: “Дифференциация звуков [С] – [З] в словах, словосочетаниях и предложениях”
план-конспект занятия по логопедии по теме

Различение звуков <c>-<з> в словах, словосочетаниях и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif_s-z.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: “Дифференциация звуков [С] – [З] в словах, словосочетаниях и предложениях”

Цели занятия:

  1. Различение звуков [C] – [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.
  2. Развитие фонематического слуха, слухового внимания, речевого дыхания, голоса.
  3. Обогащение и активизация словарного запаса.
  4. Развитие психических процессов: памяти, внимания, пространственной ориентировки.
  5. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
  6. Развитие образного воображения, мышления.
  7. Развитие общей координации движений.
  8. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

Карточки с буквами С, З (индивидуальные), мяч, карточки-задания (индивидуальные), таблицы для чтения, индивидуальные карточки-задания с пропущенными буквами (словосочетания, предложения), предметные картинки, сюжетные картинки по теме “Зима” (индивидуальные), таблица с буквами С, З (выложены из крупы и зафиксированы клеем), аудиозапись зимнего ветра, пения синиц.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Комплекс дыхательных упражнений и упражнений на координацию движений: “Ракета” (глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание), “Трубочка” (одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны), “Ножницы”. (Дети встают в круг.)

2. Характеристика звуков.

Логопед загадывает загадки.

– На дорогу, поле, лес, звезды падали с небес,

Собирал я их ребята, целый день большой лопатой. (Снег)

– Хоть сама и снег, и лед, а уходит – слезы льет. (Зима)

– Какие первые звуки в отгадках?

– Как они произносятся?

Уточнить положение язычка, губ, зубов.

Характеристику звуков дают дети. (Звуки согласные, парные, С-глухой, З-звонкий; звуки могут быть мягкими и твердыми).

3. Закрепление правильного написания букв С, З.

– Чтобы уточнить, как пишутся эти буквы, вспомним их направление.

З – налево, С – направо, словно в ссоре эта пара (на партах карточки с буквами).

– Вам необходимо с закрытыми глазами, на ощупь, найти на таблице правильно написанные буквы (буквы выложены из крупы).

– К таблице выходим по одному, а остальные ребята проверяют, правильно ли вы нашли буквы.

4. Игра “Поймай звук”.

Логопед называет слова со звуками С, З. Дети составляют слово с тем звуком, который они услышали в слове (игра с мячом).

5. Работа на внимание.

– Послушайте внимательно слова:

Санки, Дед Мороз, синица, зубы, морозец, снегопад, сосулька, заморозки.

– Какое слово лишнее? Почему? (зубы)

– Остальные слова относятся к теме “Зима”.

– Что общего в написании этих слов? Во всех словах есть звуки, с которыми мы работаем.

6. Выдели звуки и составь слово.

– Чтобы узнать, какие еще слова относятся к зимней теме, нам нужно будет выполнить следующее задание. У каждого из вас на столе лежит карточка с предметными картинками, под каждой картинкой цифры. Сколько цифр, столько и букв в этом слове. Та буква, которая находится под выделенной цифрой, вам и нужна. Подсчитав, какая буква пишется в этом слове под этой цифрой, вы запишете ее или запомните. Соединив полученные буквы, вы получите новое слово.

У нас получились слова: воздух, снежинки, мороз, сосулька, узоры, сугроб.

7. Грамматическое задание.

– Теперь подберем к этим словам слова-признаки.

Те признаки, которые мы не смогли вспомнить, прочитаем с доски:

Воздух – морозный, холодный, сухой, зимний
Снежинки – мохнатые, пушистые, кружевные, звездные
Мороз – трескучий, сердитый, суровый
Сосулька – блестящая, гладкая, прозрачная
Узоры – снежные, замысловатые, серебристые
Сугроб – высокий, снежный, волнистый

8. Физминутка “Снежинки” (речь с движениями)

Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу лепили у дома.
Стоит эта баба у самых ворот –
Никто не проедет, никто не пройдет.

– Вспомните слова со звуками С и З, которые встречаются в физминутке. Сделайте схему предложений, определив в каких словах пишутся буквы С, З (схемы дети пишут на доске).

9. Пальчиковая гимнастика

“Калитка” (пальцы переплетены и сжаты), “Забор” (ладони соединены кончиками пальцев в стык, большие подняты вверх; пальцы двигаются “от себя” и “на себя”).

Мы построили забор, это наш с тобою двор.
Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.
И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

10. Чтение словосочетаний, составление предложений.

– На карточках даны словосочетания с пропущенными буквами. Вам необходимо прочитать эти словосочетания, назвав вставленный звук (параллельно дети показывают карточки с буквами). Используя эти словосочетания, составьте одно предложение по сюжетной картинке (индивидуальные картины по теме “Зима”), затем составьте к нему схему и определите в каких словах напишите буквы С, З (схема предложения записывается в тетрадь).

..веркающий иней
Зимняя ..пячка
Ве..елый праздник
Детские ..абавы
Бле..тящий лед
Ска..очный лес
За..неженные дорожки
Заиндевелые ку..ты
Пуши..тая лиса
Запа..ливая белка
Бело..нежный ковер
Кра..ногрудые снегири
..имующие птицы

11. Релаксация.

Логопед включает аудиозапись (звуки зимнего ветра, пение синиц).

– Что вы представляете, когда слышите эти звуки?

12. Чтение текста.

– Прочитав текст, мы узнаем, как живется птицам зимой (текст на индивидуальных карточках).

Задание: вставить пропущенные буквы С-З, прочитать вслух, озаглавить, записать текст в тетрадь.

Дети читают текст по цепочке, называют звук и показывают букву (на карточке), которую вставили в слово.

На..тупила суровая ..има.

В ..имнюю пору птицам приходится о..обенно трудно. Трудно до..тать пищу под глубоким ..негом.

..ина и ..лава решили помочь пернатым дру..ьям. Они сма..терили кормушки и разве..или их в ле..у . Слетели..ь синицы и ..негири. Они стали клевать крошки хлеба, ку..очки сала, семена арбу..ов.

Птицы – наши дру..ья. Помоги птицам и ты!

13. Итог занятия.

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Чем они похожи?
– Чем они отличаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях.

Индивидуальное логопедическое занятие  "Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях" (на письме)...

Тема урока: "Дифференциация сходных по начертанию букв Б-Д в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях."

Научить различать сходные по начертанию буквы «б» и «д» в слогах,словах, словосочетаниях и предложениях....

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».

Цель: Закрепление  правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи:      1.Коррекционно -образовательные:...

«Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю в словах, словосочетаниях и предложениях»

Формировать умение различать гласные У, Ю в устной и письменной речи.Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.Обучать дифференциации мягкости и твердости согласного посредством гласных У-Ю...

презентация "Дифференциация звуков «ж-з» в словах, словосочетаниях и предложениях"

Презентация по дифференциации согласных З-Ж. Данная презентация может быть использована  на индивидуальных  и  групповых занятиях с обучающимися с ОВЗ....

Конспект логопедического занятия к презентации "Дифференциация звуков «ж-з» в словах, словосочетаниях и предложениях".

Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОНР, ФН, ФФН ( на первом этапе коррекционного обучения).  Данный материал может быть полезен для педагогов и родителей. Конспект занятия и презе...