Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для обучающихся 1 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме

Барсукова Елена Арсентьевна

Это занятие было разработано для обучающихся 1 речевого класса в рамках коррекционно-развивающего занятия по курсу "развитие речи". На данное занятие были приглашены студенты и доцент кафедры олигофренопедагогики  факультета коррекционной педагогики РГПУ им. Герцена. Целью данного занятия является совершенствование связной речи и развитие грамматического строя речи. Благодаря выбранной теме занятия - "День рождения. Идем в гости" - появилась возможность решить также и  целый ряд воспитательных задач. Для детей данной возрастной группы очень важно формирование навыков успешной коммуникации среди сверстников, в ситуациях, приближенных к реальной жизни. Грамматические конструкции русского языка довольно трудны для усвоения детьми с тяжелыми нарушениями речи. На занятии дети получили возможность в игровой форме закрепить навыки словоизменения, а также навыки использования этикетных слов в разнообразных ситуациях общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_barsukova_e.a._14.04.2015.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия по развитию речи у обучающихся 1 класса (  V вида) для детей с ОВЗ

Учитель-логопед: Барсукова Елена  Арсентьевна

Тема: День Рождения. Идем в гости.

Цель:  Совершенствование грамматического строя, связной речи

Задачи:

- активизация мыслительной деятельности

- актуализация словаря по темам

- развитие слухового внимания

- развитие связной речи

-согласование существительного с прилагательным

- формирование умения составлять предложение с опорой на картинку, по опорным словам

- закрепление в активном словаре слов речевого этикета

Оборудование:

- набор открыток

-  проектор и компьютер

- набор сюжетных картинок

- набор картинок по теме «одежда»

- синий и красный цветок каждому ребенку

- мягкая игрушка кот

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

  1. Вводная часть
  1. Актуализация знаний

А вы сами любите ходить в гости?

А почему?

А по какому поводу мы ходим в гости друг к другу?

Что у вас на столе?

Когда дарят открытки?

Рассмотрите открытки и догадайтесь, на какой праздник идём мы с вами?

  1. Сообщение темы занятия

А вот и приглашение на день рожденья  для нас!  Вот слушайте:

Дорогие ребята. Мне очень нравится у вас классе. Я успел со всеми подружиться! Поэтому сегодня я приглашаю вас на свой День Рождения! Буду очень рад вас видеть! С нетерпением  жду встречи! Приходите, пожалуйста!

Странно! Написано без ошибок, грамотно и красиво!

Вы догадались, кто же нас приглашает?

Кто бы это ни был, он точно отличник! Приглашение написано замечательно.

  1. Основная часть.
  1. Совершенствование связной речи.

 Ребята, ну расскажите скорее, у кого  из вас сегодня день Рождения?

Сейчас  проверим, кто же  умеет так красиво приглашать в гости. Надо назвать дату своего дня Рождения и пригласить в гости всех ребят. Чтобы получилось красивое приглашение, постарайтесь вспомнить  фразы, которые я читала.

  1. Активизация мыслительной деятельности, развитие слухового внимания

Приглашать в гости вы умеете молодцы! Но даты так и не совпали, вы не назвали сегодняшнее число… Ой, тут есть подсказка! Слушайте. Логопед читает загадку

У меня желтые глаза.

У меня мокрый нос.

У меня серая шубка.

У меня длинный хвост.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
За хвостом гоняется.

3)Актуализация и закрепление в активном словаре слов речевого этикета

Ребята, а как вы думаете, легко ли ходить в гости? Куда бы мы не пошли - и в магазин, и в школу, и в гости – везде нужно быть вежливыми и говорить вежливые слова.

Какие вежливые слова вы знаете?

Что означает здравствуйте? Что значит, до свидания? Что значит спасибо?

Послушайте стихотворение и скажите, а когда так говорят.

Дети: Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на тёрке.

Просят мышки из норы:

Дайте, будьте так добры!

Бегемот и слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь!

Тот, кто вежливей сейчас

Скажет – Только после вас!

Как можно сказать по-другому?

Повстречал кабан в лесу

Незнакомую лису

Говорит красавице:

Разреши представиться!

Ответит незнакомица:

Приятно познакомиться!

Рита плюшек напекла

И Андрюшу позвала.

Тот один съел угощенье,

Но сказал : «Прошу прощенья»

Как можно сказать по-другому?

А где еще нам пригодятся все эти вежливые слова?

  1. Развитие зрительного внимания,  актуализация мыслительной деятельности.

Но оказывается, чтобы быть хорошим гостем мало знать только вежливые слова. Я вам хочу показать отрывок одного известного мультика, в котором главный герой пришел в гости без приглашения…. ( логопед включает отрывок мультфильма) Посмотрим, что из этого вышло.

  1. Развитие умения анализировать, развитие связной речи.

Давайте подумаем, что Винни Пух делал в гостях неправильно?

  1. Составление предложений по картинке.

Выходит, что есть правила поведения, которые мы должны соблюдать, чтобы быть вежливыми гостями. ( логопед раздает картинки)

Рассмотрите картинки и постарайтесь сформулировать свои правила поведения в гостях.

  1. Динамическая пауза

Сейчас мы сыграем в игру, которая называется «Хорошо и плохо» Я буду говорить, как некоторые ведут себя за столом, а вы подумайте, хорошо это, или плохо. Если хорошо, поднимите голубой цветочек. Если плохо, поднимите красный цветочек.

Есть руками

Говорить с полным ртом.

Пожелать всем приятного аппетита

Ставить локти на стол

Попросить передать что-нибудь, если самому не дотянуться.

Съесть одному все угощения

Использовать во время еды столовые  приборы и салфетку

Тянуться через весь стол за угощением.

Громко жевать чавкать.

Поблагодарить за вкусное угощение

Ну что ж, надеюсь за столом вы не растеряетесь.  А что можно сделать из этих замечательных цветов для Барсика?

Давайте пока поставим цветы в вазу. ( Логопед помогает детям )

  1. Актуализация словаря по теме «Одежда», согласование прилагательного и существительного

Мы знаем, как себя вести и теперь  мы подберем подходящий наряд. Рассмотрите картинки на доске. Выберите себе наряд и расскажите, в чем вы пойдете на праздник. Предложение начните так: Я надену на день Рождения ……..

Катя, что ты наденешь на день рождения?

( красное платье, спортивный костюм, белая блузка, голубая, домашний халат, рубашка, черный костюм, серый пиджак, желтый свитер, полосатый галстук, летние шорты )

  1.   Развитие связной речи,

Ребята, но ведь и о поздравлении  нужно позаботиться.  Давайте прорепетируем.

Логопед достаёт большую открытку.

Ребята, я предлагаю вам закончить предложения, которые я уже начала писать.

( Видеопоздравление )

Дорогой Барсик!

Мы поздравляем тебя( с чем)………………………………………………………….!

Желаем тебе …(чего?)…………………………………………………………………………!

Никогда не…. (что делай?)………………………………………………………   .

Хотим, чтобы ты……(что?)…………………………………………………………..  

Нам нравится с тобой …(что делать?)……………………… ……………………….

  1. Заключительная часть
  1. Подведение итогов занятия

Ребята, а теперь я хочу проверить, как вы запомнили правила  поведения в гостях. Тот, кто назовет правило, получит праздничный свисток!

  1. Оценка деятельности детей

Барсик всех вас ждет в гости. Приходите к нему в хорошем настроении и не забудьте про вежливые слова. Сейчас в группе продленного дня нарисуйте пожалуйста тот подарок, который вы хотели бы Барсику подарить!

  1. Орг. Момент

До свидания, ребята

Здравствуйте.

Ответы детей

Дети рассуждают.

На День Рождения

Нет!

Дети не признаются

Дети выполняют задание.

Кот! Барсик!

Да!

Дети перечисляют.

Дети стараются объяснить.

Дети объясняют.

Проходите пожалуйста.

Если в гостях мы знакомимся с новыми людьми.

Извините пожалуйста.

Дети перечисляют

Дети смотрят отрывок.

Дети высказывают предположения.

Дети составляют предложения.

В гости надо приходить нарядными, одетыми чисто и опрятно.

На День Рождения принято дарить подарок и подготовить поздравление.

Надо разговаривать вежливо, не перебивать.

Соблюдать правила поведения за столом.

Букет!

Дети составляют предложения у доски.

Я надену на день рождения красное платье.

Я надену на день рождения белую блузку.

Я надену  на день рождения голубую рубашку.

С днем рождения!

Здоровья, хорошего настроения, вкусной рыбки

Не болей, не царапайся и не кусайся

Был сыт и доволен.

Играть и веселиться

Дети называют правила

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи «Пишем письма»

Занятие разработано для учащихся 3 классаЦели:-  познакомить учащихся с видами писем, со структурой письма, его историей возникновения,   научить правильно оформлять письма;-  разв...

Логопедическое занятие по развитию речи в 3 классе по теме: «Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему»

Целью занятия является составление предложений по материалам наблюдений на тему «Новогодний праздник».К конспекту занятия предлагается  презентация....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в 3 классе.

Данный конспект относится к лексической теме "Зима. Зимние виды спорта"...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «День 8 Марта» с использованием конструктора «Тико»

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Расширение представлений о празднике «8 марта»...