НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
занимательные факты по логопедии на тему

Шуманкова Ольга Викторовна

      Нейрофизиологические       и       психолингвистические       аспекты формирования фонематического слуха   

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Мозговая организация речевых функций стала предметом разностороннего изучения клиницистов, нейрофизиологов и психологов начиная с середины XIX века. Согласно исследованиям В. В. Лебединского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Е. Д. Хомской и других ученых, занимающихся изучением вопросов нейропсихологии и физиологии человека, установлено, что основу любой психической функции составляют сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных её уровнях и объединены между собой единством рабочего действия. По мнению А. Р. Лурии (2003), речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи, а в частности развития фонематического слуха.

Проблема мозговой организации речевых процессов опирается на опыт более чем столетней давности. Первый серьезный шаг в этом направлении был сделан в 1861 году, когда П. Брока сформулировал положение о том, что моторная речь локализуется в задних отделах лобной извилины левого полушария. Вслед за ним в 1873 году Вернике связал заднюю треть верхней височной извилины левого полушария с функцией сенсорной речи. Таким образом, можно сделать вывод, что в образовании речи принимают участие лобная, затылочная, теменная и височная доли ведущего полушария.

Височные отделы головного мозга отвечают за организацию слухового восприятия, а именно, за элементарные функции слуха, за процессы анализа и синтеза речевых звуков, а также процессы речевой памяти.

В заднем отделе верхней височной извилины левого полушария расположена зона Вернике - участок коры головного мозга, обеспечивающийпроцесс восприятия устной речи. «Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем». [А. Р. Лурия, 2003, с. 296]. При поражении зоны Вернике возникают расстройства фонематического слуха, в результате чего страдает весь комплекс речевых функций: письмо, чтение, активная речь.

Современные психологи и лингвисты (В. М. Астапов, Л. В. Кузнецова, А. В. Петровский, Д.Э. Розенталь, М. А. Теленкова, Н. А. Шевердина, Д. Б. Эльконин и др.) рассматривают речь как средство общения, как сложную и специфически организованную форму сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, и субъект, воспринимающий его. С одной стороны, это экспрессивная речь, начинающаяся с мотива высказывания, общей мысли, которая кодируется затем с помощью внутренней речи в речевые схемы, трансформирующиеся в развёрнутую речь. С другой стороны, это импрессивная речь, проделывающая обратный путь, - от восприятия потока чужой речи и декодирования её через анализ, выделение существенных элементов и сокращение воспринимаемого речевого высказывания до некоторой речевой схемы, трансформируемой далее посредством внутренней речи в высказывание, общую мысль (Л. С. Выготский, 1934, 1956).

Таким образом, в современной психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает в себя устную и письменную. Устная речь - сложный, многогранный процесс, включающий лексико-грамматическую, мелодико-интонационную и фонетическую стороны речи. Уровень развития устной речи во многом зависит от степени сформированности смыслоразличительной стороны речи, т. е. фонетического и фонематического слуха. Но, если устной речью ребенок овладевает спонтанно, и, как правило, этот процесс оказывается сформированным к пятилетнему возрасту (Т. Б. Филичева, 1989), то овладение письменной речьютребует специального обучения. По мнению А. Н. Корнева (2004), для успешного обучения грамоте необходимыми предпосылками являются правильное произношение всех звуков родного языка, сформированное фонематическое восприятие, а также наличие у ребенка элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

В процессе анализа теоретико-экспериментальных исследований, можно сделать вывод, что в современной педагогической, лингвистической и психологической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие. Взгляды исследователей на объём понятия «фонематический слух» не совпадают.

По мнению О. В. Правдиной (1973), способность дифференцировать звуки речи, развивающиеся у ребёнка в процессе активного овладения языком, носит название смыслоразличительного или фонематического слуха.

«Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка». [Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова, 1977, с. 356].

Фонематический слух, как процесс дифференциации всех звуков родного языка, включающий в себя навык слухового контроля за собственным произношением, рассматривает Т. Б. Филичева (2004).

Л. С. Волкова утверждает, что «фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» и употребляет термины «фонематическое восприятие» и «фонематический слух» как близкие по значению. Под речевым слухом автор понимает «...совокупность фонематического и фонетического слуха, позволяющую осуществлять не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной». [Л. С. Волкова, 2003, с. 91].

М. А. Поваляева (2003) рассматривает фонематический слух как способность человека к анализу и синтезу фонем, т. е. минимальных единицзвукового строя языка, которые служат для построения и различения значимых единиц языка.

О. И. Крупенчук (2001) утверждает, что фонематический слух - это умение различать фонемы, объединять их в слоги и слова.

Л. М. Козырева (2001) под фонематическим слухом понимает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений, и чаще оперирует понятием «речевой слух».

А. И. Воскресенская (1965), М. Ф. Фомичева (1981) фактически отождествляют фонематический слух со звуковым анализом слов, трактуя его как способность слышать и выделять каждый отдельный звук среди других звуков слова.

Л. В. Лопатина (2004) придерживается следующего определения фонематического слуха: «Фонематический слух - это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию...» [Л. В. Лопатина, 2004, с. 18]

В современной психологической литературе можно встретить следующие определения понятия «фонематический слух»:

С. Д. Забрамная и И. Ю. Левченко (2003) считают, что фонематический слух - это, прежде всего, сформированность процессов звукового анализа и синтеза, при полной сохранности фонематического восприятия.

Под полным фонематическим слухом Л. Г. Парамонова (2001) подразумевает более сложные фонематические процессы, а именно, умение расчленить услышанное слово на составляющие его звуки, а также умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков.

По мнению Д. Э. Розенталя (2002, с. 148) «фонематический слух -способность к смыслоразличению фонем, как звуковых единиц языка». Д. Б. Эльконин (1974) определяет фонематический слух как «слышание» отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.

A. Р. Лурия (1956) рассматривает фонематический слух как способность к обобщению в отдельные группы различных звучаний, используя существенные признаки звуков и игнорируя случайные.

B.  К. Орфинская (1946)    в понятие фонематического слуха включает следующие процессы:

-  фонематическое восприятие - процесс узнавания и различения звуков речи и ряда звуков (слов);

фонематические     представления    -    способность     осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане на основе представлений;

-  фонематический анализ - мысленный процесс разложения целого на составляющие    части    или    мысленное    выделение    отдельных    фонем, установление   отношений   части   к   целому,   к   другим   частям   целого   и составляющим его элементам;

-   фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое, противоположный анализу, но тесно с ним связанный.

Таким образом, изучив работы многих авторов, занимающихся вопросами формирования фонематического слуха, можно сделать вывод, что взгляды исследователей на понятие «фонематический слух» не совпадают, и они оперируют различными терминами для его обозначения: «фонематическое восприятие», «речевой слух», «фонематический слух», «фонематические процессы» и др. Но с другой стороны большинство исследователей предлагают рассматривать фонематическое развитие ребёнка с позиции сформированности следующих процессов:

-   фонематического  восприятия,   которое  включает  в  себя  как  первичный фонематический слух, так и более сложные формы речевого слуха;

-  фонематических представлений, формирующихся на основе фонематического восприятия; -  фонематического  анализа и  синтеза,  базирующихся  на фонематическом восприятии.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Фонематический слух - это способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.В понятие фонематический слух входит:- умение различать твердые и мягкие...

Дидактический материал по формированию фонематического слуха детей.

Текст на частотность употребления звуков [ж], [ш], [з]....

Формирование фонематического слуха младших школьников на уроках русского языка с использованием компьютерных средств обучения

В статье автор рассказывает о важности формирования фонематического слуха у учащихся младших классов. Рассказывает о способах и методах формирования фонематического слуха учащихся с помощью компьютерн...

Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...

Приёмы формирования фонематического слуха у учащихся младших классов в период обучения грамоте на логопедических занятиях.

Развитие фонематического слуха учащихся очень важная составляющая успешного овладения навыками грамотного письма и правильного чтения. Развитие фонематического слуха и восприятия через игру, позволяет...

Формирование фонематического слуха через игру

  Представленная игра на развитие фонематических процессов имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (внима...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...