Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Шпак Наталья Валентиновна

Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.

Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.

Задачи:

  • содействие закреплению связи между фонемой, артикулемой, графемой, кинемой;
  •  совершенствованию фонематическому анализу и синтезу;
  • создание условий для развития психических процессов и навыков самоконтроля;
  • содействовать воспитанию чуткого отношения к людям, попавшим в трудную ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»

Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.

Задачи:

  • Содействие закреплению связи между фонемой, артикулемой, графемой, кинемой;
  •  совершенствованию фонематическому анализу и синтезу;
  • создание условий для развития психических процессов и навыков самоконтроля;
  • содействовать воспитанию чуткого отношения к людям, попавшим в трудную ситуацию.

Оборудование: презентация занятия, наборы предметных картинок для дифференциации звуков, карточки-слоги  «снежинки»,

Ход занятия

I Организационный момент_

  1. Психогимнастика

- Здравствуйте, ребята. Я прошу вас стать в круг. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через рот все обиды и огорчения.

- Прошу занять свои места.

II  Мобилизирующий этап

Постановка проблемной ситуации, определение задач занятия

- Знаете, ребята, когда я к вам сегодня шла, то встретила расстроенного мальчика. Он тоже ученик 2-го класса. Зовут его Шура Щеглов. Он постоянно путает звуки Ш и Щ, даже в своей фамилии и имени. Ребята в классе над ним смеются, а вот буквы Ш и Щ, обиделись и ушли в далёкий Буквоград. Шура просит вас помочь ему разобраться в его трудностях и вместе с ним отправиться в путешествие, чтобы извиниться у столь важных букв. Поможем ему?

- На пути к Буквограду нам предстоит выполнить много заданий, которые помогут Шуре научиться различать звуки и буквы Ш и Щ. Но сначала, давайте охарактеризуем эти звуки и расскажем Шуре, чем они отличаются.

Характеристика дифференцируемых звуков

- Расскажите, какой звук Ш? (согласный, глухой, твёрдый), а звук Щ?

(слайд)

 III Речевая разминка 

Проговаривание чистоговорок

В дороге всегда веселее с песней и стихами. Чтобы лучше понимать друг друга, проговорим чистоговорки.

ША-ША-ША – НАША МАША ХОРОША

ШИ-ШИ-ШИ – ЕСТЬ У МАШИ ЛАНДЫШИ

ЩА-ЩА-ЩА – ДОЖДЬ ИДЁТ, Я БЕЗ ПЛАЩА

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ – НЕТ ДОЖДЯ И Я В ПЛАЩЕ.

IV Основная часть

Подготовка к восприятию нового материала

- Вот незаметно мы подошли к домику у леса. А кто в домике живёт, догадайтесь.

МАЛЕНЬКИЙ РОСТИК, ДЛИННЕНЬКИЙ ХВОСТИК

СЕРЕНЬКАЯ ШУБКА, ОСТРЕНЬКИЕ ЗУБКИ.  (Мышка)

У МЕНЯ ПРОПАЛ НОСОК,

УТАЩИЛ ЕГО …       (щенок)

Введение нового материала. Дифференциация звуков ш/щ на наглядном материале

- У мышонка и щенка случился переполох. Перепутались предметы. Нужно им помочь. У мышонка слова со звуком Ш, щенка – Щ.

(Разложите рядом предметные картинки)

- Почему ключ вы не смогли определить, кому отдать? Хозяева домика благодарны вам, и мы попадаем с вами в волшебный лес, где происходят чудеса. И вы будете сами волшебниками.

Дифференциация звуков ш/щ на слуховом материале

- Я буду называть слова. Если в этом слове звук Ш, вы его заменяете на Щ, и наоборот. Готовы?

ЧАША – ЧАЩА, УКРАШАТЬ – УКРОЩАТЬ, ЗАЩИТА – ЗАШИТО,

ПИШУ – ПИЩУ

 ( выяснение значений слов).

 – Вот видите, что происходит, если заменить в слове  один звук на другой?

Анализ букв  ш/щ и их элементов

- Хорошо, со звуками разобрались, но Шура интересуется, а чем различаются  буквы Ш-Щ.

- Возьмите в руки конверты. Там находятся элементы букв. Сложите буквы.

( выполнение детьми задания)

- Из скольких элементов состоит буква Ш?  А буква Щ?

- Каким элементом различаются данные буквы?

Языковой анализ и синтез. Дифференциация букв.

- А сейчас, мы вышли к лесному  словесному ручейку. Ручеёк застыл, и слова застыли и склеились между собой. Вставьте вместо квадратиков буквы и догадайтесь,  какие слова застыли в ручейке.

- А теперь вместе с Шурой проверьте получившиеся слова.

- Посмотрите, мы вышли на лесную опушку, где можно отдохнуть.

5. Физминутка

                         Кружатся снежинки            /плавно кружатся вокруг себя/

                        В воздухе морозном

                        Падают на землю                /медленно приседают/

                        Кружевные звезды.

                                Как на горке снег, снег,   /руки вверх, показать горку/

                                И на елке снег – снег,     /руки в стороны, покачивание/

                                И на шапке снег – снег,    /отряхивание снега с шапки/

                                        И на шубке снег – снег,    /отряхивание с шубки/

                                        На перчатках снег – снег,   /потряхивание кистями/

                                        На сапожках снег – снег… /топают ногами/

                                Все бело – бело – бело,

                                Много снега намело.

6. Продолжение основной части.

- Да, много снега намело. И к нам на чудесную полянку залетели снежинки. Снежинки не простые. Посмотрите внимательно. Если вы найдете одинаковые снежинки, то из них сможете составить слово.

( Работа со снежинками.)

Запишите получившиеся слова.

- Вот мы с Шурой и подошли к Великому Буквограду. Но попасть в город сможет тот, кто правильно вставит буквы и запишет предложение.

( У на…их за…итников крепкие  ..иты и хоро…ие мечи.)

- Ну что ж. С вашей помощью Шура попал в Буквоград и встретил свои буквы. Они согласились вернуться,  если правильно сможем ответить на вопросы и записать предложения.

7. Подведение Итога.

- Итак, ребята, какие звуки и буквы мы с вами учились различать?

- Какая  буква обозначает мягкий звук?

- Каким элементом отличаются буквы Ш и Щ.

6. Рефлексия.

- Если занятие понравилось, то похлопайте, а если вам было неинтересно, скучно, то потопайте.

Наше путешествие закончилось.

Шура попросил у букв прощения, а вам шлёт он угощение!

Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Конспект логопедического занятия для группы из  специального (коррекционного)  2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков р -л".

Фронтальное занятие с детьми 1-3 класса по теме "Дифференциациязвукоа р-л". на материале лексической темы транспорт....

Конспект логопедического занятия на тему: Дифференциация звуков В – В.\' (группа НЧП обусловленное ФФНР , 2 класс)

Данное занятие разработано для логопедической группы 2 класса, имеющих нарушение чтения письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Оно позволяет расширить и активизировать слова...

Конспект логопедического занятия на тему:дифференциация звуков [З]- [С], [З\']- [С\'].

Цель: учить детей дифференцировать звуки и буквы.Задачи: 1) закреплять знания детей о звуках [З]- [С],  [З']- [С']. 2) Учить дифференцировать звуки [З]- [С],  [З']- [С...

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....

Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков Ш-Ж

Конспект занятия содержит дифференциацию шипящих звуков изолированно, в слогах, в словах и предложениях.Содержание занятия рекомендовано для обучающихся 1 класса для детей с задержкой психического раз...