Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи Тема «Образование слов с помощью суффиксов»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Наталья Алексеевна Шабалина

Занятие с обучающимися 2 класса по АООП для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shabalinakonkurs.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тутурская средняя общеобразовательная школа.

Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи с группой обучающихся 2 класса (АООП для детей с ТНР)

Тема «Образование слов с помощью  суффиксов»

Составил учитель-логопед Шабалина Наталья Алексеевна

Лексическая тема: дикие (лесные) животные

Коррекционная тема: суффиксальное словообразование

Цель – обучение образованию слов с помощью суффиксов

Цели, направленные на достижение планируемых результатов

Коррекционных:

  • уточнение  и пополнение активного словаря по теме «лесные животные» с помощью суффиксального словообразования;
  • знакомство с суффиксами, позволяющими образовывать названия животных;
  • приобретение опыта словообразования с помощью данных суффиксов;
  • формирование связной речи через построение рефлексивного высказывания.

Личностных:

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения частных задач

Метапредметных (регулятивных)

  • Принимать и сохранять учебную задачу, определять цели и формулировать задачи с помощью учителя.
  • Планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Осуществлять итоговый контроль по результату;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • Осуществлять самооценку деятельности на критериальной основе.
  • Осознавать границы собственных знаний.

Метапредметных (познавательных)

  • Использовать знаково-символические средства (при работе с таблицей).
  • Строить речевое высказывание в устной форме.
  • Проводить сравнение и классификацию.
  • Осуществлять анализ объектов с целью выделения существенных признаков.
  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Метапредметных (коммуникативных)

  • Строить монологическое высказывание.
  • Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения. Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной.
  • Координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, уметь разрешать конфликты.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • Работать в паре.

Ход занятия

*Примечание. На тему «образование слов с помощью суффиксов» отводится несколько занятий. В зависимости от возможностей данной группы логопед может корректировать количество часов. Какие именно суффиксы изучать, логопед тоже определяет самостоятельно по результатам диагностики. Если не хватает времени одного занятия на определенную тему, нужно продолжить ее усвоение на следующем занятии.

I Оргмомент

Запись числа в тетради. Изображение на полях двух мишеней. Это делают, когда педагог на уроке запланировал формирование оценочной деятельности. Приучить детей быстро их изображать размером примерно с «пятачок». Мишени из трех секторов.

II Мотивация

- Подумайте, почему люди говорят, что не знакомы с каким-то человеком, хотя много раз его встречали (не знают его имя).  Вы, конечно, видели диких лесных животных,   на картинках, в природе, зоопарке или цирке. Кого именно? (Показываю слайд с изображением диких животных.) Назовите их. Всех назвали, но я чуть позже  все-таки докажу, что вы не со всеми из них  хорошо знакомы.  

 III Постановка темы

- Выполните задание, чтобы определить тему занятия. Распределите слова на группы. (Фронтальное обсуждение. Важно деление по смыслу. Примерный ответ детей: «Есть слова, называющие что-то маленькое, очень большое и обычные предметы, в начальной форме».  При назывании других способов,  подтолкнуть к данному.)

На доске: река, лесенка, зеркальце, ножища, пальчик, книга, ручища, домик.

*Примечание. Обучающиеся 2 класса (ООП) еще не знакомились с термином суффикс, но имеют опыт выделения окончания и корня. Поскольку логопедические занятия призваны помочь детям, обучающимся по АООП в освоении программного материала  по русскому языку, многие темы идут на опережение. Таким образом, дети 2 класса с ТНР знакомятся с данным термином.

- Что помогло разделить слова таким образом на группы? (Скажут, скорее всего, что какие-то буквы.)

- Выясним, что за буквы. Разберем по составу слово домик. От какого слова оно образовано? (выделят окончание и корень). Буквы, которые стоят между корнем и окончанием, называются суффиксом.

- Сформулируйте тему занятия.  ( Образование слов с помощью суффиксов. Могут сказать: «Изменение слов с помощью букв, суффиксов». В  этом случае уточняем, что только изменение окончания приводит к изменению формы слова. Мы же будем говорить об образовании слов.)

IV Самоконтроль на входе и определение цели

- Вернемся к разговору о диких животных. Послушайте внимательно текст, а потом скажите, какие мысли возникли при прослушивании.

Весной в семье  волков прибавление. Родились волки (                   ). Самый шустрый маленький волк (                     ) уже выбирается на волю. Мать волк (                   ) охраняет их в логове. Огромный папа волк (                         ) добывает и приносит семье пищу.

( Обратят внимание на повторение слова волк.  Раздаю карточки с данным текстом.)

- Отредактируйте текст, устранив  повторы.  Впишите в скобки новые слова, образованные от слова волк. ( Проверяю и ставлю каждому «+» над верно образованным словом.)  

- Оцените, как справились с заданием. Поставьте точку в первой мишени, пользуясь критериями.  (Критерии представлены на доске.)

Критерии:

«Яблочко» - правильно образованы все 4 слова

Средний сектор – правильно образовано 2-3 слова

Крайний сектор – правильно образовано 1 слово

«мимо» - все слова образованы неверно

 - Вспомните, что я обещала вам доказать. ( Не очень хорошо знакомы с дикими животными.)  Доказала, есть проблемы? ( Не все смогли слова правильно образовать. Не уточняем на данном этапе, какие именно слова. Кто попал в «яблочко», будет помогать  другим.)

- Определите цель дальнейшей работы.  ( Скажут: «Научиться по - разному называть диких животных». Если не скажут про суффиксы, логопед уточняет: «Научиться образовывать названия  именно диких животных с помощью суффиксов».) Выскажите мнение, пригодятся ли умения образовывать эти слова. Где это может пригодиться? (Если затрудняются, возвращаю к тексту «Волки», напоминаю частую проблему при написании изложений, связанную с повтором слов.  Речь человека, умеющего образовывать слова, более понятна, выразительна, красочна.)

- Как сможете доказать свое знакомство со всеми дикими животными? (Правильно отредактируем текст о волках.) Настраивайтесь на серьезную работу, будьте внимательны, чтобы в конце занятия у всех получилось представить мне исправленный текст.

- Пользуясь текстом, определите, с какими суффиксами надо познакомиться. ( Надо научиться называть самок, одного и нескольких детенышей.) Это будет планом нашей работы. А еще мы научимся образовывать ласковые названия диких животных. Кто овладеет всеми этими умениями, попадет в «яблочко»  

V Изучение нового материала

- Начнем с образования названий самок животных. В русском языке для этого  есть 2 суффикса – иц, их. Работать будете в парах. Прочитайте инструкцию:

- Образуйте название самки с помощью одного из суффиксов. Запишите новое слово  в нужный столбец. Слово, по которому затрудняетесь или возникнет спор, не пишите. Около него поставьте «?». Смотрите образец!

Какая пара лучше справится с заданием? (Плюсы и минусы в таблицах детей не стоят.)

Название животного

Суффикс  их

Суффикс  иц

ОБРАЗЕЦ! Олень  

олениха

-

медведь

+

лось

+

волк

+

заяц

+

лиса

+

кабан

+

ёж

+

рысь

+

белка

-

-

(Сомнение, скорее всего, возникнет со словом белка.)  Самка белки так и называется «белка». Не существует слов «бельчиха, бельчица».

- Проверим выполнение. Пары по очереди называют образованные слова и ставят +/-. Сразу разбираем ошибки, исправляем в своей таблице. Если поставили «?» около белки, тоже получаете «+». (Выявляем пару победителей)

- Вернемся к словам на доске (по ним определяли тему урока). Установите по ним суффикс со значением «очень большой». Кто определит, подходит к доске и разбирает по составу соответствующее слово. (Разбирают, например, слово ножища и выделяют суффикс ищ.)

- Я показываю на слайде животное, а вы по цепочке образуете от него слово с новым суффиксом. (Медведище, кабанище и т.д. Говорю, что такие слова употребляют в разговорной речи. Не употребляются «бельчище, оленище».)

- С лесными мамами и папами знакомы, а теперь познакомимся с названием их детенышей (плюс игровая пауза). Встаньте в круг. Я буду называть самку, а вы произносить название сначала одного детеныша, потом нескольких. (Специально не по картинкам, а именно называю, чтоб лучше запомнились слова.) Затем передаете мяч по кругу. (Лисица – лисенок, лисята. Чаще всего дети неверно образуют форму множественного числа -  лисёнки. Слежу,  кто из детей неверно образовал слово, и повторно предлагаю его образовать в конце игры.)

- Еще раз вернемся к словам на доске. Выделим суффиксы, обозначающие что-то маленькое. Их называют уменьшительно-ласкательными. (Вместе обсуждаем, разбираем по составу. Найдут суффиксы ик, це, чик).

- На самом деле подобных суффиксов намного больше. Вот некоторые из них: ик, к, ок, очк, ечк, оньк, еньк, чик, ушк (суффиксы представлены на доске). Продолжаем работать в парах. Попробуйте образовать  ласковые названия животных со слайда (слайд первоначальный). Но, внимание! Не название детенышей образуем, а именно ласковые названия взрослых животных. Например, хозяйка любит свою корову и называет ее коровушкой, а не теленочком. Образованные слова записывайте в тетрадь. ( Дети могут предложить разные верные варианты. На это обращаем внимание: лисичка, лисонька, белочка, кабанчик, зайка, зайчик, заинька.) Как правило, от слов лось, рысь, медведь, олень такие слова не образуются. Но в разговорной речи, произведениях русского фольклора они встречаются. Например, поется в народной песне: «Ой, медведюшка-батюшка, ты не тронь мою коровушку»). Еще вы смотрите мультфильм «Смешарики», в котором есть персонаж Лосяш. В литературном языке такого слова нет, это выдумка создателей мультфильма.

VI Рефлексия

- Со всеми членами звериных семей познакомились. Вернемся к тексту о волчьей семье (раздаю новый лист без моих первоначальных исправлений). Снова впишите образованные слова в скобки.  Проверьте себя по эталону. Текст-эталон предъявляется на доске или слайде.   Оцените себя  по прежним критериям на второй мишени. Сравните выполнение задания в начале занятия и в конце по листам с текстом и по «мишени». Расскажите ребятам, как вы оцениваете свою работу по итогам  занятия. ( В зависимости от оставшегося времени рассказывают 1-3 человека. Рефлексия по алгоритму:

- какова была цель задания;

- полностью ли справился;

- с чем были связаны трудности при первом выполнении, и удалось ли их избежать при втором выполнении;

- если цель полностью не достигнута, над чем еще надо работать;

- Прочитайте две фразы на  доске и назовите номер той из них, которая более соответствует вашим результатам.

1) Я умею называть лесных животных.

2) Я знаю способы образования названий животных, но еще допускаю ошибки.

( Логопед благодарит детей за работу. Соглашается с последним выбором каждого ребенка, однако, обращает внимание, что на следующем занятии проверим  выводы, составив подобный текст о семье других зверей.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи «Пишем письма»

Занятие разработано для учащихся 3 классаЦели:-  познакомить учащихся с видами писем, со структурой письма, его историей возникновения,   научить правильно оформлять письма;-  разв...

Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса

Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофре...

Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.

Конспект фронтального логопедического занятия в  1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата....

Конспект фронтального логопедического занятия по устранению дисграфии для детей с ОВЗ ЗПР по теме: «Однокоренные слова»

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии в 4-5-х классах для детей VII видаУчитель-логопед Оганесян С.Г. Логопедическая тема: Однокоренные слова.Лексическая тема: Зима.Цель: Закрепить ...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»

Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «День 8 Марта» с использованием конструктора «Тико»

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Расширение представлений о празднике «8 марта»...