Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи «Пишем письма»
план-конспект занятия (логопедия, 3 класс) по теме

Занятие разработано для учащихся 3 класса

Цели:

-  познакомить учащихся с видами писем, со структурой письма, его историей возникновения,   научить правильно оформлять письма;

-  развивать умение осуществлять анализ текста, активизировать лексику учащихся по теме «Письмо», развивать творческие способности и связную речь;

-  воспитывать интерес к жанру письма, культуру общения.

-  формировать умение передавать содержание, выделять главную мысль, устанавливать смысловые связи.

-  воспитывать культуру речи, уважительное отношение друг к другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_3.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие  по развитию речи  «Пишем письма»

Автор:  Филимонова Елена Алексеевна, учитель-логопед ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязани»

Цели:

-  познакомить учащихся с видами писем, со структурой письма, его историей возникновения,   научить правильно оформлять письма;

-  развивать умение осуществлять анализ текста, активизировать лексику учащихся по теме «Письмо», развивать творческие способности и связную речь;

-  воспитывать интерес к жанру письма, культуру общения.

-  формировать умение передавать содержание, выделять главную мысль, устанавливать смысловые связи.

-  воспитывать культуру речи, уважительное отношение друг к другу.

Ход занятия

I Актуализация знаний.

1.Организационный момент.

Начинается урок, 
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать

Ребята, сегодня на занятии мы с вами попадём в таинственный и загадочный мир приключений.  С нами в путешествие отправится всеми любимый сказочный герой. А вот кто именно, вы узнаете,  отгадав загадку:

Людям он давно знаком,
В каждый он заходит дом
Много писем и газет
Мчит его велосипед.

 Ждут его большой и малый
И Матроскин, И Бывалый!

Очень важные словечки
В дом к нам приносит …

Учащиеся: Печкин.

Назовите произведение, автора и профессию героя. (Эдуард Успенский «Простоквашино»)


II. Постановка проблемы и самоопределение темы урока.
Ребята, кто из вас когда- нибудь писал письмо?
- Сохраняются у вас в семье чьи-либо письма?
-Если сохраняются, то почему?
-С какой целью люди пишут письма?

III. Формулировка темы урока.
Наверное, вы уже догадались, о чем мы будем заниматься с вами сегодня на занятии.
Тема занятия «Пишем письма»
Учащийся нашего класса   приготовил сообщение об истории  письма
Историческая справка

 Почта существует с древних времён. В Голландии сохранились крепости, в которых на самом высоком месте были сделаны площадки для разведения костров. Костры извещали об опасности.

Для передачи важных сообщений посылали также пеших и конных гонцов. Особенно во времена войн, Олимпийских игр. Помогали передавать информацию и голуби. К почтовому голубю привязывали информацию, и он летел в нужном направлении.

На тонущих кораблях послание запечатывали в бутылку и выбрасывали в море.

На Руси почта появилась в X веке. Ямщики скакали от одного населённого пункта к другому, передавая сообщение, как эстафету.

IV. Открытие новых знаний.

  1. А сейчас мы познакомились с правилами написания письма.

       1) Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без        исправлений.

       2) Ответить на полученное письмо следует как можно быстрее (не позднее недели).

       3) Письмо начинается с обращения «Здравствуйте», «Добрый день».

       4) Заканчивай письмо пожеланием здоровья и удачи.

       5) Указывайте дату и место написания письма.

       6) Если ты передаешь письмо через своего знакомого человека, конверт не заклеивай. Это знак доверия, поступить иначе некрасиво

       7) Воспитанный человек не читает чужих писем.

       8) Складывать письмо следует текстом внутрь.

  1. Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки:

Для  того что бы отправить письмо, нам нужен конверт. Сейчас мы попробуем сделать его своими руками.

  1. О том из чего состоит письмо, и о правилах его написания нам  расскажет Энциклопедическая справка.
    Получателя письма называют адресатом. “Адресат” - от немецкого слова “адрес”. Между тем, кто пишет письмо, и тем, кому пишут, соблюдается выработанный веками порядок. Письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листочке бумаги. Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького размера, иногда большие, но украшенные рисунком. (Достаёт из почтовой сумки письма и показывает ребятам). Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки. Например, дядя Фёдор написал родителям письмо из Простоквашино и нарисовал своих друзей.  

- Ребята, назовите друзей дяди Фёдора.

Читает стихотворение  Радченко Иван

Дядя Фёдор:

Папе я пишу письмо,
Очень толстое оно.
Про друзей в нём и про лето,
В нём - горячие приветы.
Я с письмом бегу на почту,
Я прошу: “Отправьте срочно!”
Очень важное письмо!
Папа ждёт его давно!
Тётя сразу поняла,
Мой конверт из рук взяла
И сказала: “Будь спокоен, мы письмо доставим скоро!”
Я неделю жду ответ, 
А письма всё нет и нет…

(Обсуждение стихотворения с ребятами.)


Виновата ли почта в том, что дядя Фёдор не получил ответного письма от своего папы?

Правильно, ребята, для того, чтобы письмо отправить, необходимо запечатать его в конверт.

- А что нужно обязательно написать на конверте?

Учащиеся: - Нужно написать индекс, адрес, фамилию и инициалы адресата. Необходимо также на конверт наклеить марку.

  1. Работа с дидактическим материалом.

Чтобы правильно подписать конверт, нужно знать слова, а точнее их лексическое значение

В следующем задании вам необходимо соединить линиями  слова и их значение.

•        Человек, получатель письма                                                                        индекс

•        Цифровое условное обозначение населенного пункта                              адрес

•        Пункт назначения письма                                                                             адресант

•        Человек, который пишет письмо                                                                 адресат

  1. На  столе в конверте у вас карточки, в которых перечислены  части письма. Я предлагаю вам расставить их в той последовательности, в которой  обычно пишут письма.

  1. Работа над связной речью:

Письма бывают разные: письмо – поздравление, письмо – пожелание, письмо – информация.

На экране вы видите необычное письмо

- Раскодируйте отрывок из произведения Э. Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”.

(Дядя Фёдор взял удочку и пошёл рыбу ловить. А кот с Шариком печку истопили и воды принесли. Потом они поели, радио послушали, и спать легли. Очень им в этом доме понравилось).

Физкультминутка. “ В деревне Простоквашино”
Люди с самого рожденья 
Жить не могут без движенья.
Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов!
Сколько пёсиков у нас, мы подпрыгнем столько раз!
Сколько белых голубков, столько сделаем хлопков!

  1. Проговаривание во внешней речи и закрепление изученного материала (комментирование по слайду и запись адреса школы на конвертах).

Давайте потренируемся писать адрес нашей школы.  Из чего состоит адрес?

Мы научились  писать  адрес школы, ну а как быть с индексом.  Давайте еще раз вспомним, что такое индекс:  у каждого города есть свой номер, а Рязани мы пишем индекс 390000

На экране вы видите образцы написания цифр, а ниже вы видите индекс нашей школы

Возьмите листочки на ваших столах, и давайте попробуем написать его так, как этого требуют правила оформления писем. Будьте внимательны!

V.  Итог занятия.

 - Какие новые знания вы получили сегодня на занятии?

- У кого возникло желание написать письмо?

Это вы можете осуществить дома по желанию. Я вам предлагаю дать волю своей фантазии, помечтать и написать письмо своим друзьям, родителям, учителю, сказочным героям. Письмо можно оформить, используя рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Урок развития речи. Пишем изложение. Текст-описание. Морж.

Метод наглядности помогает лучшему запоминанию текста, словарно-орфографическая работа поможет меньше допустить ошибки. Таблица- схема текста-описания поможет научить детей описывать предметы....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

Фронтальное логопедическое занятие Зимующие птицы Ростовской области

Фронтальное логопедическое занятие по автоматизации звука Р в слогах и словах для учащихся школ VIII вида, с применением здоровьесберегающих технологий. Может быть использовано в полготовительной к шк...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «День 8 Марта» с использованием конструктора «Тико»

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Расширение представлений о празднике «8 марта»...