Обучение грамоте, 1 класс. ПНШ, "Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Цели: способствовать  применению  умения  делить  слова на  слоги и находить  ударный  слог в условиях  решения учебных  задач и  упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_1kl.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: 148                                                                                                             Студентка: Замятина О. В.

Класс: 1                                                                                                                     Методист: Галиуллина Н. К.

Дата: 11. 10. 16.                                                                                                        

Тема урока: «Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения» (ПНШ)

Цели: способствовать  применению  умения  делить  слова на  слоги и находить  ударный  слог в условиях  решения учебных  задач и  упражнений.

Планируемые результаты:

Предметные: Закрепить  умение учащихся  делить слово  на  слоги, определять количество слогов, находить среди них  ударный  слог;

 рассмотреть смыслоразличительную роль ударения;

 познакомить со  слогообразующей  ролью  гласных  звуков.

      Метапредметные:

  1. Регулятивные: формулировать цель и задачи урока вместе с учителем.
  2. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в доступной каждому форме, владеть диалогической формой речи, слушать и слышать своих одноклассников.

Тип урока: урок  формирования  первоначальных   навыков.

Этапы урока, методы и приемы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словестный метод;

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок обучение грамоте.

Сейчас тихо сядет 1 ряд, 2 ряд и 3 ряд.

Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Мотивационный

Словестный метод.

Слово учителя;

Беседа;

Актуализация знаний;

Словесный метод;

Диалог.

Постановка учебной задачи;

Физминутка

Давайте с вами проведем фонетическую разминку!

-Как рычит собака?

-Как тикают часы?

-Как пищат птенцы?

-Как гогочет гусь?

2.

Ра- ра- ра- Кате спать пора.

Ро- ро- ро- на полу стоит ведро.

Ры- ры- ры- летают комары.

Ри- ри- ри- на ветке снегири.

Ор- ор- ор- подмели мы двор.

Арь- арь- арь- на стене висит фонарь.

4)работа над скороговоркой

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

5)чтение веселого стихотворения

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По- гусиному шипела.

Хорошо ребята, молодцы

А теперь давайте с вами вспомним, с какими звуками и буквами вы уже знакомы? (Гласными А, О, У, Э, Ы, И.). А что общего между этими буквами? Какие они как называются? Какой признак их объединяет?

Приведите мне примеры слов на букву А, О, У, И.

А теперь откройте учебник азбука, на странице 23.

Посмотрите в левый верхний угол, что вы видите? (модель, схема). А что они означают? Посмотрите, над второй моделью стоит какая -то палочка, кто знает, что она означает? (Ударение).

Верно, ударение.

Предположите, какая тема будет сегодня на нашем уроке?

А что нового мы с вами сегодня узнаем? Какие цели поставим?

-открыть новое знание; познакомиться со знаком ударения; узнать как определять ударение; узнаем для чего нужна голубая дуга под звуковой моделью.

Прежде, чем мы начнем изучать новый материал, давайте с вами разомнемся! (Видео физминутка)

Верно ребята! А давайте подумаем, что означает голубая дуга под звуковой моделью? (количество слогов в слове).

Работать сейчас мы с вами будем способом сравнения, а что мы с вами можем сравнивать? (Слова, звуковые модели)

Верно, в учебнике мы как раз видим, что нам нужно сравнить звуковые модели слов и звучащие слова, которыми называются предметы, изображенные на рисунках.

Посмотрите на первую пару изображений и на звуковые модели, скажите,  Чем похожи модели слов  первой пары?  (В каждой модели один гласный звук обозначен черточкой, в каждой модели по 2 гласных звука)

Сейчас мы с вами будем сравнивать звучащие слова, которыми называются предметы, изображенные на рисунках, скажите, чем мы будем сравнивать? (Ушами, на слух). Правильно, на слух мы с вами проведём сравнение. Для начала скажите мне, что вы видите на первом  рисунке? (Цветок). Как называется цветок? (Ирис). И конфета ирис.

А, на втором рисунке, что изображено? (Книга Атлас, и ткань атлАс) А что такое Атлас, кто знает? (Книга, сборник карт).

Давайте рассмотрим третью пару изображений.  На руках у мамы дочка. Как мама её зовёт? (Мила), Верно, дочка Мила, Мила маме МилА.

Ну, и кто мне скажет, какие предметы у нас на четвертой паре изображений? (Замок и замОк)

Правильно.

Хором проговаривают слово, вместе с учителем.

Отвечают на вопросы учителя; вспоминают изученный материал.

Озвучивают тему урока и ставят цели на урок.

Предполагают, озвучивают свои мысли.

Работают с учебником;

Рассматривают изображения, отвечают на вопросы учителя.

Анализируют изображения.

высказывания.

Л: мотивация к учебно-познавательной деятельности.

П: формирование обобщенных знаний.

К: владеть диалогической формой речи, строить.

П: актуализация знаний.

П: умение формулировать тему и цели урока.

Решение

учебной задачи

Словесный метод.

Беседа;

Упражнение.

Физминутка

Итак, вернемся к первой паре изображений.  Первое слово у нас Ирис, цветок. Давайте хором по слогам прочтем его. (И-рис). Сколько слогов в слове? (два)

Какой первый слог? (И), Сколько звуков в нем? (один).  Второй слог РИС, Сколько звуков в этом слоге? Давайте  произнесем Р  И С, Первый звук какой? Рь, какой он? Мягкий. Второй звук? протяжный. Третий звук? Звонкий.

Мы слышим, что первый звук И произносится дольше и громче. Давайте еще раз произнесем слово Иииирис. Слышите паузу между слогами? Это значит, что слово делиться на две части, как на модели это показано? (голубыми дугами). В первой части у нас сколько звуков? (один), а во второй части? (три).

Давайте теперь разберемся со вторым словом. Давайте прочтем его хором И-РИИИИС. Что вы заметили? (В слове ирИс второй звук И звучит громче и дольше.)  Сколько слогов в слове, давайте прочтем хором по слогам И-РИС. (Два слога), слово делится на две части, как мы узнали?

Итак, какой вывод мы можем сделать по этим словам? (Что ударение играет роль в значении слова, показывают ударение громким голосом и протяжным)

Давайте с вами отдохнем и продолжим работать!

А теперь давайте поработаем самостоятельно в парах.

Остальные 3 пары слов обсудите, «Позовите » вслух эти пары слов, и хорошенько прослушав их,  Обсудите, что вы заметили, что услышали! Те пары, которые придут к общему мнению, парой поднимите руки!

Итак, что помогает нам различать слова в каждой паре?

(Различаем слова по тем звукам, которые звучат особенно, над ними стоит черточка)

Верно, черточка – ударение помогает нам различать слова.

Давайте с вами проверим, так и это.

На слайде вы видите два изображения. Что это? (КрУжки и кружкИ) Ниже вы видите звуковые модели. Эти предметы вам хорошо знакомы. Скажите, а можем ли глядя на эти схемы определить, какой предмет к какой модели относиться? (Не можем) А почему? (Потому что на обеих звуковых моделях одинаковое количество звуков, гласных звуков в каждом слове одинаковое кол-во.)

Верно! Тогда, смотрим дальше! (Следующий слайд.)

Что изменилось в звуковых моделях? (Появились черточки ударения)

 А можем ли мы теперь верно выполнить задание? (Можем) А почему можем?  (Потому что стоит черточка). Соотнесите теперь номер изображения с верной моделью. Объясните свой выбор? Что помогает различать слова?

Верно ребята, вы очень наблюдательны, и заметили, что на модели каждого слова стоит ударный знак!

Используется этот знак в письменной речи. Гласный звук, который в устной речи выделяется голосом, как бы «ударяет» голосом по нему, называется гласным ударным.

Работают по первой паре слов;

Самостоятельно работают в парах;

Отвечают на вопросы учителя, анализируют.

Работают со звуковыми моделями;

Отвечают на вопросы учителя.

П: Осознание познавательной задачи.

Л: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Рефлексия

Словесный метод.

Слово учителя.

Итог урока

Словесный метод.

Беседа;

Слово учителя.

Итак, ребята, урок подходит к концу.

Поднимите руку те, кто считает, что для него урок прошел на пользу!

Что мы с вами узнали сегодня на уроке?

Хорошо. Спасибо за внимание. До свидания!

Оценивают своё внутреннее состояние.

Обобщают пройденное на уроке.

П:  делать обобщения, выводы.

К: участие в подведении итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

Урок русского языка во 2 классе "Смыслоразличительная роль ударения"

Урок соответствует требованиям ФГОС второго поколения и сопровождается мультимедийной презентацией....

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Коспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Конспект  подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"....

Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная р...