Конспект логопедического занятия на тему:дифференциация звуков [З]- [С], [З']- [С'].
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Шель Ольга Николаевна

Цель: учить детей дифференцировать звуки и буквы.

Задачи: 1) закреплять знания детей о звуках [З]- [С],  [З']- [С']. 2) Учить дифференцировать звуки [З]- [С],  [З']- [С'] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.3) Развивать навыки слогового анализа и синтеза, словообразования, работы со словами-омонимами. 4) Работать над предупреждением устного аграмматизма.

5)Обогащение словарного запаса. 6) Развитие связной речи. 7) Развитие мелкой моторики рук, психических процессов.

Оборудование: профили, карточки с картинками (месяц, сова, сыр, зонт, обезьяна, корзина), стилизованные изображения букв З, С,  табличка – снежинки со слогами,  индивидуальные карточки с деформированными словами, табличка со словами омонимами, индивидуальные карточки со словосочетаниями, табличка с неверными словосочетаниями, символы – синий и зеленый колокольчик, синие и зеленые наушники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvku_z-s.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков [З]- [С],  [З']- [С'].

Зима.

Предмет: логопедия

Тема урока: Дифференциация звуков [З]- [С],  [З']- [С'].

Продолжительность урока: 40 мин.

Цель: учить детей дифференцировать звуки и буквы.

Задачи: 1) закреплять знания детей о звуках [З]- [С],  [З']- [С']. 2) Учить дифференцировать звуки [З]- [С],  [З']- [С'] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.3) Развивать навыки слогового анализа и синтеза, словообразования, работы со словами-омонимами. 4) Работать над предупреждением устного аграмматизма.

5)Обогащение словарного запаса. 6) Развитие связной речи. 7) Развитие мелкой моторики рук, психических процессов.

Оборудование: профили, карточки с картинками (месяц, сова, сыр, зонт, обезьяна, корзина), стилизованные изображения букв З, С,  табличка – снежинки со слогами,  индивидуальные карточки с деформированными словами, табличка со словами омонимами, индивидуальные карточки со словосочетаниями, табличка с неверными словосочетаниями, символы – синий и зеленый колокольчик, синие и зеленые наушники.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

  • Ориентация во времени: число, день недели;  погода;  время года.
  •  Артикуляционная гимнастика.
  • Фонетическая гимнастика:

- Как звенит комар? (З-З-З)

- Как звенит маленький комарик? (ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ)

- Накачаем насосом колесо: С, С, С, С, С,  

- Тонкая струя воды течет из крана: СЬ, СЬ, СЬ …  

  • Речевая гимнастика: Упражнение «Скажи наоборот».

- Закончите предложения:

- Летом дни жаркие, а зимой - …

- Летом небо светлое, а зимой -…

- Летом день длинный, а зимой - …

- Летом солнце яркое, а зимой - …

- Весной лед на реке тонкий, а зимой - …

- Снег мягкий, а лёд  - …

- Одни сосульки длинные, а другие - …

Основная часть:

1. Сообщение темы урока: Ребята, сделайте подписи к картинкам. (Дети работают самостоятельно на карточках). – Определите общие звуки в названиях картинок. ([З]- [С],  [З']- [С']). Сегодня на занятии мы будем сравнивать, и различать звуки [З]- [С],  [З']- [С'].

        2. Сопоставление звуков по артикуляции:

- Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [З]- [З'] (работа по профилям).

- губы в улыбке;

- зубы почти сомкнуты;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- работают голосовые связки;

- звук может звучать мягко и твердо.

- Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [С] - [С'] (работа по профилям).

- губки в улыбке;

- зубки сближены;

- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

- холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);

- горлышко «молчит» (проверка рукой).

      - звук может звучать мягко и твердо.

        3. Характеристика звуков,  соотнесение с символами для их обозначения.

- Сейчас охарактеризуем звуки нашего занятия:

[З]- согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;

[З']- согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;

[С] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик с наушниками;

[С'] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик с наушниками.

- Что мы сейчас делали?

        4.Знакомство со стилизованным изображением букв З – С.

- Послушайте стихотворения и назовите буквы, которыми мы обозначаем звуки нашего занятия:

  • Извиваюсь словно змейка,  

Срисовать меня сумей-ка!     (З)

  • Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?       (С)

5. Различение звуков [З]- [С],  [З']- [С'] на слух.

- Прослушайте слоги, определите, какой звук нашего занятия есть в них, и поднимите соответствующий символ.

Слоги:АС, ЗИ, ЗЮ, СЕ, СА, АЗИ, ЗО, СЫ, СЯ, ИЗ, ОСЕ, ЗУ, ЗЮ, СО, СЁ.

Слова: зима, снегирь, мороз, сугроб, снежинка, зимовье, санки, зимородок, синий, заморозки, снегопад, суровая, зимушка, сосулька.

- Что мы сейчас делали?

        6. Игра «Запомни и повтори» воспроизведение слоговых рядов.

- Прослушайте слоговые цепочки, запомните их и повторите:

СА – ЗА – СА                                СПА – СПА – ЗПА

СА – ЗА – ЗА                                        ЗМО – СМО – ЗМА

СИ – ЗИ – СИ                                ЗИМ – СИМ – ЗИМ

- Что мы сейчас делали?

        7. Пальчиковая гимнастика. «Как живешь?»

-Как живёшь? – Вот так (показывают большой палец)

- Как идешь? Вот так (прошагать двумя пальцами по ладони)

- А бежишь? – Вот так (согнуть руки в локтях и сделать движения, как при беге)

- Ночью спишь? – Вот так (руки под щеку, нагнуть голову)

- Как берешь – Вот так (ладонь согнуть в кулачок)

- Как даешь? – Вот так (ладонь раскрыть)

- Как молчишь? – Вот так (Прикрыть ладонь рукой)

- А грозишь? – Вот так (погрозить соседу пальцем).

         8. Развитие слогового анализа и синтеза.

- Посмотрите, какие снежинки падают с неба, и запишите слоги в два столбика. Укажите звуки занятия.

Слоги: ЗА, ЗО, ЗЮ, АЗ, ЗЫ, ЗИ, СЫ, СИ, ИС, СА, СЮ, ЭС, СО.

- Ребята, посмотрите, в некоторых словах  не хватает слогов.  Вставьте подходящие слоги с буквами З и С со снежинок (самостоятельная работа на карточках). Прочитайте слова, которые у вас получились.

- Что мы сейчас делали?

        9. Физминутка. «Встанем дети»

- Встанем, дети, (встали),

- Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять (шагаем),

- Приподнялись, (приподнялись на носочках),

- Чуть присели (приседаем),

- И соседа не задели (садимся),

- А теперь придется встать (встали, потянулись),

-Тихо сесть (ровненько сели),

Писать начать (приготовились писать).

        10. Преобразование слов. Работа с омонимами.

- Замените букву З буквой С и наоборот. Запишите новые слова, выделите буквы занятия.

- Слова: Захар – сахар, сайка – зайка, лиса – Лиза, роса – роза, Сима – зима, коза – коса.

Что мы сейчас делали?

        11. Построение словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

- Соедините подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика, выделите буквы занятия (индивидуальная работа по карточкам).

- Что мы сейчас делали?

        12. Развитие зрительного восприятия и внимания.

- Незнайка решил помочь нам, но все перепутал. Посмотрите, что у него получилось! Исправьте ошибки и запишите словосочетания верно. Табличка: сабавный сверёк; выгрусили пезок, знежные занозы, букет кразных рос, высанка хворозта, рузая коза.

 - Что мы сейчас делали?

Подведение итогов:

-Наш урок подошел к концу. Какую тему мы сегодня изучали?- Какие задания мы сегодня выполняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Конспект логопедического занятия для группы из  специального (коррекционного)  2класса VII вида , диагноз "Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (III) уровень"...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков р -л".

Фронтальное занятие с детьми 1-3 класса по теме "Дифференциациязвукоа р-л". на материале лексической темы транспорт....

Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»

Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.Задачи: содействие закреплению связи между фонемой, арти...

Конспект логопедического занятия на тему: Дифференциация звуков В – В.\' (группа НЧП обусловленное ФФНР , 2 класс)

Данное занятие разработано для логопедической группы 2 класса, имеющих нарушение чтения письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Оно позволяет расширить и активизировать слова...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация согласных звуков [с-с\'] - [з-з\'] (1 дополнительный класс VII вид)

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с-с'] - [з-з']". Цель занятия:  Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з...

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....