Развитие фонематического слуха.
статья по логопедии (1 класс) по теме

Володина Ольга Борисовна

Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_pervoklassnikov.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха.

С чего начинать?

Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.

            Умение различать, анализировать и синтезировать звуки речи (или, говоря научным языком, фонематический слух) является основой основ. При несформированности этой способности ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и буквенной записи, и в итоге чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде.

          Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно  развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково.

Довольно часто педагоги начальной школы сталкиваются с проблемой низкой успеваемости по русскому языку и чтению у ряда учащихся имеющих хорошее общее развитие умственной и познавательной сферы.

Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитый фонематический слух, потому что он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой.  Д. Б. Эльконин писал: «Обучение грамоте, первоначальное обучение чтению и письму входит частью в учебный предмет, который называется родной язык, и должен служить своеобразным введением в изучение языка» [27, с. 20].

Для того чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке,  учителя  проводят такие упражнения в виде дидактических игр.

Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряжённо мыслить.

Важной является и воспитательная сторона. Игра требует от первоклашек сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, учит быстро находить правильное решение и -  что очень важно – воспитывает чувство коллективизма.

Такие  звуковые игры, как: «Кто  внимательный?», «Кто больше» направлены на определение и выделение звука, развивают фонематический слух. Формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа «Доскажи словечко»,, дети не только интересуются звуковой стороной слова, но и серьёзно задумываются над его смыслом, выразительностью.

На уроках в период обучения грамоте уделяется большое внимание развитию фонематического слуха, поэтому вводятся чистоговорки, скороговорки, которые проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шёпотом.

Ужу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же- же- же- дождь прошёл уже.

Жо-жо-ж о- лужок, снежок, пирожок, творожок.

Скороговорки, помогают детям также развивать фонематический слух и понять, как важно правильно произносить  каждый звук в слове: ошибёшься  - получится другое слово, будет непонятно, о чем идёт речь.

Белые бараны били в барабаны.

Ишак в кишлак дрова возил,

Ишак дрова в траву свалил.

Заучиваются  весёлые стихи:

Жук упал, и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, весёлые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи. Очень хорошо помогают в этом «Конкурсы чтецов».

Загадки, вводимые в урок, помогут, в сою очередь,  активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего и гармоничного развития. Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку, которые обладают большими возможностями для наблюдения за окружающим миром, помогают совершенствовать речь, тренируют память и внимание.

Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.

Ученики определяют на слух, какой звук повторяется, и характеризуют его. Материал должен быть игровой, занимательный, способный развивать детей во время игры.

Дети очень любят сказки, где главные герои – звуки рассказывают о себе. Например, сказка про звук и букву  «Й». Дети с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, перевёртыши.

Любят играть в «Наборщика» слов, когда из  нескольких букв составляют   слова. Например, в класс пришёл Незнайка и принес десять букв: б, к, а, л, т, н, у, ы, и, в , из которых нужно составить десять слов, начинающихся с буквы «Б». Дети помогают Незнайке справиться с заданием и составляют слова: бак, бант, бинт, булка, белка, бык, бук, бал, банк, буква, банка, балка.

Очень любят дети собирать слово, которое рассыпалось, например: ББАААРН (БАРАБАН), находить слово в слове, например: ВОЛЯ (ОЛЯ), ВАЗА (АЗА), ВЕТЕР (ВЕЕР)

Во время урока обязательно проводятся физминутки, которые также содержат тот звук, который изучают на уроке. Например:

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко- низко наклоняюсь.

Положительно влияют на развитие не только  фонематического слуха, но и развивают воображение, ум, смекалку, такие упражнения как «Шарады». Например:

Сперва назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьёю живём.

Две буквы к названью приставь заодно.

Получится то, что решать суждено. (Дача – задача)

Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности ученика — фонетический разбор.

В первом классе в период  обучения грамоте  огромная работа ведётся над звуком и буквой, поэтому   вводятся карточки в виде квадратов разного цвета: красный  обозначает гласный звук, зелёный без колокольчика - глухой  мягкий согласный, синий без колокольчика – глухой твердый согласный, зелёный с колокольчиком – звонкий мягкий, синий с колокольчиком – твёрдый звонкий.  Дети путешествуют  по «Буквограду». Где в разных домах живут разные звуки и буквы. Играя, дети узнают, что гласные могут быть ударные или безударные. А вот согласные, особенно звонкие очень «хитрые» звуки, они могут оглушаться и превращаться в глухие. Дети знакомятся в этот период с  буквами, которые  обозначают два звука – согласный звук [Й]  и гласные звуки: [Й'Э], [Й'О],  [Й'Ю], [Й'А]. Дети выкладывают на парте схемы слов, используя карточки, или наоборот по схеме придумывают слово, соотносят слова и схемы.

На урок «приходят мальчики и девочки» в разных по цвету одеждах, с закрытым и открытым ртом, дети распознают по сомкнутым губам – согласные звуки, по одежде – мягкий или твёрдый, при  наличии колокольчика - звонкий или глухой. Исходя из всех этих признаков, подбирают имя мальчику или девочке. Например, мальчик «одет в зеленую рубашку с колокольчиком, можно его назвать Миша, Никита, и т.д. А если у него синяя рубашка без колокольчика, значит – это Коля, Саша или Павел. Так, с помощью игровых упражнений ненавязчиво, первоклашки распознают звуки и дают им характеристику, объясняя  свой выбор.

Когда на уроке проходит звукобуквенный разбор, в классе не должно быть тишины. Дети проговаривают слово, выделят ударный звук,  делят его на слоги, пришептывают каждый звук.

 В этот же период начинаем изучать транскрипцию, т.е. фонетическую (звуковую) запись слова. Дети оформляют запись в квадратных скобках, ставят ударение, определяют сколько в данном слове слогов, а потом дают каждому звуку характеристику, записывая отдельно каждый звук в квадратных скобках. Так на уроках, начиная с первого класса ученики развивают фонематический слух.

Список литературы:

  1. .Аванесов Р.И. русская литературная и диалектная фонетика: Учебное пособие для пед. ин-тов по специальности "рус. яз. и литература". М.: Просвещение, 1974.
  2. Бетенькова Н.М. и др. Азбука: учебник для 1 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 - 3-е изд., испр. —Смоленск: Ассоциация XXI век
  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая азбука. Учебник для первоклассников. - изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2007, с. 32.
  4. В. В. Волина «Занимательное азбуковедение», М, Просвещение. 1991 г.
  5. Горецкий В. Г. и др.: Русская азбука: Учеб. для 1 кл. трехлетней и четырехлетней нач. шк. - 2-е изд. М.: Просвещение, 1999, с. 56.
  6. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс - В, 1999, с. 75, 80.
  7. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. - Томск: Пеленг, 1992, с. 7, 8, 9 - 14, 14 - 15, 18 - 19, 34, 37.
  8. Игра как средство развития фонематического слуха/ Бушуева Л. С. // Начальная школа плюс до и после, М.: «Издательский Дом «Красная звезда», №7,2007, с. 32-35.
  9. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение, 2002, с. 172.
  10. Рамзаева Т. Г. Русский язык: Учебник для второго класса четырехлетней начальной школы. - М.:1987, с. 72.
  11. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. - М: Знание, 1991, с. 20, 40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции

"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....