Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.
статья (1 класс)

Харламова Светлана Васильевна

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.

Раннее понимание ребёнком слов произносимых взрослыми, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Эту стадию восприятия звуковой стороны речи Н. Х. Швачкин назвал дофонемной.

На следующей стадии возникает понимание речи на основе собственно языковых средств, т.е. значений, связанных с определёнными звуковыми формами. Эта стадия называется фонемной стадией восприятия речи.

      К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением.

Таким образом, к концу раннего возраста ребёнок практически овладевает основными фонемами родного языка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие - важнейший механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

1.трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
2.при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
3.невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове

Особенности речи детей с ФФНР

Состояние звукопроизношения детей данной категории характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артику­ляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], [ц], вместо звонких - глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения со­ответствующих фонем. Трудности раз­личения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Коли­чество неправильно произносимых или неправильно употребляе­мых в речи звуков может достигать большого числа - до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипя­щие ([с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [p'j; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный [j]; гласный [ы].

2.  Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто вроде смягченного [ч]. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, называют фонематическими.

3.  Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Такие на­рушения называются фонетико-фонематическими.

4.  Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ре­бенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».

Состояние фонематического слуха у детей ФФНР

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднять руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Несформированность фонематического воспри­ятия выражается в:

·нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
·неподготовленности к элементарным формам звукового ана­лиза и синтеза;
·затруднениях при анализе звукового состава речи.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонема­тического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формиро­вании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фонематическое развитие30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.

Раннее понимание ребёнком слов произносимых взрослыми, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Эту стадию восприятия звуковой стороны речи Н. Х. Швачкин назвал дофонемной.

На следующей стадии возникает понимание речи на основе собственно языковых средств, т.е. значений, связанных с определёнными звуковыми формами. Эта стадия называется фонемной стадией восприятия речи.

      К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением.

Таким образом, к концу раннего возраста ребёнок практически овладевает основными фонемами родного языка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ - это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие - важнейший механизм развития произношения.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове

Особенности речи детей с ФФНР

Состояние звукопроизношения детей данной категории характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], [ц], вместо звонких - глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа - до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [p'j; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует согласный [j]; гласный [ы].

2.  Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто вроде смягченного [ч]. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, называют фонематическими.

3.  Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4.  Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».

Состояние фонематического слуха у детей ФФНР

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднять руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Несформированность фонематического восприятия выражается в:

  • нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  • неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • затруднениях при анализе звукового состава речи.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

ДИАГНОСТИКА

Состояние звукопроизношения и фонематического слуха в группе ФФНР определяется логопедом. Методика исследования фонетико-фонематического восприятия заключается в следующем:

  1. услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);
  2. воспроизвести за экспериментатором слоговые сочетания из легких для произнесения звуков:  \па-6а-па\ и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);

3)        выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среда звуков [т], [ц], [ч|. [с], [з], [ш] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условленно);

  1. выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п. (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);
  2. определить наличие звука [с] в словах; санки, зонт, нос, щука и т. п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);
  3. повторить в заданной последовательности 2 слога типа [са-ша], если ребенку нет 5 лет; если ребенку 6 лет, можно предложить последовательность из 3 слогов (проговаривая слоги, педагог экраном закрывает рот);
  4. разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, кит и кот, кот и ком;
  5. усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3-4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на-та-ка], так и акустически близкие: [са-ша-за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества).

Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить, эти звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно только при тщательном обследовании состояния фонематического слуха.

По результатам обследования фонематического восприятия логопед делает выводы:

  • о взаимосвязи и взаимовлиянии фонематического восприятия и артикуляции звука;
  • об условиях проявления нарушенного фонематического восприятия: в сложных фонетических позициях, в слогах, словах, предложениях, словах-паронимах;
  • о характере ошибок, которые могут возникать у дошкольников с ФФНР при обучении их чтению и письму.

Обследование слоговой структуры слова включает следующие приемы. Ребенка просят:

  • повторить: ковер, дверь, регулировщик и другие слова сложной слоговой структуры и различной звуконаполняемости;
  • повторить предложения, включающие слова сложной слогвой структуры, например «Мотоциклисты едут на мотоцикле»;
  • самостоятельно назвать действия, изображенные на картинках.

В целом выбор конкретной методики при исследовании слухового восприятия у детей осуществляется на основании имеющихся данных о наличии той или иной логопедической патологии, а так же ряда особенностей диагностируемого ребенка: возраст, наличие речи, наличия других дефектов развития. При необходимости уточнения диагноза психолого-педагогическое обследование необходимо сочетать с медицинскими и сурдологическими методами.

КОРРЕКЦИЯ

Основные направления коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря. Логопед и воспитатель, осуществляя коррекционное обучение совместно, должны учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме.

Задачи коррекционного обучения дошкольников с ФФНР

  1.  формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  2. формирование звукопроизношения;
  3. формирование навыков дифференциации звуков;
  4. формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога;
  5. формирование звукослогового анализа и синтеза слова;
  6. развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
  7. подготовка к обучению грамоте;
  8. обучение послоговому чтению;
  9. подготовка к обучению письму и обучение письму печатными буквами.

Решение поставленных задач осуществляется не только на специально организованных занятиях логопеда и воспитателя, но и в течение всего дня.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

I раздел работы – артикуляторный (подготовительный).

Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.

Организационно занятия проводятся как фронтально (со всей группой), так и индивидуально. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего года в определенной системе по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей.

Логопедическая работа начинается с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков.

На материале правильного произношения звуков осуществляется:

  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
  • развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
  • развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • развитие произвольного внимания и памяти.

В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. С этой целью используются сохранные звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднений: [а], [о],  [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`].

Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировались, а при произношении некоторых закрепилась неправильная, искаженная артикуляция. Это звуки [р], [р’] свистящие и шипящие звуки. Сюда же можно отнести звук [т] близкий по артикуляции к звукам [ч] и [ц].

Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной последовательности включаются поставленные к тому времени звуки.

II раздел работы – дифференцировачный, в котором выделяются 2 этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно  или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звукослогового состава слова.

Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, - это второй этап дифференциации.

Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости, произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова.

На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются, отсрочено во времени;
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития

III раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки речезвукового анализа и синтеза совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

Формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:

  1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.
  2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
  3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.
  4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
  5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
  6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.
  7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.
  8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.
  9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].
  10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
  11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
  12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.
  13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
  14. Полный слого-звукобуквенный анализ слов.

В основе коррекционного обучения лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В первую очередь, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти.

К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и простые предложения и тексты.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

Особенности работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия. Упражнения для развития фонематического слуха у детей проводятся на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем – те, которые вновь ставятся и вводятся в самостоятельную речь. Кроме этого, с самых первых занятий одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на  материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной  из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста

У школьников с ФФНР возникают трудности в овладении звуковым анализом синтезом слова, а как результат — неуспеваемость по письму.

Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.

Правомерно рассматривать у учащихся младшего школьного возраста нарушение произношения и восприятия звуков как фонетико-фонематическое недоразвитие лишь до момента овладения грамотой, т. е. в течение 1 полугодия нулевого или 1 класса. Далее следует квалифицировать этот вид речевой недостаточности как нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях школьного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений в работе:

1)        постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков;

  1. введение поставленных звуков в речь;
  2. развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов (Н. А. Никашина. Л. В. Ястребова).

Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Поставленные звуки вводятся в самостоятельную речь. Чтобы лучше отдифференцировать смешиваемые звуки внутри одной группы и создать более прочные связи между слуховыми и артикуляционным образом, необходимо сначала научить детей произносить, и различать каждый звук в пределах одной фонетической группы. Упражнения подбираются так, чтобы последовательно отрабатывался каждый смешиваемый звук.

Работа ведется над несколькими звуками из разных групп (например, ш, р). Упражнения в правильном произношении и различении звуков сочетаются с обучением выделению звуков в словах, определении их последовательности. При этом создается определенная основа для более глубокой работы по анализу и синтезу звукобуквенного состава слов.

Проводится направленная работа по выработке прочных связей между звуками и буквами. Систематическое использование серий упражнений для выработки умений соотносить определенную артикуляцию с соответствующим звучанием и затем акустико-артикуляционный образ звука с буквой предупреждает ошибки на замены сходных букв на письме.

Рациональной и эффективной формой оказания помощи этим детям является включение элементов логопедической работы в учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие фонематического слуха.

Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....

Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции

"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".

Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....