Рабочие программы по логопедии
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Широких Надежда Ильинична

В работе представлены рабочие программы для 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass.doc149 КБ
Microsoft Office document icon 2_klass.doc159 КБ
Microsoft Office document icon 3_klass.doc121 КБ
Microsoft Office document icon 4_klass.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ «Теронвская « ООШ»

 Яковлевского района Белгородской области»

«Согласовано» на заседании                 «Согласовано»

РМО учителей-логопедов                  Зам.директора по УВР

Протокол №_1                              __________/С.Ю.Степкиной/

от    29. 08. 20014 г.                         «___»___________2014г

        

                     УТВЕРЖДАЮ

                   Директор  школы

            _____________А.И. Селифанова

                «___»___________2014г

               Приказ №     от        20014 г.

Рабочая программа  

 Широких Надежды Ильиничны

учителя – логопеда

 

коррекционно-развивающих

логопедических занятий

на группу учащихся 1 класса

с  ОНР и ФН

 

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Цель: устранение недостатков устной речи  и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся 1 классов.

Адресат: обучающиеся 1 классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи 3 – 4 уровня, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Программа способствует решению следующих задач:

  • развивать  звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;
  • формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
  • закреплять звуко-буквенные связи;
  • формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
  • развивать лексический запас и грамматический строй речи; в течение всего учебного года – работа по уточнению и расширению словаря;
  • развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: внимание, способность к запоминанию, способность к переключению, самоконтроль, познавательную активность, произвольность общения и поведения;
  • развивать коммуникативную готовность к обучению.

Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Козырева Л.М.Комплект логопедическихтетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.
  • Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г.

Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, групповая/ парная работа, индивидуальная работа.

Программа рассчитана на 87 – 90 часов в год  (3часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение 2 проверочных работ: диктант, списывание.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся к концу коррекционного обучения:

Обучающиеся должны знать:

  • все звуки и буквы русского языка;
  • все основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим.)

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком;
  • вычленять слова из предложений;
  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы и их соединения;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
  • грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Речь. Предложение. Слово. Слог. (11ч).

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием  графических схем. Формирование психологических предпосылок (внимания, восприятия, памяти)

Звуки и буквы.(64ч)

Речевые/неречевые звуки.  Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных звуков  от согласных. Гласные звуки и буквы 1 ряда. Признаки гласных звуков. (10ч.)

Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука) анализ слов, выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со словом-моделью.

Понятие о согласных. Звукобуквенный и слоговой анализ слов.(5ч)

Твёрдые и мягкие согласные.  Звонкие и глухие согласные. Гласные 2 ряда.

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж.

Свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты (19ч)

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат.

Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, р-л, ч-щ, с-щ, ш-щ, ц-с, ц-т. ц-ч.

Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда.

 Дифференциация парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю. Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком.

Разделительный –ь-, -ъ-

Звукобуквенный анализ слов. (2ч.)  Подстановочные упражнения. (6 ч.)

Работа над словом. (6ч)

 Слова, обозначающие предмет (одушевленный/неодушевленный). Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

 Итоговая контрольная работа (1ч)

Список групп:

Группа №1 – 1 «а» класс:

1. Куценко Егор – Общее недоразвитие речи 4 уровня;

2. Лисименко Владислав – Общее недоразвитие речи 4 уровня;

3. Чудик Виолетта – Общее недоразвитие речи 3 уровня;

4. Юрченко Мария – Общее недоразвитие речи 4 уровня;

                                                                                                           Группа №2 -1 «б» класс:                                                                                                                    1. Воронков Руслан– Общее недоразвитие речи 4 уровня;                                                                                      2. Данилец Валерия – Фонематическое недоразвитие речи;                                                                                 3. Корбут Кирилл –   Фонематическое недоразвитие речи;                                                                                        4. Ставриенко Татьяна – Общее недоразвитие речи 4 уровня;

                                                                           5. Субботина Виктория – Общее недоразвитие речи 3 уровня;

Для данных детей характерны нарушения фонетико-фонематического компонента речи: дефектное произношение оппозиционных звуков: свистящих, сонорных, аффрикат;

Недостаточная сформированность фонематических процессов: трудности в выделении нужного звука, определении места звука, количества звуков даже в односложных словах типа  «мак», трудности синтеза и фонематических представлений;

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы (путают, в основном, сложные предлоги: из-за =за, из-под = под).

Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Наблюдаются психологические особенности: неустойчивое внимание, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточное развитие способности к переключению.

   

Материально – техническое и информационное обеспечение:

Презентации:

Логогимнастика, гласные звуки и буквы, звук и буква И, к нам поступила шифровка, дифференциация м –мь, п –пь, с –ш, звук и буква Ж.

1.www.logopunkt.ru

Игры для Тигры. Логопедическая коррекционная программа.

2.Методическая разработка Якимчук Т. А. 

Школа тётушки Совы. Звонкие - глухие согласные «Д»-«Т».

3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://festival.1september.ru/

4. Психологический центр "Адалин"

http://adalin.mospsy.ru/

5. Портал "Логопеды.ru"

http://logopedy.ru/portal/

6. Логопункт.ru

http://www.logopunkt.ru/

7. Логопед.ру

http://www.logoped.ru/index.htm/

8. Логопед

http://logopediya.com/

9. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр

http://logozavr.ru/

10. Логобург

http://logoburg.com/

11. Журнал "Логопед"

http://www.logoped-sfera.ru/

12. Дефектология для Вас

http://defectus.ru/

Календарно – тематическое планирование:

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Речь. Правила речи. Развитие слухового внимания.

1

Развитие зрительного внимания.

1

Развитие слухового и зрительного внимания.

1

Развитие слухового восприятия.

1

Развитие зрительного восприятия.

1

Развитие слухового и зрительного восприятия.

1

Развитие слуховой памяти.

1

Развитие зрительной памяти.

1

Развитие слуховой и зрительной памяти.

1

Знакомство с предложением.

Предложение состоит из слов (2-х, 3-х, 4-х, ...)

1

Знакомство со слогом.

Слово состоит из слогов.

1

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков.

1

Дифференциация гласных звуков от согласных.

1

Гласные звуки и буквы. Признаки гласных звуков.

1

Гласный звук А. Выделение звука из удобных позиций.

1

Гласный звук О. Выделение звука из удобных позиций.

1

Гласный звук У. Выделение звука на фоне слога, слова.

1

Гласный звук Ы. Выделение звука на фоне слога,слова.

1

Гласный звук Э. Выделение звука на фоне слога, слова.

1

Гласный звук И. Выделение звука на фоне слога, слова.

1

Выделение гласных звуков из слов. Составление схем.

1

Выделение гласных звуков из односложных слов.

1

Выделение гласных звуков из двусложных слов

1

Выделение гласных звуков из трехсложных слов

1

Деление слов на слоги. Одно,2-х, 3-х сложные слова.

1

Слоговой состав слова.  Характеристика частей слова. Ударение.

1

Согласные звуки и буквы. Признаки согласных.

1

Выделение первого и последнего согласного из слова.

1

Звонкие и глухие согласные.

1

Твердые и мягкие согласные.

1

Звуки М, М’ Буква Мм.

1

Звуки Н,Н’ Буква Нн.

1

Звуки Л,Л’ Буква Лл.

1

Звуки Р,Р’ Буква Рр.

1

Дифференциация Р-Л.

1

Звук Й.

1

Звук «ЙА». Буква Яя.

1

Звук «ЙО».Буква Ёё.

1

Звук «ЙУ». Буква Юю.

1

Звук «ЙЭ». Буква Ее.

1

Звуки Д,Д’ Буква Дд

1

Звуки Т,Т’ Буква Тт.

1

Дифференциация Т-Д.

1

Звуки З,З’ Буква Зз.

1

Звуки С,С’ Буква Сс.

1

Дифференциация С-З.

1

Звуки Г,Г’ Буква Гг.

1

Звуки К,К’ Буква Кк

1

Дифференциация К-Г.

1

Звуки В,В’ Буква Вв

1

Звуки Ф,Ф’ Буква Фф.

1

Дифференциация В-Ф.

1

Звуки Б,Б’ Буква Бб

1

Звуки П,П’ Буква Пп.

1

Дифференциация П-Б.

1

Звук Ж. Буква Жж.

1

Звук Ш. Буква Шш.

1

Дифференциация Ш-Ж. /* Правописание Ши- жи./

1

Дифференциация Ж-З.

1

Дифференциация Ш-С.

1

Звук Ч. Буква Чч. /* Сочетания Ча-Чу/

1

Звук Щ. Буква Щщ. /* Сочетания Ща, Щу/

1

Дифференциация Ч-Щ.

1-2

Звук Ц. Буква Цц.

1

Дифференциация С-Ц.  /* Дифференциация Ц-Т’/

1

Дифференциация Ч-Ц. /* Дифференциация Ч-Т’/

1

Дифференциация Ш-Щ.

1

Смягчение согласных с помощью гласных 2 ряда.

1

Дифференциация  гласных  А-Я.

1

Дифференциация  гласных  О-Ё.

1

Дифференциация гласных  У-Ю.

1

Дифференциация гласных  Ё-Ю.

1

Обозначение мягкости согласных с помощью –ь      - в конце слова;

                                                                                     *в середине слова

1

1

Разделительный –ь-

1

Разделительный –ъ-

1

Звукобуквенный анализ (односложных, двусложных и трёхсложных) слов.

1

Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных.

1

Подстановочные упражнения / стол – стул /.

1

Обратные подстановочные упражнения / ток – кот /.

1

Упражнения на добавление букв в начале, середине, конце слова (рот – рота, крот)

1

Упражнения на исключение букв из слова. (роса – оса)

1

Упражнения на перестановку букв в слове.

1

Комбинированные упражнения (лист – лиса)

1

Работа над словом. Слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопрос ЧТО? КТО? Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов.

1-2

Слова, обозначающие действия предметов.

1

Дифференциация слов-предметов от слов- действий.

1

Слова, обозначающие признаки предметов.

1

Дифференциация слов-предметов от слов-действий и от слов-признаков.

1

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
  • Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.
  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
  • Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.
  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Теронвская « ООШ»

 Яковлевского района Белгородской области»

«Согласовано» на заседании                 «Согласовано»

РМО учителей-логопедов                  Зам.директора по УВР

Протокол №_1                              __________/С.Ю.Степкиной/

от    29. 08. 20014 г.                         «___»___________2014г

        

                     УТВЕРЖДАЮ

                   Директор  школы

            _____________А.И. Селифанова

                «___»___________2014г

               Приказ №     от        20014 г.

Рабочая программа  

 Широких Надежды Ильиничны

учителя – логопеда

коррекционно-развивающих

логопедических занятий

на группу учащихся 2 класса

с нарушением чтения и письма,

обусловленным  ОНР и ФН

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности  фонетико-фонематического  и лексико-грамматического компонентов  речевой системы  у обучающихся 2 классов.

Адресат: обучающиеся 2 классов с нарушением чтения и письма,

обусловленным  ОНР и ФН, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Программа способствует решению следующих задач:

  • формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова;
  • устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
  • формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
  • развивать лексический запас и грамматический строй речи: в течение всего учебного года – уточнять и расширять словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • дифференцировать смешиваемые на письме буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;
  • развивать коммуникативную готовность к обучению;
  • совершенствовать умение строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.

Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Козырева Л.М.Комплект логопедическихтетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.
  • Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г.

Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, групповая/ парная работа, индивидуальная работа.

Программа рассчитана на 87 – 90 часов в год  (3часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение 1 проверочной работы: диктант.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

обучающихся к концу коррекционного обучения:

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • различать гласные и согласные звуки,  мягкие и твёрдые, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
  • правильно произносить звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком, выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов, соотносить количество звуков и букв в словах;
  • делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
  • различать согласные по звонкости/глухости и по артикуляторно-акустическим признакам;
  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; писать с заглавной буквы имена собственные; раздельно писать предлог со словом;
  • дифференцировать буквы, имеющие кинетическое и оптико-пространственное сходство: а/о,  и/у,  б/д,  п/т, л/м,  х/ж;
  • выделять слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • писать под диктовку текст из 30 слов, проверять правильность написанного;

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Звукобуквенный анализ и синтез слов.(5 ч)

Выделение первого и последнего звука в слове. Определение места звука в слове: начало, середина, конец. Определение количества звуков в слове. Соотношение между звуками и буквами в слове. Буква- смыслоразличитель.

Слоговой анализ и синтез слов. (5ч.)

Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Звуки и буквы.

Парные гласные (2ч)(сходство и различие).

Согласные звуки и буквы.(2ч)  

Твёрдые и мягкие согласные.  Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда.

Дифференциация парных гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю.(4ч)

Обозначение на письме мягкости согласных мягким знаком.

Разделительный –ь-.

Дифференциация согласных.(10ч)

Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з,  ш-ж.

Дифференциация звуков: с-ш, з-ж, р-л, ч-щ, с-щ, ш-щ, ц-с, ц-т. ц-ч.

Правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Большая буква в именах собственных.

Дифференциация букв (6ч), имеющих кинетическое и оптико-пространственное сходство: а/о,  и/у,  б/д,  п/т, л/м,  х/ж;

Работа над ударением. (3ч) Ударный и безударный слог. Ударение в 2-3 сложных словах.

Работа над словом. (8ч)

 Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.

Предлоги.() Практическое усвоение предлогов.

Состав слова. (15ч) Родственные слова. Однокоренные слова. Практическое овладение учащимися подбором родственных слов.

Суффикс. Приставка. Окончание. Разбор слов по составу. Составление слов из частей.

Работа над предложением.(12ч.) Виды предложений. Согласование слов в предложении. Составление предложений по картинкам, по вопросам, из отдельных слов с нарушением последовательности.

 Итоговая контрольная работа (1ч)

Список групп:

Группа №1 – 2 «а, в» класс:                                                                     Группа №2 -2 «б, в» класс:    

1. Науменко Егор –НЧП, обусловленное ФН;                   1. Дзуцев Саша– НЧП, обусловленное ФН

2. Стаценко Анна – НЧП, обусловленное ОНР                 2. Палиев Егор – НЧП, обусловленное ОНР

3. Стаценко Глеб – НЧП, обусловленное ОНР;                 3. Трифонова Карина –    НЧП, обусловленное ОНР

4. Литвинов Вова – НЧП, обусловленное ФН                    4. Кулик Настя – НЧП, обусловленное ФН

5. Павлова Даша - НЧП, обусловленное ОНР                     5. Евдокименко Даша – НЧП, обусловленное ОНР

                                                                                                                  

Для данных детей характерны трудности в овладении навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной слоговой структуры. Им доступны простые формы звукового анализа – выделение 1-го и последнего звука, места звука в слове (начало, середина, конец слова). Детям трудно устанавливать соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв: в словах с –ь-, с йотированными гласными Я,Е,Ё,Ю. Все это выражается в следующих ошибках: пропуски гласных букв в середине слова, недописывание гласных букв на конце слова, пропуски слогов, перестановки букв, вставка лишних букв.

Кроме того, у этих детей  часто встречается замена и смешение букв, близких по артикуляторно-акустическому укладу звуков (т-д,  п-б,  с-з,  ш-ж,  с-ш,  з-ж,  ч-ц,  ч -щ,

 щ - с,   р-л.

Многочисленное количество ошибок на смешение букв по кинетическому сходству (о/а,   б/д,   п/т,   х/ж,   л/м,   и/у)

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы. Учащиеся допускают много ошибок на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.

Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

   

Материально – техническое и информационное обеспечение:

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  http://festival.1september.ru/

2. Психологический центр "Адалин"  http://adalin.mospsy.ru/

3. Портал "Логопеды.ru"  http://logopedy.ru/portal/

4. Логопункт.ru     http://www.logopunkt.ru/

5. Логопед.ру   http://www.logoped.ru/index.htm/

6. Логопед   http://logopediya.com/

7. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр    http://logozavr.ru/

8. Логобург    http://logoburg.com/

9. Журнал "Логопед"  http://www.logoped-sfera.ru/

10. Дефектология для Вас   http://defectus.ru/

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом требований программы по русскому языку и чтению 2 класса и особенностей речевого развития детей данной группы, направлено на предупреждение неуспеваемости.

Содержание занятий включает дидактические игры и упражнения, развивающие как речевые навыки, так и произвольное внимание, память, мышление, творческие способности, мелкую моторику руки, зрительно-моторные координации, направленные на предупреждение нарушений оптических и кинетических дифференцировок.

Календарно – тематическое планирование:

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Повторение. Предложение. Слово.

1

Повторение. Слово. Слог. Звук.

1

Звуки речи (гласные и согласные).

1

 Звукобуквенный анализ и синтез слов:

     

 Выделение первого и последнего звука в слове.

1

Определение места звука в слове: начало, середина, конец.

1

Определение количества звуков в слове.

1

Соотношение между звуками и буквами в слове.

1

Буква – смыслоразличитель.

1

Слоговой анализ и синтез слов:

Выделение первого слога в слове.

1

Слогообразующая роль гласных букв.

1

 Определение количества слогов в слове.

1

 Составление слов из слогов.

1

Деление слов на слоги. Перенос слов.

1

Парные гласные (сходство).

1

Парные гласные (различие).

1

Согласные звуки и буквы. Признаки согласных.

1

Твердые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда.

1

Различение на письме букв А – Я после согласных.

1

Различение на письме букв У – Ю после согласных.

1

Различение на письме букв О – Ё после согласных.

1

Различение на письме букв Ы – И после согласных.

1

Обозначение мягкости согласных посредством буквы  -ь-                                                                              

                                                                            в конце слова          

1

                                                                         в середине слова

1

Разделительный –ь-

1-2

Звонкие и глухие согласные.

Дифференциация согласных П – Б

1

Дифференциация согласных Т – Д

1

Дифференциация согласных С – З

1

Дифференциация согласных Ш – Ж

1

Правописание Жи - Ши

1

Дифференциация согласных С – Ш

1

Дифференциация согласных З - Ж

1

Дифференциация согласных С – Ц

1

Дифференциация согласных Ч – Ц

1

Дифференциация согласных Ч – Щ

1

Правописание Ча – Ща, Чу - Щу

1

Дифференциация согласных Ш - Щ

1

Дифференциация букв, имеющих сходство:

Дифференциация  а/о;

1-2

Дифференциация  и/у;

1-2

Дифференциация  б/д;

1-2

Дифференциация  п/т;

1-2

*Дифференциация  л/м,

1-2

Работа над ударением.

Ударный и безударный слог.

1

Ударение в двусложных словах.

1

Ударение в трехсложных словах

1

Части речи. Работа над словом

Слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопрос ЧТО? КТО?

2

Правила правописания. Большая буква в именах собственных.

1

Слова, обозначающие действия предметов.

1-2

Слова, обозначающие признаки предметов.

1-2

Дифференциация слов-предметов от слов-действий и от слов-признаков.

1-2

Предлоги.

Практическое усвоение предлогов в – на.

1

Практическое усвоение предлогов на – над.

1

Практическое усвоение предлогов к – от.

1

Практическое усвоение предлогов в – из.

1

Практическое усвоение предлогов от – из.

1

Практическое усвоение предлогов с – со.

1

Практическое усвоение предлогов в – у.

1

Состав слова

Родственные слова. Что такое родственные слова?

1

Как найти в слове корень?

1

Однокоренные слова. Практическое овладение учащимися подбором родственных слов. Выделение корня.

1-2

Правописание безударной гласной в корне слова. Подбор проверочных слов.

1-2

Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова

1-2

Практическое овладение учащимися способами образования новых слов посредством суффиксов.

1-2

Практическое овладение детьми навыками образования слов с помощью приставок.

1-2

Разбор слов по составу.

1-2

Составление слов из частей (приставки, корни, суффиксы, окончания).

1-2

 Работа над предложением. Виды предложений.

1

Согласование слов в предложении в роде, числе.

1

Составление предложений по сюжетным картинкам. Работа по вопросам.

1-2

Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме) с нарушением последовательности.

1-2

Деление сплошного текста на предложения.

1-2

Выборочное выписывание из текста по заданию.

1-2

Составление текста из деформированных предложений

1-2

Итоговая контрольная работа (диктант)

1

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
  • Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.
  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
  • Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.
  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Теронвская « ООШ»

 Яковлевского района Белгородской области»

«Согласовано» на заседании                 «Согласовано»

РМО учителей-логопедов                  Зам.директора по УВР

Протокол №_1                              __________/С.Ю.Степкиной/

от    29. 08. 20014 г.                         «___»___________2014г

        

                     УТВЕРЖДАЮ

                   Директор  школы

            _____________А.И. Селифанова

                «___»___________2014г

               Приказ №     от        20014 г.

Рабочая программа  

 Широких Надежды Ильиничны

учителя – логопеда

коррекционно-развивающих

логопедических занятий

на группу учащихся 3 класса

с нарушением чтения и письма,

обусловленным  ОНР и ФН  

 

2014 – 2015 учебный год

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности  фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучающихся 3 классов.

Адресат: обучающиеся 3 классов с нарушением чтения и письма,

обусловленным  ОНР и ФН, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических процессов для овладения полноценной учебной деятельностью.

Программа способствует решению следующих задач:

  • Совершенствовать навыки фонематического восприятия, звуковых обобщений в процессе звукового анализа и синтеза;
  • пополнять лексический запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • формировать: представления о морфологических элементах слова, навыки морфемного анализа и синтеза;
  • углублять знания о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, прилагательного,  глагола;
  • развивать умение осуществлять подбор родственных слов;
  • формировать навыки правописания падежных окончаний имен существительных и прилагательных;
  • совершенствовать умение строить и перестраивать предложения адекватно замыслу;
  • уточнять, развивать, совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций;
  • развивать навыки самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Козырева Л.М.Комплект логопедическихтетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.
  • Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г.

Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, групповая/ парная работа, индивидуальная работа.

Программа рассчитана на 56 – 60 часов в год  (2часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение 1 проверочной работы: диктант.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

обучающихся к концу коррекционного обучения:

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • различать гласные и согласные звуки,  мягкие и твёрдые, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
  • разбирать по составу простые по структуре (корень, окончание, приставка, суффикс) слова;
  • делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
  • различать и называть изученные части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги);
  • различать предложения по интонации;
  • устанавливать связь между словами в предложении;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • писать под диктовку текст из 60 слов, проверять правильность написанного;

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Повторение изученного во 2 классе (3ч.): Слово. Предложение. Текст. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Деление слов на слоги, правила переноса слов.

Состав слова. (9ч.)

Корень слова. Родственные слова. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Приставка. Образование новых слов. Окончание. Разбор слов по составу

Ударение в слове. Ударный и безударный слог. Безударная гласная в слове. (4ч.)

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов. (2ч.)

Непроизносимые согласные в корне слова. (2ч.)

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. (2ч.)

Предлоги ().

Раздельное написание со словами  предлогов в,  из, к,   на, на,  от,  по,  с,   у.

Дифференциация предлогов и приставок. (2ч.)

Разделительный –ь-, -ъ-

Синонимия.()

Слова-неприятели. Антонимы. Слова-приятели. Синонимы. Слова-близнецы. Омонимы. Практическое овладение детьми навыком подбора антонимов, синонимов, многозначностью слов.

Части речи. (22ч)

Имя существительное. Изменение имен существительных по числам (единственное, множественное), по родам (мужской, женский, средний), по падежам.

Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными, в роде и числе.

Глагол. Согласование существительных и глаголов в роде и числе. Образование глаголов совершенного вида то глаголов несовершенного вида.

Согласование количественных числительных с существительными.

Развитие связной речи.(12ч.) Составление предложений по сюжетным  картинкам, по вопросам. Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме с нарушением последовательности). Деление сплошного текста на предложения. Составление связного текста из деформированных предложений. Редактирование текста. Составление рассказа из данных предложений. Составление рассказа по серии картинок, по опорным словам. Выборочное выписывание из текста по заданию.

 Итоговая контрольная работа (1ч)

Список группы:

1. Кавтунова Ольга –НЧП, обусловленное ФН;

2. Винник Алеша – НЧП, обусловленное ОНР

3. Медведева Настя – НЧП, обусловленное ОНР;

4.  Нежурин Данил - НЧП, обусловленное ОНР

Для данных детей характерны нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы. Учащиеся допускают много ошибок на правописание безударных гласных в корне слова,  правописание суффиксов и приставок, допускают ошибки согласования. Учащиеся не умеют образовывать новые слова, в том числе и однокоренные, не могут проверять безударную гласную в корне. Детям трудно установить смысловую связь между родственными словами, если сходство не так явно выражено. При попытке подбора родственных слов, они подбирают слова по случайному внешнему сходству (гора – город). Но чаще всего они подменяют подбор родственных слов изменением слова по числам или падежам, называя ту или иную форму слова (гора – горы – горой).

Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

   

Материально – техническое и информационное обеспечение:

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  http://festival.1september.ru/

2. Психологический центр "Адалин"    http://adalin.mospsy.ru/

3. Портал "Логопеды.ru"    http://logopedy.ru/portal/

4. Логопункт.ru    http://www.logopunkt.ru/

5. Логопед.ру   http://www.logoped.ru/index.htm/

6. Логопед   http://logopediya.com/

7. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр   http://logozavr.ru/

8. Логобург    http://logoburg.com/

9. Журнал "Логопед"    http://www.logoped-sfera.ru/

10. Дефектология для Вас   http://defectus.ru/

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом требований программы по русскому языку 3 класса и особенностей речевого развития детей данной группы, направлено на предупреждение неуспеваемости.

Содержание занятий включает дидактические игры и упражнения, развивающие как речевые навыки, так и произвольное внимание, память, мышление, творческие способности.

Календарно – тематическое планирование:

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Слово. Предложение. Текст.

1

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

1

Повторение. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.

1

Повторение «Состав слова»

Корень. Родственные слова.

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов

Приставка. Образование новых слов.

Окончание.

Разбор слов по составу.

1-2

1-2

1-2

1

1-2

Ударение в слове. Ударный и безударный слог.

Безударная гласная в корне слова.

1 - 2

Правописание безударных гласных в корне слова.

2 - 3

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов.

1 - 2

Непроизносимые согласные в корне слова.

1 - 2

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.

1 - 2

Предлоги. Раздельное написание со словами

предлогов в,  из..

1

 Раздельное написание со словами  предлогов  к,  на.

1

Раздельное написание со словами предлогов   от,  по.

1

Раздельное написание со словами предлогов с,  у.

1

Дифференциация предлогов и приставок.

1-2

Разделительный Ъ и Ь.

1-2

Слова-неприятели. Антонимы. Практическое овладение детьми навыком подбора антонимов.

2

Слова-приятели. Синонимы. Практическое овладение детьми навыком подбора синонимов.

2

Слова-близнецы. Омонимы. Практическое овладение учащимися многозначностью слова.

2

Части речи.

Имя существительное.

Изменение существительных по числам.

1

Образование множественного числа существительных. Практическое употребление существительных в форме именительного падежа множественного числа.

1

Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода.

1

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа.

1

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного и винительного падежей.

1

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа винительного и родительного  падежей.

1-2

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа дательного падежа.

1

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа творительного падежа без предлога.

1

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа предложного падежа.

1

Итоговое занятие по имени существительному.

1

Имя прилагательное.

1

 Согласование существительных и прилагательных в числе.

1

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.

1-2

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

1

Глагол.

1

Согласование существительных и глаголов в числе.

1-2

Согласование существительных и глаголов в роде.

1-2

Словоизменение. Настоящее время глагола.

1

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

1

Согласование количественных числительных с существительными.

Развитие связной речи. Составление предложений по сюжетным картинкам. Работа по вопросам.

1-2

Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме с нарушением последовательности)

1 - 2

Деление сплошного текста на предложения.

1

Составление связного текста из деформированных предложений.

1

 Редактирование текста. Составление рассказа из данных предложений.

1

Составление рассказа по серии картинок.

1

Составление рассказа по опорным словам.

1

 Выборочное выписывание из текста по заданию.

1-2

Итоговая проверочная работа (диктант).

1

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
  • Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2003г.
  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
  • Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.
  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Теронвская « ООШ»

 Яковлевского района Белгородской области»

«Согласовано» на заседании                 «Согласовано»

РМО учителей-логопедов                  Зам.директора по УВР

Протокол №_1                              __________/С.Ю.Степкиной/

от    29. 08. 20014 г.                         «___»___________2014г

        

                     УТВЕРЖДАЮ

                   Директор  школы

            _____________А.И. Селифанова

                «___»___________2014г

               Приказ №     от        20014 г.

Рабочая программа  

 Широких Надежды Ильиничны

учителя – логопеда

коррекционно-развивающих

логопедических занятий

на подгруппу учащихся 4 класса

с нарушением чтения и письма,

обусловленным  ОНР

  

 

2014 – 2015 учебный год

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности  фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучающихся 4 класса.

Адресат: обучающиеся 4 класса с нарушением чтения и письма,

обусловленным  ОНР, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточно сформированной речевой функции и психологических процессов для овладения полноценной учебной деятельностью.

Программа способствует решению следующих задач:

  • Совершенствовать навыки фонематического восприятия, звуковых обобщений в процессе звукового анализа и синтеза;
  • пополнять лексический запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • формировать: представления о морфологических элементах слова, навыки морфемного анализа и синтеза;
  • углублять знания о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, прилагательного,  глагола;
  • развивать умение осуществлять подбор родственных слов;
  • формировать навыки правописания падежных окончаний имен существительных и прилагательных;
  • совершенствовать умение строить и перестраивать предложения адекватно замыслу;
  • уточнять, развивать, совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций;
  • развивать навыки самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001г.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Козырева Л.М.Комплект логопедическихтетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: уч. Пособие. М.,1995г.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М.,2007г.
  • Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии у младших школьников. (Комплект пособий), М.,2007г.
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР» ТЦ «Учитель», Воронеж, 2007.

Формы организации учебного процесса: подгрупповая/ парная работа, индивидуальная работа.

Программа рассчитана на 56 – 60 часов в год  (2часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение 1 проверочной работы: диктант.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

обучающихся к концу коррекционного обучения:

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • различать гласные и согласные звуки,  мягкие и твёрдые, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
  • разбирать по составу простые по структуре (корень, окончание, приставка, суффикс) слова;
  • делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
  • различать и называть изученные части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги);
  • различать предложения по интонации;
  • устанавливать связь между словами в предложении;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • писать под диктовку текст из 60 слов, проверять правильность написанного;

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Повторение изученного в 3 классе (3ч.): Текст. Предложение. Слово. Слог. Деление слов на слоги, правила переноса слов.   Ударение в слове. Ударный и безударный слог.

Состав слова. (9ч.)

Корень слова. Родственные слова. Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. Приставка. Образование новых слов. Окончание. Разбор слов по составу

Безударная гласная в слове. (2ч.)

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов. (1ч.)

Непроизносимые согласные в корне слова. (1ч.)

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. (1ч.)

Предлоги ().

Практическое усвоение предлогов в-на, на-над, к-от, в-из, то-из, с-со, в-у.

Дифференциация предлогов и приставок. (2ч.)

Разделительный –ь-, -ъ-

Синонимия.()

Антонимы. Подбор антонимов к словам различных частей речи. Нахождение антонимов в тексте. Синонимы. Подбор синонимов к заданным словам. Омонимы.  Многозначность слов.

Части речи. (22ч)

Имя существительное. Изменение имен существительных по числам (единственное, множественное), по родам (мужской, женский, средний), по падежам.

Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными, в роде и числе.

Глагол. Согласование существительных и глаголов в роде и числе. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем  времени. Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем  времени. Понятие о неопределенной форме глагола.

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Согласование количественных числительных с существительными.

Развитие связной речи.(12ч.) Составление предложений по сюжетным  картинкам, по вопросам. Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме с нарушением последовательности). Деление сплошного текста на предложения. Составление связного текста из деформированных предложений. Редактирование текста. Составление рассказа из данных предложений. Составление рассказа по серии картинок, по опорным словам. Выборочное выписывание из текста по заданию.

 Итоговая контрольная работа (1ч)

Список подгруппы:

1. Емельянов Саша – НЧП, обусловленное ОНР;

2. Попова Оксана – НЧП, обусловленное ОНР

Для данных детей характерны нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы. Учащиеся допускают много ошибок на правописание безударных гласных в корне слова,  правописание суффиксов и приставок, допускают ошибки согласования. Учащиеся не умеют образовывать новые слова, в том числе и однокоренные, не могут проверять безударную гласную в корне. Детям трудно установить смысловую связь между родственными словами, если сходство не так явно выражено. При попытке подбора родственных слов, они подбирают слова по случайному внешнему сходству (гора – город). Но чаще всего они подменяют подбор родственных слов изменением слова по числам или падежам, называя ту или иную форму слова (гора – горы – горой).

Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

   

Материально – техническое и информационное обеспечение:

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  http://festival.1september.ru/

2. Психологический центр "Адалин"    http://adalin.mospsy.ru/

3. Портал "Логопеды.ru"    http://logopedy.ru/portal/

4. Логопункт.ru         http://www.logopunkt.ru/

5. Логопед.ру     http://www.logoped.ru/index.htm/

6. Логопед     http://logopediya.com/

7. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр   http://logozavr.ru/

8. Логобург     http://logoburg.com/

9. Журнал "Логопед"    http://www.logoped-sfera.ru/

10. Дефектология для Вас    http://defectus.ru/

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом требований программы по русскому языку 4 класса и особенностей речевого развития детей данной группы, направлено на предупреждение неуспеваемости.

Содержание занятий включает дидактические игры и упражнения, развивающие как речевые навыки, так и произвольное внимание, память, мышление, творческие способности.

Календарно – тематическое планирование:

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Повторение.  Текст.  Предложение. Слово. Слог.

1

Повторение. Деление слов на слоги.

Правила переноса слов.

1

Ударение. Ударный и безударный слог.

1

Повторение «Состав слова»

10-17

Корень. Родственные слова.

1-2

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов

1-2

Приставка. Образование новых слов.

1-2

Окончание.

1

Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.

1-2

Правописание безударных гласных в корне слова

2

Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов

1 – 2

Непроизносимые согласные в корне слова.

1 – 2

1 – 2

Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.

1-2

Дифференциация предлогов и приставок.

1-2

Разделительный Ъ и Ь.

Части речи

17

Имя существительное. Изменение существительных по числам.

1

Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода.

1

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа.

1

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей.

1

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного  падежей.

1

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа.

1

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога.

1

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа.

1

Имя прилагательное.

Согласование существительных и прилагательных в числе.

1

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

1

Глагол.

Согласование существительных и глаголов в числе.

1

Согласование существительных и глаголов в роде.

1

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем  времени.

1

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем  времени.

1

1

Понятие о неопределенной форме глагола.

1

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

1

Однозначные и многозначные слова. Синонимия.

6

Антонимы. Подбор антонимов к словам различных частей речи.

2

Нахождение антонимов в тексте.

1

Синонимы. Подбор синонимов к заданным словам.

2

Омонимы. Многозначные слова.

1

Развитие связной речи.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Работа по вопросам.

1-2

Составление предложений из отдельных слов (в заданной форме с нарушением последовательности)

1 - 2

Деление сплошного текста на предложения.

1-2

Составление связного текста из деформированных предложений.

1-2

 Редактирование текста. Составление рассказа из данных предложений.

1-2

Составление рассказа по серии картинок.

1-2

Составление рассказа по опорным словам.

1-2

 Выборочное выписывание из текста по заданию.

1-2

Итоговая проверочная работа (диктант)

1

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей/ О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: (Работаем по новым стандартам)
  • Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.,2009.
  • Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2006.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.
  • Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации №2 от 14.02.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой. М.,1996
  • Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. Воронеж,2007г.
  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
  • Кукушин В.С. Логопедия в школе: практический опыт. М.- Ростов – на - Дону, 2004г.
  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей  от 6  до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. М.,1999.
  • Логопедия: Учебное пособие . Под ред. Л.С.Волковой. 2002.
  • Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. М., 2009.
  • Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии.  Конспекты занятий для логопедов. М.,2006.
  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М.,1995.
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по логопедии( коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия) 2 кл

Представлена рабочая программа по логопедии, 2 кл., дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического восприятия. В программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по логопедии

Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ОНР  с 1-го, испытывающих трудно­сти формирования  устной и письменной речи (письма и чтения)....

рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа учителя-логопеда с календарно-тематическим планированием на массовую школу...

рабочая программа учителя-логопеда

рабочая программа учителя-логопеда на классы скоу...

Рабочая программа по Логопедии 2 класс

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...