Применение инновационных технологий в индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи.
статья по логопедии на тему

Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки к обучению грамоте, предупредить появление вторичных расстройств письменной речи, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_it_v_rabote_s_ovz.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Применение инновационных технологий в индивидуальной

и групповой работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи.

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, 1994 и др.).

В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде недоразвития различных уровней функциональной системы речи. Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции недоразвития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Петрова В.Г. и др.), показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки к обучению грамоте, предупредить появление вторичных расстройств письменной речи, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. А поскольку у школьников с ограниченными возможностями здоровья хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития аномальных детей (О.И. Кукушкина, 1994 и др.), особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется его, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. В такой ситуации работа направлена на формирование и развитие коммуникативных навыков ребенка, на развитие способности извлекать информацию из речевого общения. Широкие возможности для такой работы предоставляют компьютерные средства обучения. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и ребенок, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению.

Кроме того, элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их речевого и интеллектуального развития. У школьников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей.

Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у школьников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества необходимы для обучения ребенка в школе.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников с ограниченными возможностями здоровья такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при подготовке руки к письму. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции недоразвития речи у детей младшего школьного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития детей. Оптимальному решению данных задач способствуют, специализированные компьютерные технологии коррекции недоразвития речи (компьютерные программы: «Игры для Тигры» автор Лизунова Л.Р., «Мир за твоим окном» автор Кукушкина О.И., «Видимая речь II» автор Королевская Т.К. и др.).

Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности школьников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Компьютерная технология предусматривает возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития ребенка и индивидуального подбора заданий. Упражнения программ содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребенка.

Практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показал, что применение игрового принципа обучения и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализует на практике дидактические требования доступности компьютерного средства обучения.

Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий способствует коррекции, формированию и развитию: длительности и силы речевого выдоха, громкости (интенсивности) голоса, интонационной выразительности, четкости и разборчивости речи, эфферентного и афферентного звеньев речевой системы, неречевого слухового гнозиса, речевого слухового гнозиса, звукового анализа и синтеза, грамматического значения слова, коммуникативных навыков детей.

Логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.

Опыт работы по использованию компьютерных технологий показал положительные результаты:

  • повышение мотивации к логопедическим занятиям,
  • возможность многократного повторения речевого материала и специальных упражнений с помощью компьютерных игр с разными игровыми сюжетами,
  • активное обогащение словарного запаса ребенка и увеличение темпов автоматизации звуков в речи,
  • отсутствие необходимости собственноручного изготовления наглядных материалов,
  • повышение качества коррекционного воздействия на ребенка.

Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, а также общего психического развития детей.

Литература:

1. Королевская Т.К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушениями слуха. Дефектология 1995 №1.

2. Королевская Т.К. «Видимая речь»: новая технология – новые отношения. Дефектология 1996 №2.

3. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. Дефектология 1994 № 5.

4. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе. Дефектология 1994 № 6.

5. Кукушкина О.И. Коммуникация в компьютерном классе. Дефектология 1995 №6

6. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Королевская Т.К. «Календарь» - специализированная компьютерная коррекционно-диагностическая среда для дошкольников и младших школьников. Дефектология 1997 № 4.

7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М. «Владос» 1999.

8. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. Образ – Центр 2009.

9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушениями в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы. Дефектология 1997 №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу...

Методические рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи

Полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, не возможна без регулярной работы дома. Чем сильнее выражен речевой дефект у ребенка, тем больше внимания и врем...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми, имеющими нарушения речи в рамках ФГОС.

В последнее время в общеобразовательной школе значительно возросло количество учащихся, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности овладении грамотой, а затем чтения и письма ...

«Использование технологии «коврограф» для реализации ФГОС в работе с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)»

Коврограф –  инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Изготавливается из ковролина и обладает рядом несомненных преимуществ:...

«Использование метода образовательной кинезиологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи»

  Развитие мозга -  это увлекательнейший детектив. Написанный природой и неразгаданный до конца. Действительно, как из крошечной пластинки формируется орган невероятной сложности, исс...

«Применение инновационных технологий в образовательном процессе при работе с классами- комплектами»

Организация деятельности малокомплектной школы требует создания развивающей педагогической среды, на основе которой возможна реализация идеи самообразования и продуктивного взаимодействия обучащихся р...

Здоровьесберегающие технологии ,как неотьемлемая часть в работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Логопедическая работа  в школьных и дошкольных учреждениях направлена на профилактику и здоровьесбережение организма  детей....