Автоматизация звука ( Р ) от обратных слогов и в словах. Лексическая тема "Зима".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

 На этапе автоматизациии корригируемого звука Р в словах и слогах логопеду приходится использовать  различные виды упражнений на четкое произношение звука. Также логопед продолжает работать с детьми по развитию общей и мелкой моторики, правильного вдоха носом и выдоха ртом для закрепления  "вибрации"  звука Р Не надо забывать о развитии фонематического слуха, когда ученик должен слышать не только звуки в чужой речи, но и в свой. При автоматизации звука часто используем речевой материал на основе какой-либо лексической темы. На  данном логопедическом занятии я взяла тему "Мороз". Здесь по этой теме можно использовать загадки, игры, находить родственные слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по коррекции  звука “ Р ”  в 1 классе  с использование ИКТ.

ТЕМА: Автоматизация звука ( Р ) от обратных слогов и в словах. Лексическая тема "Зима".

ЦЕЛЬ: Закрепить чёткое произношение звука Р в слогах и словах.

ЗАДАЧИ:

  • образовательные:

Автоматизировать произношение  звука ( Р ) в слогах и словах.

Развивать  общую и  мелкую  и артикуляционную  моторику.

Воспитывать  правильное  ротовое  дыхание.

 Формирование и усиление воздушной струи.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Уточнение и расширение словаря по теме: Мороз"

Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

  • воспитательные:

1. Воспитание любовь к родной природе.

Оборудование:

Интерактивная доска с картинками по теме, пособие для дыхательной гимнастики,  книга

 ” Домашняя тетрадь",   вата, набор цифр.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I.Организационный момент.

Объявление  темы занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы продолжим учиться правильно произносить звук ( Р ) в слогах и словах. А поможет нам наша логопедическая зарядка.

II.  Основная часть.

  1. Логопедическая зарядка.

А) Общее расслабление.  Игра  “Согреемся ”

Логопед: Зимой мерзнут звери, птицы, люди. Чтобы согреться, нужно двигаться. Давайте поиграем в игру и постараемся согреться.

Логопед                                  Дети                  Движения

Мы замерзли с вами        Да- да – да         произвольно двигаемся

И стучим зубами               Да – да - да          стучим зубами

Хлопаем руками               Да – да – да        хлопаем руками

Топаем ногами                  Да – да – да         топаем ногами

Повторяем и ритм меняем (медленно - быстрее - быстро).

Б). Дыхательная  гимнастика. Игра “ Сдуй снежинку”

 ( на листочке  бумаги - небольшой комок ваты. Вдыхаем носом и выдыхаем ртом).

В) Пальчиковая гимнастика. Игра “ Поиграем в снежки” 

 (из ваты лепим снежок. Работаем всеми пальчиками, стараемся сгибать-разгибать пальчики), затем  "играем" в "снежки" - перекидываем друг другу.

2.Анализ артикуляционно-акустического образа звука ( Р ) .

 - губы раскрыты, нейтрально,

   - зубы разомкнуты,

  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  • Широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрируют.

А) Игра “ Собака рычит ”   Р – Р – Р

Произнесение изолированного звука  "Р "  ( с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля)

 (по подражанию- показываем четкое и правильное произношение изолированного звука "Р" )

3. Автоматизация звука  "Р "  в слогах,  словах.

А) Чтение слогов и слов  по "Домашней тетради" (читаем утрированно, стараемся чётко произносить звук Р в словах и слогах).

Логопед при выполнении всех заданий обращает внимание детей на чёткое  произношение звука "Р". Контроль со стороны логопеда и самоконтроль со стороны логопата.

Ар – ар-  ар – ар – ар – мы поставим самовар.
Ор – ор – ор- ор-ор – подметаем двор.
Ур – ур – ур -ур-ур– покорми голодных кур.
Ир – ир – ир-ир-ир  – Ира купит сыр.

4.Развитие фонематического слуха и восприятия через лексическую  тему  "Зима".

А) Логопед: Послушайте стихотворение  “ Времена года ”.

(прослушивание образца нормированной речи) .

 ( На интерактивной доске картинки с изображением 4 времени года)

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/vremena_goda_dly_detey_01.jpg

Времена года.

Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень. Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса.

И птичьи повсюду звенят голоса

А лето пришло – все под солнцем цветет.

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды-

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Логопед: Ребята, посмотрите на картинке и назовите, какие времена года вы увидели.

  •  ( дети называют каждое время года).

Б) Игра  “ Какое время года ?”

Логопед:   Назовите какое время года сейчас ? ( Зима )

-Какое время года будет после зимы? До зимы? (ответы детей)

-А  какое время года будет после лета , до лета?

_Какое время года будет до весны, после весны?

В) Загадки  (на интерактивной доске картинки с изображением мороза, зимы)

. http://www.profi-forex.org/system/news/resized/fevral-_3777491257.jpghttp://www.kazved.ru/uploadimg/8603_30438_moroz_i_solntse_600.jpghttp://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=443319215-56-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=101866385-52-72&n=21

Логопед:  Отгадайте загадку

- Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?    ( Мороз ) .

- На деревьях бахрома,

В белом инее дома.

Это значит — разгулялась

Наша русская .... (Зима).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...(Cнегири)

- Запорошила все дорожки,

Разрисовала все окошки.

Радость детям подарила —

И на санках укатила. (Зима).

Г) Логопед: Какие вы знаете загадки о морозе и зиме? (ответы детей)

- Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз).

- Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стекла,

Сделал снежные сады. Кто?(Мороз).

Д) Подбор   слова – родственники к слову “ Мороз”

Логопед: Назови основные приметы зимы? Какой бывает зима?

( Снежная, холодная, морозная, ветреная)

Логопед: Подбери к слову “ Мороз ” родственные  слова,  какие слова получили от слова "Мороз"?

(Мороз – морозит, морозильник, мороженое, Дед-мороз, отморозил,  Морозко, заморозки)

 Логопед: Назови основные приметы зимы? Какой бывает зима?

Зима –  холодная, морозная, долгая,  снежная, ветреная.

5.Работа с цифрами.

 ( выдвинуть  в словах цифру со звуком  "Р " , логопед называет слово, дети проговаривают, складывают карточки столько, сколько звуков в слове, затем выдвигают заданный звук, определяют под каким номером звук "Р" в слове).

МоРоз (5 звуков, звук "Р" под номером 3),      1 2 3 4 5

хоРошо (6 звуков, звук "Р" под номером 3),     1 2 3 4 5

 ветеР (5 звуков, звук "Р" под номером 5),        1 2 3 4 5

( на интерактивной доске выкладывается правильный ответ, дети объясняют свой выбор).

III. Итог занятия.

  • О каком времени года мы говорили ?
  • Над каким звуком мы работали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка речевого материала для автоматизации звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях, текстах

Речевой материал для автоматизации звуков Р-Рь (их дифференциации) в слогах, словах (сложных словах), предложениях и текстах....

Автоматизация звука р в прямых слогах и словах

Данный конспект занятия и презентация разработаны для учеников 1-го класса , имеющие нарушение в звукопроизношении....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах

Данная разработка пожет учителям-логопедам провести урок по автоматизации  звука [Ш] в прямых слогах и словах...

Автоматизация звуков С - Сь в слогах, словах. предложениях

В основу обучения на уроке было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознан...

Автоматизация звука Р в обратных слогах, словах с обратным слогом

Закрепление произношения звука Р в обратных слогах,  автоматизация в словах с обратным слогом....

Постановка звука Л. Автоматизация звука Л изолированно, в слогах, словах.

Конспект индивидуального занятия по теме: " Постановка звука Л"...