рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему

Осколкова Оксана Витальевна

Рабочая программа учителя-логопеда с календарно-тематическим планированием на массовую школу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по коррекции нарушений письменной речи во 2 классе

(профилактика смешанной формы дисграфии)

Не-де-ли

Заня-

тия

Темы и содержание коррекционной работы

Грамматические и лек-

сические темы, используе-

мые на занятиях

Цели занятий

Развитие неречевых

процессов

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

I II

Фронтальное обследование

I-II этапы (диагностико - подготовительные)

       Уточнение логопедического заключения. Вторичное обследование детей, поступивших на школьный логопункт. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

III-этап (коррекционный)

III

1-2

Предложение и слово.

Понятие о предложении. Выделение предложения из текста. Грамматическое офо-рмление предложения. Анализ предложения. Интонационная законченность предложения. Различение понятий звук и буква.

Понимать роль предложений в общении. Определять количество слов в предложении на слух, место слова. Составлять предложения с заданным количеством слов. Выделять логическое ударение в предложении. Распространять предложения по моделям (с предлогами).

Развитие словеcно-логического мышления. Развитие произвольного внимания.

Формирование приёмов самоконтроля.

IV

3

Звуковой анализ слова.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Сформировать понятие «звук речи», познакомить со способами образования звуков речи, уточнить, закрепить понятие о букве как о графическом образе звука.

Учить различать на слух гласные и согласные фонемы.

Развитие фонематических представлений и восприятия, развитие слухового внимания, памяти. Концентрация внимания, работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации

4

Звуковой состав слова.

Гласные и согласные звуки и  буквы.

V

5

Сравнение гласных и согласных.

Соотношение звука и буквы в слове.

6

Образование новых слов при помощи замены звуков (букв)

Паронимы.

Октябрь

I

7

Работа над слого-звуковым составом слова.

Слогообразующая роль гласных.

Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры, сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в словах. Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез: определять последовательность звуков, количество звуков, положение звука в слове относительно других звуков; фонематические представления.

Развитие фонематических представлений и восприятия, развитие слухового внимания, памяти. Концентрация внимания, работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации

8

Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слова на слоги.

Ударный и безударный слог.

II

9

Слоговой анализ и синтез. Порядок слогов в слове.

Ударный и безударный слог. Правила переноса.

Формирование приемов учебной деятельности. Развивать фонематическое восприятие, слоговой, фонем. анализ и синтез. Формирование умения принять учебную задачу.

10

Развитие связной речи.

Деление сплошного текста на предложения / Составление связного текста из данных предложений (деформированный текст).

Формировать навыки: програм-мирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения. Учить отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях  общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).

Развитие словеcно-логического мышления. Развитие произвольного внимания.

Формирование приёмов самоконтроля.

III

IV

11-14

Различение букв сходных по начертанию.

Дифференциация букв Ы-И-У изолированно, в слогах, словосочетаниях и предложениях.

Уточнить и расширить объем зрительной памяти, формировать и развивать зрительное восприятие и представления, развивать зрительный анализ и синтез, зрительно-моторные координации, формировать речевые средства, отражающие зрительно-простран-ственные отношения, учить дифферен-циации смешиваемых по оптическим признакам букв. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме; автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Развитие зрительных дифференцировок и слухового восприятия.

Узнавание предметов по контурному изображению и деталям.

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

Развитие зрительно-моторных координаций.

Формирование пространственного восприятия и представлений.

Ноябрь

I

Каникулы

II

III

IV

15-20

Различение букв сходных по начертанию.

Дифференциация букв изолированно, в слогах, словосочетаниях и предложениях.

  • (буквы П-Т)
  • (буквы Б-Д)
  • (буквы Ш-Щ)

Уточнить и расширить объем зрительной памяти, формировать и развивать зрительное восприятие и представления, развивать зрительный анализ и синтез, зрительно-моторные координации, формировать речевые средства, отражающие зрительно-простран-ственные отношения, учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме; автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Развитие зрительных дифференцировок и слухового восприятия.

Узнавание предметов по контурному изображению и деталям.

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

Развитие зрительно-моторных координаций.

Формирование пространственного восприятия и представлений.

Декабрь

I

II

III

21-26

Различение букв сходных по начертанию.

Дифференциация букв А-О изолированно, в слогах, словосочетаниях и предложениях.

  • (буквы Л-М)

Уточнить и расширить объем зрительной памяти, формировать и развивать зрительное восприятие и представления, развивать зрительный анализ и синтез, зрительно-моторные координации, формировать речевые средства, отражающие зрительно-простран-ственные отношения, учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме; автоматизация и дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Развитие зрительных дифференцировок и слухового восприятия.

Узнавание предметов по контурному изображению и деталям.

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

Развитие зрительно-моторных координаций.

Формирование пространственного восприятия и представлений.

IV

27-28

Развитие связной речи.

Составление связного текста из деформированных предложений

Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения. Учить отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях  общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).

Развитие навыка связного высказывания, словесно-логического мышления.

Январь

I

II

Каникулы

III

29-30

Дифференциация гласных I и II ряда.

[Ы-И] в слогах, словах, предложениях и текстах.

Написание гласных после шипящих «жи-ши».

Познакомить со способом образования гласных I и II ряда, сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и  синтеза слов с гласными I и II ряда (после твёрдых и мягких согласных на письме в слогах,    словах, словосочетаниях, предложениях и текстах), уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка пространственных представлений. Игра «Водитель», «Разноцветные точки»; упражнение «Копирование точек»

IV

31-32

Дифференциация гласных I и II ряда.

[А-Я] в слогах, словах, предложениях и текстах.

Написание гласных после шипящих «ча-ща».

V

33-34

Дифференциация гласных I и II ряда.

[У-Ю] в слогах, словах, предложениях и текстах.

Написание гласных после шипящих «чу-щу».

Гласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

Узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка.

Игра «Что это?» и др.

Февраль

I

35-36

Дифференциация гласных I и II ряда.

[О-Ё] в слогах, словах, предложениях и текстах.

Гласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

Познакомить со способом образования гласных I и II ряда, сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и   синтеза слов с гласными I и II ряда (после твёрдых и мягких согласных на письме в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах), уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных.

Узнавание предметов по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты», «Составление фигуры из разрозненных деталей» и др.

II

37-38

Дифференциация гласных I и II ряда.

[Э-Е] в слогах, словах,  предложениях и текстах.

Гласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

III

39-40

Дифференциация гласных I и II ряда в словах, предложениях и текстах.

Обобщение.

IV

41

Развитие связной речи

Выборочное выписывание из текста по заданию (письменные ответы на вопросы)./Свободный диктант

Сформировать навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи, закреплять умение определять количество предложений  в тексте и грамматически правильно оформлять их на письме.

Творческие работы

Развитие словесно-логического мышления, формирование приемов самоконтроля.

42

Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «Ь» в конце слова.

Буква «Ь».

Март

I

43

Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласного буквой «Ь» в середине слова.

Буква «Ь».

Сформировать (закрепить) навык употребления  на письме буквы «Ь» после мягких согласных на конце и в середине слова.

Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий). Развитие фонематических процессов. Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

44

Разделительный «Ь»

Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «Ь» как разделительного. Отработать навык правильного написания слов с разделительным «Ь».

Упражнения на развитие слухового внимания и наблюдательности. Развитие самоконтроля.

II

45

Дифференциация мягкого и разделительного знаков

46

Дифференциация

[с-ш]

Различение звуков, имеющих артикуляционно-акусти-ческие сходства в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи:

  • [с-ш]
  • [з-ж]

Учить различать на слух артикуляционно-акустически сходные звуки в речи.

Закрепить связи между произнесением звука и его графическим изображением на письме; автоматизировать и дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые буквы.

Развитие слуховых и зрительных дифференцировок.

Узнавание предметов по контурному изображению и деталям.

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

Развитие зрительно-моторных координаций.

Формирование пространственного восприятия и представлений.

III

47

Дифференциация

[с-ш]

48

Дифференциация

[з-ж]

Различение свистящих, шипящих в словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи.

IV

49

50

Каникулы

Апрель

I

51

Дифференциация [с-ц]

Различение звуков, имеющих артикуляционно-акусти-ческие сходства в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи:

•        [с-ц]

•        [ц-ч]

Учить различать на слух артикуляционно-акустически сходные звуки в речи.

Закрепить связи между произнесением звука и его графическим изображением на письме; автоматизировать и дифференцировать смешиваемые и взаимозаменяемые буквы.

Развитие слуховых и зрительных дифференцировок.

Узнавание предметов по контурному изображению и деталям.

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

Развитие зрительно-моторных координаций.

Формирование пространственного восприятия и представлений.

52

II

53

Дифференциация

[ц-ч]

54

III

55

Различение свистящих, шипящих и аффрикат в словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи.

Обобщение.

 

56

Предлоги. Значение предлогов. Дифференциация

предлогов В, НА.

Предлоги как самостоятельные части речи.

Уточнить лексические значения различных предлогов.   Сформировать представление      о предлоге как отдельном слове, сформировать навык предложного управления. Научить детей правильно произносить предлоги, а затем писать их. Продолжить работу по обогащению словарного запаса   учащихся путём знакомства    с  новыми предлогами (сложными), учить правильно определять предлоги в устной и письменной речи и правильно оформлять их на письме.

Развивать логическое мышление, слуховое внимание и память.

IV

57

Предлоги

С, СО, ИЗ.

58

Предлоги К, ПО.

59

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

Май

I

60

Предлоги НАД, ПОД.

Дифференциация изученных предлогов.

Формировать (закреплять) умение согласовывать слова с предлогами в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.

Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, умение ориентироваться в пространстве.

61

Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД.

II

62

Обобщение. Правописание предложений и текстов с различными предлогами.

Правописание предлогов

63

Итоговый контрольный диктант за год

Контрольный диктант.

Проверить качество изученного материала за год.

Развитие самоконтроля

III

IV

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезов, проверочных работ. Оценка динамики работы с обучающимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Заполнение таблиц «Учёт специфических ошибок письма» (Садовникова И. Н.). Подведение итогов работы за год.  Фронтальное обследование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа учителя-логопеда

рабочая программа учителя-логопеда на классы скоу...

Рабочая программа учителя-логопеда по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи в 1-х классах в общеобразовательной школе.

   Программа составлена  в соответствии  с  ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по ...

рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся  с РАС первого и подготовительного класса...

рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа развивающих логопедических занятий для младших школьников...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта

Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР разработана с учетом уровня речевого развития, коммуникативных навыков и состояния интеллекта....

Рабочая программа учителя-логопеда 1кл с заключением ФНР (сигматизм)

Подготовила Учитель-логопед Монгуш А.А. Программа разработана на основе общеобразовательных учреждений: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению Фонетико-фонематическ...