Конспек логопедического занятия. Ударение. Смысло - различительная роль уда­рения.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Валова Анна Сергеевна

Технологическая карта с дидактической структурой логопедического занятия в 3 классе с группой обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР с нарушением устной и письменной речи, обусловленной недоразвитием речи системного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_udarenie.docx411.54 КБ
Файл udarenie.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Валова Анна Сергеевна

Учитель-логопед

МОУ СОШ №4 «Центр образования»  г.Тутаев, Ярославская область

3 «Б» класс, группа №3

Логопедическое занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 (с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными  недоразвитием речи системного характера

Технологическая карта с дидактической структурой урока

 

ТЕМА: Ударение. Смысло - различительная роль ударения.

Цель: закрепить умение понимать смыслоразличительную роль ударения, определять слого-ритмическую структуру слов.

Задачи:

Образовательные:

  1. Определять ударный гласный в процессе написания слов;
  2. Понимать значение слова, когда ударение перемещается;
  3. Закреплять умение  воспроизводить ритм слова с выделением ударного гласного путём отстукивания,                отхлопывания;
  4.  Научиться определять слого-ритмическую структуру слов, определять ударный слог;
  5.  Помочь научиться учащихся пользоваться схемами слогов – х – слог безударный, Х – слог ударный;

   

Коррекционно-развивающие:

Основной принцип-воздействие на умственное, сенсомоторное и речевое развитие ребенка с ОВЗ

  1.  Развитие речевых умений;
  2. Развитие наблюдательности, внимания, логического мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;
  3. Развитие функций анализаторных систем;
  4. Развитие, обогащение, уточнение, активизация словаря;
  5. Формирование умений запоминать и воспроизводить информацию;
  6. Формирование умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными  правилами.

  1. Воспитательные:
  1. Воспитание интереса к русскому языку;

2. Формировать умение отвечать 2-3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания).

3. Развивать навыки активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

4. Формировать способность к адекватной оценке своей учебной деятельности.

  1. Развивать интерес к изучению темы.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, предметные картинки, картинки с цифрами, тетради, цветные карандаши.

Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология.

        

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Используемый дидактический и наглядный материал

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые способы деятельности

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи

  1. 1.Сядет тот, кто разделит свое имя на слоги и выделит ударный слог.
  2. 2. Прослушать сказку «Ударение»
  3. (приложение №1)
  4. 3. Подпись числа, месяца и темы в тетрадях
  5. 4. Слайд №1

Вызов уже имеющихся знаний. Определение темы занятия.

Погружение в проблему.

Положительный настрой на работу и сотрудничество.

Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Запись темы занятия в тетрадь.

Внимательно слушают сказку. Определяют цель урока.

1.Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

 2. Выстраивать логическую цепь рассуждений

3. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели

Оформлять свои мысли в устной форме

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

2. Первичная проверка понимания

  1. Слайд №2

(2 картинки  «на столе кружки»)

Слайд №3(вывод)

Организовывает устную коллективную работу.

Вопросы к классу: какая картинка соответствует  подписи.

- почему ваши мнения разделились? Произнесём  

:Каким был по счёту ударный слог в 1-м слове? Во 2-м? Как он звучал?

Подвожу детей к выводу. Влияет ударение на смысл слов? Какова роль?

Ответы детей:

(ударение перемещалось, поэтому менялось значение слова)

Дети произносят

КРуЖКИ – КРУЖКи

Громче, выразительней

Ударение влияет на смысл слов. В этом его смыслоразличительная роль.

Слушать, слышать,  анализировать, сопоставлять, дифференцировать.

Организовывать и осуществлять совместную деятельность,  рефлексия своих действий

Оценивать правильность своих действий

3. Закрепление знаний по теме

Игра «Загадки»

Слайд №4(иРИС-ИРиС)

Слайд №5 (ЗаМОК-ЗАМоК)

Слад №6(КРуЖКИ-КРУЖКи) Приложение «загадки» №2

Сохраняет интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией. Загадываю загадки (приложение №2)

Отгадывают загадки

Проверяют правильность выполнения с помощью интерактивной доски.

Умение анализировать, действовать по заданному алгоритму.

Обобщать, делать выводы.

Обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы.

Умение корректировать и оценивать выполнение задания

4 Пальчиковая гимнастика

 Слайд №7 «Замок»

Приложение №3(слова физминутки)

Показ и проговаривание стихотворения

Дети повторяют стихотворение и повторяют движения

5.Индивидуальная работа. Оценивание товарища в паре.

Слайд №8 «Подбор слов к прилагательным»

Карточки со словами (приложение №4)

Слайд №9 (Критерии

 оценивания)

Организовывает самостоятельную работу по составлению словосочетаний

 самостоятельно в тетрадь и взаимопроверку по критериям оценивания.

1.Работа в тетради.

Читают прилагательные, подбирают уже знакомые слова, выделяют ударение

  1. Взаимороверка в парах

Умение подбирать слово к прилагательному по смыслу Самостоятельно достраивать, восполнять недостающие элементы.

Умение работать в паре и оценивать товарища по критериям.

Организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позиции учеников. Задавать вопросы.

Владеть монологическими формами речи.

Умение к волевой саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии,  преодолению препятствий.

Контролировать свои действия в ходе работы.

Умение адекватно оценивать работу товарища по критериям.

6.Слого-ритмическая схема. Оценивание собственной работы по критериям

1. Игра «Хлопни и сосчитай»

Слайд №10

Подвожу к работе с со слого-ритмической схемой слова. Предлагаю определить с помощью ритма (ударов, хлопков)  количества слогов в слове, и найти ударный слог и его выделить голосом и хлопком посильнее

Дети проговаривают название картинок на слайде, отхлопывают, считают количество слогов, выделяют ударный слог голосом и сильным хлопком

Определять истинные и ложные высказывания.

Наблюдать и делать самостоятельные  выводы.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Определять степень успешности выполнения своей работы

2.Работа со слого-ритмической схемой

        Предлагаю подумать, можно ли с помощью схемы определить количество слогов в слове, и показать ударный слог.

Можно, например вот так: Xx –Саша, X-ударный слог

Предлагаю каждому нарисовать схему своего имени, и схему имени товарища.

Ответы детей, целеполагания.

Дети по аналогии выполняют работу в тетради. Проверка у доски

Определять истинные и ложные высказывания.

Наблюдать и делать самостоятельные  выводы.

Решать задачи по аналогии.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Определять степень успешности выполнения своей работы

7.Общеразвивающая музыкальная физкультпауза

Слайд № 11

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/08/12/vesyolaya-fizminutka

 

Повторяют движения за героями физ. минутки

8.Работа в парах. Оценивание работы в группе по критерям

Слайд№11 Задание «Сгруппируйте картинки в 3 столбика по наличию ударного слога»

Предметные картинки,

Картинки чисел1,2,3 (приложение№5)

Организовывает совместную групповую деятельность учеников.

  1. Сгруппировать картинки в 3 столбика по наличию ударного слога»
  2. Поставить картинки под нужной цифрой по наличию ударного слога в слове

1. Читают задание

2. Группируют картинки в 3столбика 3. Проверка с доски, коррекция.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

Анализировать и синтезировать слова, деля их на слоги, выделяя ударный, определяя место ударного слога в слове. Рефлексия способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат действия.

Умение работать в группе

Доносить свою позицию до товарища, отстаивать свою точку зрения, слушать напарника

Определять успешность выполнения своего задания  в паре по критериям и в  диалоге с учителем и учениками.

9.Зрительная гимнастика

https://yadi.sk/d/HDCh5zR7JveQk

Выполняют движения для глаз

10. Подведение итогов.

Рефлексия

 Итоговая оценка     своей работы

Проводит рефлексию:

- Что узнали на уроке?

Какие задания понравились?

Какие задания вызвали затруднения?

- Чему учились?

-Оцените свою работу:

Я работал хорошо, отлично, слабо?

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят фишку красного, зеленого, синего цвета на слова "хорошо, отлично, слабо."

Обобщать знания,  анализировать, контролировать и оценивать результат.

Рефлексия своих действий.

Осуществлять пошаговый контроль по результату.

 Приложение №1 (Сказка «Ударение»)

        Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Без слов не обойдётся ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударение обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда ни возьмись, выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения некоторых из вас!»

        Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – просто чёрточка!» ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма. С нами Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, а вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепрыгивая  с одного слога на другой.

        И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почётное место в словах.

И кто про него забывает, имеет много неприятностей!(автор: учитель-логопед Э.Г. Добрынина)

Приложение №2

        Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(Ирис – ирИс)

Вот старинный дом огромный:

Стены, башни, ров прорыт.

Переставишь ударенье —

И на двери он висит.

(зАмок – замОк)

Если первый слог ударный,

Мы — посуда для питья.

Переставьте ударенье —

И чертите нас, друзья.

(крУжки – кружкИ)

Приложение №3

Скрестив пальцы, смыкаем их в "замок".

На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули 
(тянем, не размыкая пальцев)
Постучали 
(стучим ладонями друг о друга)
Покрутили 
(крутим ладошки туда-сюда, не размыкая пальцев)
И открыли! 
(пальцы размыкаются) 

Приложение №4

                      /

        ЗАМОК

            /

        ИРИС

                                        /

        ЗАМОК

                      /

        ИРИС

                                            /

        АТЛАС

                           /

АТЛАС

Приложение №5

1     2    

1.jpg  77b3386f7d93.pngcrayon-clip-art-17.pngpenal.png

Литература:

  1. Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов», М., Владос, 2001г.
  2. Мазанова Е. В. «Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов», М., ГНОМ и Д, 2007г.
  3. Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр», СПб, КАРО, 2008г.
  4. Чистякова О. В. «30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 3 класс», СПб. Литера, 2010г.
  5. Ударение. Нагдядно-методическое пособие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ударение Учитель-логопед: А.С. Валова 20 октября Тутаев, 2015

Слайд 2

На столе кружки.

Слайд 3

ВЫВОД: Ударение влияет на смысл слов. В этом его смыслоразличительная роль.

Слайд 8

Старинный … Белый … Сладкий… Железный… Географический… Ароматный…

Слайд 9

/ Старинный замок / Белый атлас / Сладкий ирис / Железный замок / Географический атлас / Ароматный ирис

Слайд 10

Критерии оценивания - Все правильно -Есть 1 ошибка -Не справился

Слайд 12

Музыкальная пауза

Слайд 13

1 2

Слайд 14

1 2

Слайд 16

Оцени себя - Отлично работал -Хорошо работал - слабо, ноя в другой я раз постараюсь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек логопедического занятия "Автоматизация сонорных звуков"

Данный конспект предназначен для автоматизации звука л в словах, предложениях. Предназначен для детей 5-6 лет....

Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса

Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...

Коспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Конспект  подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"....

групповое логопедическое занятие: "Изменение смысла слов, путем замены в словах гласной ы на и." (2 класс)

Цель: уточнить умения различать парные звуки И и Ы по их акустическим и артикуляционным признакам...

Конспект логопедического занятия: «Ударение»

Учить правильно ставить ударение, выделять ударный слог в слове....

Конспект логопедического занятия " Ударение. Ударный слог".

Конспект логопедического занятия с обучающимися 3-го класса со смешанной дисграфией...

Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная р...