Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Сяйлева Наталья Борисовна

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".Это комбинированное занятие. Данная тема вызывает затруднение у данной категории обучающихся и является пропедевтикой к усвоению темы: "Правописание безударных гласных". В конспекте представлена система работы по данной теме с учётом уровня подготовленности детей, соблюдены дидактические принципы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya.docx135.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №237 Красносельского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта логопедического занятия

с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушение чтения и письма,

обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

     

                                                                                   

                                                                                      Составитель:

                                                                                                                    учитель-логопед Сяйлева Н.Б.

Санкт-Петербург

2021

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Сяйлева  Наталья  Борисовна

Класс

3 класс

Логопедическое заключение: Сложная форма дисграфии

Тема занятия

"Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Тип занятия

 Комбинированное занятие.

Используемые технологии

1. Проблемно-диалогическая технология.

2. Здоровьесберегающие технологии.

3. ИКТ-технологии.

4. Игровые технологии.

5. Технология сотрудничества.

6. Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия

Закрепить умение понимать смыслоразличительную роль ударения, определять слого-ритмическую структуру слов.

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

- показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения;

- формировать навыки правильной постановки ударения.

-обогащать словарный запас;

-развивать связную речь.

 -отрабатывать  навыки работы со слого-ритмическими схемами;

-развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

-развивать зрительное и слуховое внимание;

-развивать пространственные и

зрительные представления;

-развивать артикуляционную моторику.

-воспитывать активность и самостоятельность обучающихся на занятии;

-воспитывать у детей самоконтроль за речью;

-воспитывать чувство товарищества, доброжелательность;

-формировать интерес к логопедическим занятиям.

УУД:

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

-формировать мотивацию

к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-создать условия для

воспитания положительного интереса к логопедическому занятию.

-развивать умение вы-

сказывать свое предположение;

-учить принимать и сохранять учебную задачу.

-развивать умение слушать и понимать других;

-учить работать в паре;

-учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции, позиции других людей.

развивать умение находить и структурировать

информацию;

-на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

-находить ответы на вопросы в тексте.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Раз    - развитие умения определять ударный гласный в процессе написания слов; понимание значения слова при перемещении ударения;

         -закрепление умения воспроизводить ритм слова с выделением ударного гласного;

         -развитие информационной компетентности обучающихся, умения извлекать информацию и обрабатывать ее.

       -овладение приёмами отбора и систематизации материала,   умение вести самостоятельный поиск информации, формирование навыков наблюдения, сравнения, анализа; умение выполнять определённую роль в группе, развитие навыка составления учебного проекта, обучение учащихся способности учиться самостоятельно.

       - понимание роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, его значения в процессе обучения.

Оборудование

         Компьютер, проектор, презентация,  раздаточный материал (карточки с заданиями для индивидуальной работы, наборы разрезных картинок , конверты), "волшебный" мешочек, бутафорские свечки, вырезанные из картона яблоки зелёного, красного и жёлтого цвета ,  мяч, цветные  карандаши, ручки, рабочие тетради.

 

 

Организационная структура логопедического занятия.

Основные  этапы

организации

учебной деятельности

Задачи этапа

Содержание  педагогического  взаимодействия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный

момент.

1.Создать психологический настрой на занятие.

2.Активизировать внимание.

3.Совершенствование мелкой моторики.

4. Развитие межполушарного взаимодействия.

-Здравствуйте, ребята!

День учебный продолжается,

И занятие начинается!

Пальчиковая гимнастика. Кинезиологические упражнения.

 «Лягушка». (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).(Слайд 2)

"Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим пальцем той же руки в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!(Слайд 3)

Доброжелательный настрой

обучающихся на занятие.

Выполняют пальчиковую гимнастику вместе с учителем-логопедом.

Коммуникативные:

Развитие этических чувств, доброжелательности.

Регулятивные:

Развитие умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией

2. 3.Мотивационно-

целевой

этап.

3.1.Формулировка темы

занятия.

3.2.Постановка цели занятия

( целеполагание )

1.Обеспечить

актуализацию

имеющихся знаний.

2.Организовать

самостоятельное или с помощью логопеда

формулирование

цели занятия.

3. Развитие зрительного анализа и синтеза.

-Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Его тему вы узнаете чуть позже.

А сейчас мы проведём "Конкурс художников".

Условия конкурса: Друзья, вас ждёт интересное испытание. Сейчас вы превращаетесь в молчаливых художников. Это вас научит выдержке и терпению, ведь работать молча, нелегко, но таково условие. На слайд вы прочитаете предложение про себя, запишите его в тетрадь  и сделаете к нему рисунок.

Итак, полная тишина, начинаем!

(Слайд 4).

-Время истекло! Давайте посмотрим  ваши работы.

-Дети, как вы думаете, а почему  рисунки разные? У одних ребят изображены кружкИ, у других - крУжки. Кто прав?

 

Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

А сейчас мы проверим. Посмотрите на доску. Логопед открывает запись на доске:

-Ой ,ребята, кто-то ,стер буквы. Вот что от них осталось. Помогите восстановить буквы и вы узнаете тему занятия.

-Какая тема нашего занятия?

-А  что такое ударение?

       

Обучающиеся списывают предложение, делают к нему рисунок.

Дети показывают работы. Организуется выставка.

Обучающиеся объясняют.

-Ударение.

Обучающиеся восстанавливают буквы и читают тему занятия.

Дети отвечают на вопросы.

Познавательные:

-Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

-Выстраивать логическую цепь рас-

суждений.

-Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Коммуникативные:

-Умение использовать речь для регуляции своего поведения.

-Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

-Умение определять цель учебной

деятельности с помощью учителя.

-Принимать и сохранять учебную

цель и задачу.

-Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров.

4. Этап актуализации знаний.

4.1. Физкультминутка

1. Уточнить представления детей о  роли ударения в слове;

2.Тренировать в определении ударной гласной и ударного слога.

3.Определять в схеме место ударения в слове.

4. Учить объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов .

3. Развивать логическое мышления.

1.Чередование сильного мышечного напряжения и расслабления мышц рук, ног, шеи.

2. Развитие общей моторики.

3. Профилактика утомления.

1. Чтение сказки.

Ребята, послушайте сказку В.Волиной "Волшебник Ударение".

-Почему мы должны относиться к ударению с уважением?

- А сколько раз встречается ударение в слове?

2. Работа со словами -омографами.

Игра "Чудесный мешочек".

-Рассмотрите картинки. Распределите  слова между двумя столбиками: в первый столбик запишите названия картинок с первым ударным слогом, во второй - со вторым.

 Картинный материал: замОк, зАмок, атлАс, Атлас, Ирис, ирИс, стрЕлки, стрелкИ.

Игра"Необычная комната".

- В этой комнате могут двигаться пол, потолок и стены. Неимоверным напряжением вытянутых рук нам надо удержать двигающийся на нас:

  • потолок (руки подняты вверх, сильно напряжены 1-2-3..); Удержали!(расслабленные руки падают вниз).
  • стены (руки в стороны, сильно напряжены 1-2-3; уронили-расслабили);
  • пол (наклониться , кончиками пальцев рук упираемся с напряжением в пол, ноги сильно напряжены 1-2-3, расслабились и выпрямились.

Дети слушают сказку.

Достают по очереди картинки из мешочка , называют, определяют ударный слог, записывают слово в соответствующий столбик.

Обучающиеся выполняют упражнения.

Познавательные:

1.Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

 2. Выстраивать логическую цепь рассуждений.

3. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме

5.Освоени новых знаний и способов деятельности

1. Закрепить знания об ударной гласной.

2.Познакомить с особенностями ударения в русском языке.

3. Тренировать в определении ударной гласной и ударного слога.

Логопед раздаёт детям  бутафорские свечки, сделанные из картона , а "пламя" из папиросной бумаги.

-Произносите слова, повторяя за мной, и посмотрите, что происходит с "пламенем" свечи.

-Какой вывод мы можем сделать?

Для  произнесения  ударной гласной требуется больше силы и порция выдыхаемого воздуха мощнее.

- А как найти в слове ударение?

Игра с мячом " Назови ударный гласный!"

Логопед кидает ребёнку мяч, называет слово, ребёнок возвращает мяч логопеду и называет ударный гласный.

Слова: Хобот, лейка, самовар, повар, диван, вешалка, карандаш, корова, коридор.

-Ребята, в русском языке ударение свободное. Оно не прикрепляется к какому-то определённому слогу в слове  (как в некоторых других языках мира).

Так, во французском языке ударение падает на последний слог, в финском -на первый, в польском языке на предпоследний.

Игра "На съёмочной площадке"

Режиссер приглашает вас сняться в кино и сыграть француза (будет ставить ударение во всех словах на последний слог) и поляка( ударение будет ставить на предпоследний слог).

Слова: курица, щука, кукушка, муха, лилия, малина, рыба, рыцарь.

На ударный гласный пламя отклоняется сильнее, чем обычно.

Дети делают выводы.

-Нужно позвать, окликнуть этот предмет.

Обучающиеся определяют ударный гласный в словах.

Дети выполняют задание.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания;

формирование умения формулировать собственное мнение

Коммуникативные: построение речевого высказывания;

Организовывать и осуществлять совместную деятельность,  рефлексия своих действий

Познавательные: 

Учить осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи.

 6.Первичная проверка понимания изученного.

1. Тренировать в определении ударной гласной в словах.

Работа в тетрадях. "Графический диктант".

-А сейчас мы с вами будем зашифровывать слова. Я показываю вам картинку, а вы зашифровываете её той буквой, на которую падает ударение.

Картинный материал: апельсин, банан, яблоко, ананас, инжир, лимон, мандарин.

-Что объединяет эти картинки?

Проверка.

Обучающиеся записывают название фруктов ударной гласной.

-Это фрукты.

Познавательные:

-Умение анализировать, действовать по заданному алгоритму.

Коммуникативные:

-Обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы.

7.Закрепление изученного материала.

1.Тренировать в выделении ударного слога в словах на уровне словосочетания и предложения.

2. Закрепление знаний о слоговом анализе и синтезе слов.

3. Закрепление навыков звукового анализа слов.

4.Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

5. Развитие логического мышления.

Работа в парах.

Работа со словосочетаниями.

-Волшебник Ударение подготовил для вас интересные задания.(Выдаются карточки с заданием).

Задание 1: В абракадабре переставьте буквы в том порядке, на который указываю цифры. К полученным существительным подберите из скобок прилагательное так, чтобы оно подходило к схеме:

Задание 2. Выпишите из данных слов ударные слоги. Если выполните задание правильно, то получите пословицу.

(Слайд7)

Проверка.

Ребята, мы все замечательно потрудились, поэтому сейчас состоится  праздничный салют из мыльных пузырей!

Обучающиеся в парах выполняют задание.

Затем выполняется проверка.

Дети выполняют задание.

Дети выдувают мыльные пузыри.

Познавательные:

Умение анализировать  и синтезировать слова, деля их на слоги, выделяя ударный , определяя место ударного слога в слове.

-Обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

-Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность,

рефлексия своих действий

-Умение обсуждать в ходе совместной  деятельности возникающие проблемы. 

Регулятивные:

-Умение корректировать и оценивать выполнение задания.

8. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Создавать условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля;
2.Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

-Занятие подошло к концу, мы все хорошо поработали. Давайте подведём итоги:

-Что такое ударение?

-Как в слове найти ударение?

-Сколько раз в слове встречается ударение?

- Скажите же мне, дети, зачем нужно правильно ставить ударение в слове?

Рефлексия .Приём "Дерево успеха".

-Оцените свою работу на занятии..

(Слайд 8)

Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Затем прикрепляют к дереву яблоко определённого  цвета,  являющимся выражением их удовлетворения своей работой  на занятии.

Познавательные:

-Умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат.

Коммуникативные:

-Рефлексия своих действий

Регулятивные:

-Умение осуществлять пошаговый контроль по результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с общим недоразвитием речи III - IV уровня

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класса с ОНР III – IV уровня.Коррекционная работа на лексическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований...

Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков С-Ш"

Предлагаю  технологическую карту занимательного занятия для детей с ФФНР на тему "Дифференциация звуков С-Ш"...

Технологическая карта урока по родному языку (русскому) в 1 классе по теме: "Смыслоразличительная роль ударения"

Технологическая карта урока по родному языку (русскому). Цель урока: создать условия для формирования умения определять смыслоразличительную роль ударения в словах....

Технологическая карта логопедического занятия Слогообразующая роль гласных

Слогообразующая роль гласных. Лексическая тема: Дикие животные....

Технологическая карта логопедического занятия с обучающимися с ЗПР «Звонкие и глухие согласные. Различаем «Д» и «Т» на письме»

С каждым годом в школе появляется всё больше детей, испытывающих затруднения в освоении процессов чтения и письма. При прохождении обследования у них часто выявляется задержка психического развития, н...

Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе (РАС), 8.3 в соответствии с ФГОС.

На логопедическом занятии рассматривается преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей и животных  (в том числе и по результатам наблюден...

Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе по теме: "Дифференциация звуков Р-Л".

Технологическая карта логопедического занятия во 2 классе   по теме:  "Дифференциация звуков Р-Л". ...