Коспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
план-конспект по логопедии на тему

Демьянова Елена Сергеевна

Конспект  подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл коспект с мимио26.38 КБ
PDF icon udarenie.pdf183.17 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие учителя - логопеда Демьяновой Елены Сергеевны

в школе №606, Пушкинского района.

Тема логопедическая: Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Тема грамматическая: Согласование слов в словосочетании и предложении.

Цель: Знакомство детей со смыслоразличительной функцией ударения.

Коррекционные задачи:

  1. Актуализация уже имеющихся знаний детей об ударении.
  2. Развитие навыков связного высказывания.

3. Отработка навыка работы со слого-ритмическими схемами.

4. Развитие ориентировки в пространстве.

5. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

6. Развитие слогового анализа и синтеза.

7. Развитие анализа и синтеза слов и предложений.

8.  Развитие общей и мелкой моторики.

9.  Обогащение словарного запаса.

10. Развитие словесно-логического мышления.

11. Развитие  внимания, памяти.

Образовательные задачи:

  1. Формирование умения согласовывать слова в словосочетании и предложении.
  2. Развитие умения правильной постановки ударения в слове.

3.  формирование «орфографической зоркости» у детей.

4. Развитие «чувства языка».

Воспитательные задачи:

1. Развитие умения работать в команде.

2.Формирование самоконтроля, самооценки учащихся.

3. Воспитание трудолюбия, интереса к получению знаний.

4. Развитие умения не бояться высказывать свое мнение, и его защищать.

5. Воспитание умения слушать и слышать обращенную речь.

Оборудование:  Карточки с предметными картинками, 3 коробочки со слого-ритмическими схемами, интерактивная доска, прибор МИМИО, тетради, учебные принадлежности, карточки со словами-омонимами для домашнего задания.

Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Предлагаю в начале нашего занятия хорошенько «подзарядиться», сыграв в игру «электрический ток».

  1. Введение в тему.

Дети, знаете ли вы секрет предложения: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»?

(СЛАЙД 2) Помогите мне собрать разбросанные цветные буквы также как  в радуге, и  тогда мы узнаем тему нашего занятия.

Что вам не нравится в получившемся слове? (Логопед добавляет недостающую букву).

Тема нашего сегодняшнего занятия – ударение.

- Кто мне подскажет, что это такое?

-Сколько раз встречается ударение в слове?

Узнав тему нашего занятия, к нам пришел за помощью еще один гость: кот Удареник.  С ним произошла неприятная история. Пока Удареник спал, хитрые мыши-ошибки забрались к нему в дом и  устроили там настоящий беспорядок.

Большую часть Удареник разобрал, а вот с этими коробками запутался. Давайте ему поможем.

Удареник очень доволен вашей работой! А теперь занимаем свои места за партами. Спина прямая, ножки вместе. Открываем тетрадь и записываем сегодняшнее число.

Мы с вами знаем, что такое ударение, как его правильно определить, а сегодня найдем ответ на вопрос: а зачем нужно правильно ставить ударение в слове? Почему это так важно. Закончите мое предложение подходящим по смыслу словом.

«Король жене своей в подарок, решил построить целый    …..».  

Внимание на доску. (Слайд 3) На доске появляется картинка замка.

Что такое замок?

Произнесем вместе это слово, выделяя голосом ударный гласный звук.

Саша на доске составит это слово из слогов и поставим значок ударения. А мы запишем это слово в тетрадь, подчеркивая все гласные буквы, и поставим значок  ударения. А теперь устно  придумаем предложение с этим словом по данной схеме.

(Слайд 4)  Поменяйте место ударения в слове и скажите, какое слово у вас получится.

На доске появляется картинка замка.

Что такое замок?

Произнесем вместе это слово, выделяя голосом ударный гласный звук.

Давайте составим это слово из слогов и поставим значок ударения. А теперь придумаем предложение с этим словом по данной схеме .

(слайды 5, 6) Проводится такая же работа со словами «крУжки, кружкИ, Ирис и ирИс».

Ребята, какой мы с вами можем сделать вывод?

Логопед  показывает комбинацию из 8-10 простых четких движений (хлопок, прыжок, поворот, перекрест рук и т.п.). Дети без слов и подсказок по очереди должны повторить те же самые движения, пока «электрический сигнал» не дойдет обратно дот логопеда.

Да. В предложении спрятаны цвета радуги.

Дети собирают из цветных букв слово «УДАРЕНИ»

В слове не хватает последней буквы «Е»

Это выделение голосом одного гласного звука в слове.

Ударение встречается в слове один раз.

На доске размещены картинки с изображением различных предметов. Каждому ребенку вручается коробка с нарисованной графической схемой слова (Ххх, хХх, ххХ). Ребенок должен положить в коробку только те картинки, название которых подходят к данной схеме.

Дети садятся за парты, отслеживая свою посадку. Записывают число.

Дети слушают предложение.

«Замок»

Здание, где живут.

Дети произносят за логопедом «ЗАмок».

Ребенок выходит к доске, собирает слово из слогов, ставит ударение и придумывает предложение по заданной схеме.  Остальные дети работают в тетради.

«ЗамОк»

Приспособление для закрывания чего-нибудь при помощи ключа.

«ЗамОк»

Ребенок выходит к доске, собирает слово из слогов, ставит ударение и придумывает предложение по заданной схеме.

Если меняется в слове место ударения, может поменяться смысл слова.

Динамическая пауза и комплекс упражнений для глаз (по 3 раза).

«Греем глазки» (Ребенок трет друг о друга ладошки, а затем подносит их к закрытым глазам).

«Качель» (движения глаз вверх-вниз).

«Часы» (движение глаз слева-направо).

«Колесо обозрения»  (движение глаз по кругу в одну и другую сторону).

«Шпион» (Ладошки с расставленными пальцами помещаются перед глазами. Ребенок должен смотреть сначала на получившийся забор, затем сквозь него).

«Спрятались»  (Ребенок  на минуту закрывает ладошками глаза).

«Резинка-тянучка» (дети как можно сильнее напряженно вытягиваются, а затем, когда резинка лопнула - расслабляются).

«Иголки – макаронины» (Дети растопыривают пальцы с напряжением, а затем расслабленно ими болтают).

  1. Формирование умения ставить в словах ударение в зависимости от контекста.

 (Слайды 7,8,9) Я думаю мы достаточно набрались сил, чтобы справиться с хитрыми заданиями Удареника. Внимание на доску! Где спрятался Удареник?

Прочитайте написанные на доске слова.

Вытащите из сундука (коробки, чемодана) пару слов, отличающихся только местом ударения, прочтите их. Составьте грамотные словосочетания.

(Слайд 10) Прочитайте предложения и вставьте в них нужные  по смыслу слова, поставьте ударение.

  1. Итог урока.

 Давайте подведем итоги. Скажите же мне, дети, зачем нужно правильно ставить ударение в слове? Как мы можем узнать смысл слова?

Спасибо всем за работу! Вы молодцы! И я довольна,  и Удареник счастлив! До встречи на следующем занятии.

В правом верхнем углу.

Дети по очереди у доски выполняют задания.

Дети по очереди у доски выполняют задания.

Если поменять в слове место ударения, то может поменяться смысл слова. Чтобы понять смысл слова, нужно вставить его в предложение.

-Спасибо! До свидания!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Урок русского языка во 2 классе "Смыслоразличительная роль ударения"

Урок соответствует требованиям ФГОС второго поколения и сопровождается мультимедийной презентацией....

Технологическая карта урока ФГОС "Смыслоразличительная роль ударения в словах"

Технологическая карта урока ФГОС "Смыслоразличительная роль ударения в словах"...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Обучение грамоте, 1 класс. ПНШ, "Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Цели: способствовать  применению  умения  делить  слова на  слоги и находить  ударный  слог в условиях  решения учебных  задач и  упражнений....

Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная р...