Конспект открытого занятия по автоматизации звука Л у обучающихся 1 класса
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Баруздина Оксана Викторовна

Конспект открытого логопедического занятия с группой обучающихся первого класса с диагнозом ФФНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  открытого занятия по автоматизации звука [Л] у обучающихся 1 класса.

Учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП

Московского района

Баруздина О.В.

Логопедическая тема: Автоматизация [Л] в предложениях.

Лексическая тема: Зима, белый цвет

Цель: автоматизировать звук [Л] в предложениях.

Задачи: 

Развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику.

Развивать фонематический строй: фонематический анализ, фонематические представления.

Развивать просодические компоненты речи: темп, ритм, паузацию, интонацию.

Автоматизировать звук [Л] в словах и предложениях, вводить в текст.

Закреплять полученные знания в письменных упражнениях, тренировать произношение звука [Л] при чтении предложений и текста.

Актуализировать и расширять словарь по теме «Зима».

Актуализировать работу речевых зон коры головного мозга через массаж ладоней и пальцев рук.

Технологии:

Логопедические

Игровые

Здоровьесберегающие

Компьютерные

Оборудование: картинка «Зимние забавы», индивидуальные зеркала, счетные палочки, графический диктант «Ёлочка», карточки с загадками, массажёры Су Джок, мяч, Т.С.О. (компьютер, проектор).

Ход урока.

1.Организационный момент. Активизация внимания.

Перед детьми картинка «Зимние забавы».

Логопед: Ребята, посмотрите на доску, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О зиме.

Логопед: Да, мы будем говорить о зиме и её любимом цвете. Подумайте, какой любимый цвет у Зимы?

Дети: Любимый цвет зимы белый.

2.Специальная артикуляторная гимнастика.

Логопед: Прежде, чем начать разговор подготовим ваши язычки. Сделаем гимнастику для языка: - «блинчик»

            - «качели»

            - «вкусное варенье»

            - «болтушка»

            - «пароход»

3.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в слогах и словах, используя кольца Су Джок.

Логопед: Достаньте из Ёжиков одно колечко, будете повторять за мной по очереди:

- ла,ла,ла – бела

- ло,ло,ло – бело

- лы,лы,лы – белы

- ло,ло,ло – мело

4.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях.

Логопед: Давайте внимательно рассмотрим картинку и назовём все предметы белого цвета, например «белый снег». Дети отвечают, при затруднении логопед помогает наводящими вопросами (белый снеговик, белый парк, белый ком, белые деревья, белые коньки, белые кусты, белые сугробы, белая горка, белые снежки).

5.Развитие функции словообразования.

Логопед: Молодцы, ребята! Скажите, а из-за чего так много белого цвета?

Дети: Из-за того, что много снега.

Логопед: Если много снега, как мы скажем про зиму? Зима какая?

Дети: Зима снежная.

Логопед: Правильно, но есть ещё одно слово, которое может описать такую зиму. Нужно соединить два слова в одно: белая и снежная. Какая будет зима?

Дети: Зима белоснежная.

Логопед: Если мы долго ждали зиму, она какая? Соедините вместе слова «долго» и «ждали»

Дети: Зима долгожданная.

Логопед: Слова, которые вы сейчас составили, называются сложными, потому что состоят из двух слов. Назовите ещё раз, какая зима, если много белого снега? Какая зима, если мы её долго ждали?

6.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках с использованием Су Джок массажера.

Логопед: давайте проговорим «Белую чистоговорку». Дети продекламируют  чистоговорку по одной строчке, при этом выполняют поочередное накручивание массажного кольца на пальцы.

БЕЛАЯ ЧИСТОГОВОРКА

♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, всё на улице бело.

♦ Ла-ла-ла, ла-ла-ла, клумба под окном бела.

♦ Ол-ол-ол, ол-ол-ол, белым стал зелёный стол.

♦ Ала-ала-ала-ала, белой и скамейка стала.

♦ Лы-лы-лы, лы-лы-лы, все тропиночки белы.

♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, в окнах белое стекло.

7.Развитие фонематических представлений.

Логопед: я расскажу вам скороговорку, а вы выкладывайте палочку каждый раз, когда услышите звук [Л]

Белый снег, белый мел, белый заяц - тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была (9 палочек).

- Сколько палочек у вас?

8.Развитие оптико-пространственных представлений и мелкой моторики.

Логопед: Выложите из этих палочек ёлку. Посчитаем наши елки: одна елка, и т.д.( пятая елка появляется на доске - презентация)

9.Развитие оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков.

Дети выполняют графический диктант «Ёлка» по клеточкам и заштриховывают её «^» простым карандашом.

10.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках с использованием массажера Су Джок. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Логопед: Ребята, давайте повторим нашу «Еловую чистоговорку». Елка на доске уже есть, а пока вы будете рассказывать, появятся и остальные герои.

ЕЛОВАЯ ЧИСТОГОВОРКА

Ол-ол-ол, с ёлки улетел щегол.

Ул-ул-ул, волк под ёлкою уснул.

Ил-ил-ил, лось у ёлочки ходил.

 Эл-эл-эл, голубь к ёлке подлетел.

Во время проговаривания детьми чистоговорки на доске соответственно тексту появляются животные (презентация).

Логопед: Молодцы! А теперь ответьте на мои вопросы полным предложением и следите за правильным произношением звука [Л]:

- Кто уснул под ёлкой?

- Кто подлетел к ёлке?

- Кто улетел с ёлки?

- Кто ходил у ёлочки?

11.Физминутка.

Логопед: посмотрите, сколько снега вокруг ёлки, выходите к доске, мы отправимся кататься на лыжах, выполняйте движения под стихотворение:

В зимний день я не скучаю:

Быстро лыжи надеваю,

В руки я беру две палки,

С ветерком играю в салки! (А. Парошин)

Логопед: а теперь изобразите, как играют дети в снежки. Молодцы! Садитесь за парты.

12. Обогащение словарного запаса по теме, развитие образного и логического мышления. Введение звука [Л] в текст.

Логопед: Белоснежная Зима приготовила для вас загадки, возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы Л в тексте. Затем один человек будет читать свою загадку, остальные отгадывать.

1) Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки одеваю,

Белю поля, дома,

А зовут меня ...(зима)

2) Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали и в миг

Получился …(снеговик)

3) Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — в ладони нет?

(снежинки)

4) Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (снег)


13. Развитие функции антонимии. Техника речи.

Логопед: поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот» продолжите мою фразу:

Зимой день короткий, а ночь … (длинная)

Летом ветер тёплый, а зимой … (холодный)

С горки катимся быстро, а на горку забираемся…(медленно)

Зимой идёт снег, а летом идёт … (дождь)

Летом тепло, а зимой … (холодно)

Зимой одеваем много одежды, а летом…(мало)

Зимой тучи серые, а летом облака…(белые)

14.Техника речи. Автоматизация звука [Л] в тексте.

Логопед: Ребята, скажите, какой самый веселый зимний праздник?

Дети: Новый год.

Логопед: Конечно, я с вами согласна! Сейчас вы прочитаете рассказ «Веселый» праздник». Но он не обычный, некоторые слова в тексте заменены картинками, вам нужно правильно прочитать предложение. Следите за своим произношением.

Дети читают текст (презентация): «Весёлый» праздник»

Наступил последний день в году. Мила ждала гостей к ужину. Сколько дел надо сделать молодой хозяйке! Вначале она сбегала в магазин, потом вымыла всю посуду. В углу комнаты Мила установила елку, а на нее повесила лампочки. «Только бы успеть к ужину!» - мелькало в ее голове. Мила запекла в духовке индейку, сделала несколько салатов, а затем уложила сладости и яблоки в вазу. Оставалось только надеть новое платье. Усталая хозяйка на минутку легла на диван...

Звонков Мила не слышала. Когда наступил Новый год, она сладко спала!

Логопед: Как вы думаете, название рассказа «Весёлый праздник» соответствует тому, что вы прочли? (помочь наводящими вопросами)

Дети: нет, праздник не был весёлым, потому что Мила его проспала.

Логопед: Обратите внимание, что в названии слово «весёлый» напечатано в кавычках – это значит, что автор имеет в виду противоположное значение.

15.Итог занятия.

Логопед: Итак, о чём мы сегодня говорили? Какие новые слова вы узнали? Какие задания вам понравились? Давайте попрощаемся с гостями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Белая чистоговорка Ло-ло-ло , ло-ло-ло , всё на у л ице бе л о. Ла-ла-ла , ла-ла-ла , к л умба под окном бе л а. Ол-ол-ол , ол-ол-ол , бе л ым ста л зе л ёный сто л . Ала-ала-ала-ала , бе л ой и скамейка ста л а . Лы-лы-лы , лы-лы-лы , все тропиночки бе л ы . Ло-ло-ло , ло-ло-ло , в окнах бе л ое стек л о.

Слайд 4

«Весёлый» праздник» Наступил последний день в году. Мила ждала гостей к ужину. Сколько дел надо сделать молодой хозяйке! Вначале она сбегала в магазин, потом вымыла всю . В углу комнаты Мила установила … , а на неё повесила . «Только бы успеть к ужину!» - мелькало в её голове. Мила запекла в духовке индейку,

Слайд 5

сделала несколько , а затем уложила и сладости в вазу. Оставалось только надеть новое Усталая хозяйка на минутку легла на ... Звонков Мила не слышала. Когда наступил Новый год, она сладко спала!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия, тема:"Автоматизация звука (с) в речи", для учащихся 1 класса

Занятие поможет сформировать правильное произношение звука (с) в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] в прямых слогах и словах

Данная разработка пожет учителям-логопедам провести урок по автоматизации  звука [Ш] в прямых слогах и словах...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р]

автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ж]Цель: Автоматизировать звук [ж] в открытых слогах.Задачи:•Развитие фонематического слуха,•Развитие артикуляционной моторики.•Развитие на...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш].Задачи:•Развитие фонематического слуха (восприятия, представлений,•Развитие артикуляционной моторики.•Ра...