителя.

Инт. доска,  презентация

Презентация

Презентация, речь учителя

Карточки Доска, Смайлы

Презентация, речь учителя

Презентация

Карточки Доска, Смайлы

Видеоролик

Презентация

К

К

К

К

К

К,С

К

К

К

С

К

К

К, С

Знают, что такое дымковская игрушка;

Знают о происхождении дымковской игрушки;

Осваивают простейшие элементы дымковской игрушкой – круги, линии, точки;

Знают, что такое орнамент;

Умеют анализировать символику росписи дымковской игрушкой, правильно использовать основные цвета промысла.

Умеют рисовать дымковскую игрушку.

П: проявляют познавательный интерес при изучении темы;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

П: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

П: умеют добывать и анализировать полученную информацию и применять её

П: умеют организовать свое рабочее место
с учетом функциональности, удобства; осуществляют поиск информации о последовательности работы.

П: развивают воображение, творческое мышление.

Проявляют внимательное и ответственное отношение

Проявляют познавательный интерес и учебную мотивацию

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

-Итак, сейчас мы проверим как вы освоили сегодняшнюю тему.

-Давайте повторим.

-Какая была тема урока?

-  Какую игрушку мы сегодня изображали?

- Какие самые известные дымковские игрушки?

- Из каких элементов состоит орнамент игрушки?

- Кто может рассказать, что символизирует каждый элемент?

-Какие цвета мы используем при росписи игрушки?

- А как мы наносим роспись?

Выкладываем наши рисунки на парту. Сейчас мне нужно 2 эксперта. Я наблюдала за вами на уроке и в эксперты я возьму того, кто сегодня хорошо себя вел на уроке и внимательно меня слушал и отвечал на вопросы.

- Выбери рисунок, который соответствует требованиям изображение дымковской игрушки (слайд).

И оцени по требованиям, которые изображены на слайде.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии.

Ф

Речь учи-теля, сигнальные карточки

Работы учеников

Контроль

Соотносят результаты с поставленной целью.

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Конспект урока изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме"

Урок изобразительного искусства на тему "Игрушки в нашем доме" (изображение животного)....

Изобразительное искусство. Игрушка в нашем доме. 3 класс.

Тема: Игрушки в нашем доме Цели деятельности учителя: знакомство детей с искусством в нашем доме, приобщение детей к русской культуре, формирование знаний  и умений в росписи дымковской игру...

Технологическая карта урока ИЗО «Игрушки в нашем доме.Роспись дымковской игрушки» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения дымковских игрушек; формирование умений выполнять роспись дымковской игрушки.  Задачи уро...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Игрушки в нашем доме» (3 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, приобщение детей к русской культуре, формирование знаний  и умений в росписи дымковской игрушки.Задачи урока П...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме"(3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, приобщение детей к традиционной  русской культуре, формирование знаний  и умений в росписи дымковской игрушки....

Технологическая карта изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме. Дымковская игрушка (роспись)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, знаний о дымковской игрушке и умений в росписи орнамента.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углубить знания обучающ...