Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Слепухова Надежда Викторовна

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы предложений, ставить ударения в словах, различать смысл слов...

Для отработки этих умений детям предлагаются разные виды заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt940 КБ
Файл urok.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 » Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения 1 –В класс

Слайд 2

а

Слайд 3

о

Слайд 4

у

Слайд 5

э

Слайд 6

и

Слайд 9

ма ша ты ква со ва

Слайд 10

Ирис — ирис Атлас – атлас

Слайд 11

Молодцы! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1-В классе по теме

 "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Цели деятельности педагога:

создать условия для формирования умения делить слово на слоги, ставить ударение; обогащать словарный запас;

развивать фонематический слух, внимание, мышление;

воспитывать интерес к учёбе.

Планируемые результаты:

        Личностные УУД: устойчивая учебно-познавательной мотивация учения; установка на здоровый образ жизни.

         Регулятивные УУД: оценивает результат своей работы на уроке.

        Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

        Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

        Предметные УУД: знать роль гласных звуков в прцессе слогообразования, выделять голосом ударный гласный звук слова в процессе озвучивания его схемы; произносить слово по слогам на основе графических схем слова; выполнять графическую фиксацию слогов в слове с помощью вертикальной линии.

Оборудование:

Авторский медиапродукт – презентация 11 слайдов (среда POWER POINT), ноутбук, проектор, экран, схемы слов и предложений.

 Ход урока

I. Организационное начало урока Слайд 1 

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Все легонечко вздохнём,

Урок обучения грамоте начнём.

11. Актуализация знаний  (Слайды  »2 — 6)

-Посмотрите внимательно на экран и скажите, с какого звука начинается каждое слово на картинке.

([а], [о], [у], [э], [и])

- Как называются эти звуки?

(Гласные звуки, ртооткрыватели).

- Ранее мы с вами выяснили, что слово состоит из звуков. А можно ли слово поделить на кусочки?

(Учащиеся высказывают свое мнение. Кто-то может заметить, что мы иногда произносим слова по каким-то кусочкам, например, если нам нужно произнести слово медленно или прокричать его.)

- Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: гуси и утята.

- Сколько раз мы открываем рот, когда произносим слово гуси? А когда произносим слово утята?

- Сколько гласных в слове гуси? А в слове - утята?

Проанализировав таким образом слова, дети приходят к выводу: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.

- Давайте построим звуковые модели этих слов.

(Учащиеся на классной доске строят звуковые модели данных слов).

- Подумайте, ребята, как мы будем отмечать в моделях слов разное количество слогов.

Слайд 7 - 8

-Составьте предложения с этими словами и постройте схемы.

111.Постановка цели и задач урока.

  • Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
  • Сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги и находить ударный слог

1 . Первичное закрепление.

1.Работа в парах

-У вас на столах лежат конверты. Достаньте карточки, на которых написаны части слов. Соедините эти части, чтобы получились слова. Работаем в паре с соседом.

- Какие слова получились? (МОРЕ, РОМА),

-Все ли части были задействованы? Почему?

2.(Во время чтения стихотворения учителем  дети прочитывают  всплывающие слоги, отрабатывая навыки чтения.) слайд  9

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

«Ма» и «ша», запомни «Маша»,

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

«Ты» и «ква»,

А вместе «тыква».

«Со» и «ва» - читай: «сова».

Соединили мы два слова –

И предложение готово!

Дождь идет! Гремит гроза!

Улетела стрекоза.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

V. Ударение

1. Игровой сюжет.

-Ребята, я вчера шла домой и стала невольным свидетелем разговора идущих мне навстречу мужчин.

Три иностранца произносят одно и то же слово радуга по-разному. Француз произносит слово с ударением на последнем слоге, поляк - на предпоследнем, третий иностранец , на первом.

Учитель воспроизводит три разных произношения этого слова и спрашивает, чем они отличаются. Дети замечают, что, даже узнать слово при таком произношении непросто. Иностранцы выделяют разные слоги в одном и том же слове. Учитель сообщает, что такое выделение слога (т.е.  произнесение его с большей силой, ударяя, называется ударением.)

- Кто же из иностранцев правильно произносит слово радуга?

(Тот, у которого первый слог ударный).

2. Смыслоразличительная роль ударения. Работа по иллюстрациям учебника.

  • Рассмотрите иллюстрации учебника (с. 23).
  • Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (СЛАЙД 10)

- «Прочитайте» пары моделей слов «и'рис – ири׳с».

- Сравните звуковой состав данных слов.

(Слова «и'рис» и «ири׳с» имеют одинаковый звуковой состав.)

- Сравните значение данных слов.

И'рис – название цветка.

Ири׳с – название конфет.

- С чем связано разное значение слов «и'рис» и «ири׳с»?

(Это связано с различием ударных звуков [и]. В первом слове ударение падает на первый звук, а во втором - на второй.)

Аналогичная работа проводится с другой парой слов «а'тлас» и «атла׳с».

Я — сборник карт, от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу — преображусь в название

Блестящей шелковистой ткани (СЛАЙД  10)

А'тлас – книга, в которой собраны географические карты.

Атла׳с – вид ткани, из которой шьют праздничную одежду.

Далее учащиеся делают вывод: «Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением».

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

3 Упражнение в нахождении ударного слога. Игра «Покажи букву»

У детей карточки с 6 буквами гласных. Учитель называет слово, дети вполголоса произносят каждое слово, выделяя голосом, ударный гласный звук и показывают соответствующую букву.                                                              

 ТИГР, РУКА, МЫЛО, ОВЦЫ,  УТКА, КАРАТЭ, ИГРА, ДОМ, МАМА, ШКОЛА.

V1. Итог урока. Рефлексия. (Слайд  11)

- Что нового вы сегодня узнали?- Пригодится ли это знание вам в жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Конспект урока литературного чтения на тему: "Слог, ударение.Повторение и закрепление нового материала"

Данный урок я проводила в День открытых дверей . На уроке идёт активное  закрепление умения находить ударный слог, умение классифицировать слова,  развивается  устная речь учащихся....

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

Коспект логопедического занятия "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Конспект  подгруппового логопедического занятия по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"....

Обучение грамоте, 1 класс. ПНШ, "Слог, ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Цели: способствовать  применению  умения  делить  слова на  слоги и находить  ударный  слог в условиях  решения учебных  задач и  упражнений....

Технологическая карта логопедического занятия для обучающихся 3 класса по теме "Ударение. Смыслоразличительная роль ударения".

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию технологическую карту логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи по теме: "Ударение. Смыслоразличительная р...