Подгрупповое занятие на постановку и автоматизацию звука "Р" с обучающимися 1-х классов
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Никитенко Ирина Анатольевна

Занятие выстроено в форме квеста, где веселый Язычок преодолевает разные препятствия

Скачать:


Предварительный просмотр:

тема

Звук Р (постановка и автоматизация звука в словах)

«Путешествие веселого Язычка»

Цель темы

Создание условий для формирования артикуляционного уклада звука «Р» (Маша Я);

 автоматизация звука в слогах, словах (Макар К., Арина Р., Таисия К)

Задачи

Обучающие:

- формировать у детей умение различать согласные звуки [р] - [л] в устной речи и обозначать их графемой;

- закреплять связь между фонемами [р] - [р'];

Коррекционно-развивающие:

-закреплять артикуляционный уклад звука «Р» ( Соня, Арина), автоматизировать звук в словах (Костя, Нина, Паша)

- развивать фонетико-фонематическое восприятие и  навыки звукового анализа в  словах;

- корригировать и развивать внимание, слуховую память, мышление, ориентировку на тетрадном листе ;

- обогащать словарь антонимами и активизировать их в речи

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

-воспитывать навыки самостоятельной работы;

Планируемые результаты

Коммуникативные УД

Личностные УД

Познавательные и регулятивные УД

Уметь:

- самостоятельно отличать по звучанию звуки [р] -  [р'] , [р] - [л];

в слогах, словах;

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- договариваться о совместной деятельности.

Проявлять:

- доброжелательное отношение друг к другу;

Уметь:

-осуществлять артикуляцию звуков [р] - [ р'] и звуковой анализ [р] - [л], устанавливать взаимосвязи этих фонем и графем;

- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

 -контролировать свою речевую деятельность и при необходимости исправлять ошибки;

-объективно себя оценивать.

Организация пространства

Ресурсы

Информационный материал

Демонстрационный материал:

Картинки (упражнения артикуляционной гимнастики),  чистоговорки, слова на твердый и мягкий «Р»,

Раздаточный материал:

зеркала; тетради; цветные карандаши; карточки со словами и картинками к антонимам.

Этапы занятия

I этап. Мотивация и самоопределение к деятельности

Задачи

Методы и формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обеспечить мотивацию учащихся к изучению темы

Орг. момент

Фронтальная

Взаимное приветствие учителя-логопеда и учащихся.

Проверка внешней готовности учеников к работе

Организация внимания

- Сегодня мы отправимся в гости к звукам с нашим веселым Язычком. А к каким звукам вы узнаете в конце путешествия. Вы готовы помочь язычку преодолеть все трудности? ?Каким должен быть наш язычок, чтоб преодолеть трудности?

Учащиеся подтверждают готовность к преодолению трудностей

II этап. Коррекционный блок

Задачи

Методы и формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие артикуляционной моторики;

Фонематическое восприятие звуков

1. Артикуляционная гимнастика

(Фронтальная)

2. д/ игра «Послушай и покажи букву»

(Фронтальная)

1.-Наш Язычок отправляется в путешествие, ему необходимо преодолеть разные трудности в виде заданий.

(контроль за выполнением артикуляционной гимнастики).

2. Следующее препятствие- нужно на слух определить первый звук и показать соответствующую букву.

(Выделение первого звука в словах и показ соответствующей буквы).

Учащиеся выполняют артикуляцию,  с помощью зеркал

Самостоятельно контролируют свою деятельность

Учащиеся на слух определяют первый звук в слове и показывают соответствующие буквы

III  этап. Практическая деятельность

Задачи

Методы и формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Закрепление

звукопроизношения «Р» в словах;

формирование  у детей умение различать твердый и мягкий «Р»  в словах;

развитие умения обсуждать правильность выполнения задания;

согласовывать слова антонимы, придумывать с ними предложения

1.Автоматизация звука «Р» в словах

(подгрупповая)

2.Выделение твердого и мягкого звука, взаимопроверка

(подгрупповая)

3 Согласование слов антонимов с подходящим по смыслу словом.

1. Автоматизация звука « Р» в слогах и словах.

Проговаривание чистоговорок;

 замена первого звука на «Р» (Макар, Таисия, Арина)

2. Дифференциация согласных [р] - [ р'] в словах.

 Даны слова: рис, рама, море, мир, рябина, Иркутск. Обведи в зеленый кружок мягкий «Р», в синий- твердый ( Маша-Таисия ,Арина - Макар).

Проверка.

Физминутка

3. Подберите к данным словам нужную картинку и запишите предложение.

Учащиеся проговаривают слова по образцу.;

Заменяют самостоятельно первый звук на «Р»;

Самостоятельно ( в парах) читают слова, вместе обсуждают какой звук и обводят в соответствующий цвет;

«Скажи наоборот и покажи»

Ищут подходящую картинку, придумывают предложение, записывают.

IV этап Итоговая и рефлексивная деятельность

Задачи

Методы и формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Совершенствовать умение:

- делать выводы;

- оценивать результаты деятельности.

Беседа

Фронтальная

Индивидуальная

Самоанализ ученика.

Оценка работы учеников педагогом.

- К каким звукам пришел в гости наш Язычок?

- Что мы можем о них сказать?

- Покажите свой смайлик, с каким настроением вы помогали Язычку и почему?

Язычок благодарит вас за помощь. Если б вы не старались, он никогда не смог бы произнести такой трудный звук «Р»

Ответы на вопросы.

Оценивание своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптационных занятий по профилактике школьной дезадаптации у обучающихся 1 - х классов «Я - школьник»

Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стерео...

ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях, проводимых с учащимися ОВЗ и обучающихся в интегрированных классах

Цели коррекционной работы: Оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).Ф...

Конспект подгруппового занятия по коррекции акустической дисграфии для обучающихся 2-х классов

Детальный конспект логопедического занятия для обучающихся 2-х классов с акустической дисграфией....

Конспект подгруппового занятия по коррекции акустической дисгркафии для обучающихся 2-х классов

Детальный конспект логопедического занятия для обучающихся 2-х классов с акустической дисграфией. Дифференциация букв Б – Д...

Конспект индивидуально-подгруппового занятия подготовительной группы по автоматизации звука [л] в слогах

Конспект индивидуально-подгруппового занятия подготовительной группы по автоматизации звука [л] в слогах....

Картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков для первоклассников

Здесь собран материал по артикуляционной гимнастике, постановке и автоматизации звуков. Представлен он в формате индивидувльных занятий....