Использование авторского пособия «Игры-ходилки» на занятиях по автоматизации звуков речи детей с фонетическими нарушениями.
учебно-методическое пособие по логопедии

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Цель создания игры:

  • автоматизация звуков в словах;

Задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать лексико-грамматические категории.

Игра состоит из поля, на котором подобраны картинки со звуком, который необходимо автоматизировать, разноцветные фишки, кубик с числами от 1 до 6, шесть карточек с лексико-грамматическими заданиями.

Описание игры: В игру могут играть от двух до шести детей. Ребёнок бросает кубик, взрослый читает задание под номером, который выпал на кубике. Дошкольник находит нужную картинку, закрывает её фишкой и выполняет задание.

 

    Несмотря на разнообразие заданий по данным настольным играм, дети теряют интерес,  как известно, процесс автоматизации звуков порой бывает очень длительным. В результате были разработаны задания, подобран речевой и картинный материал, которые подходят для игры на любом поле современных настольно – печатных игр – ходилок .

   

Картотеку игр представляю Вашему вниманию.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_hodilki_dlya_konkursa.docx713.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Тихо-громко»

    Прежде чем сделать ход по игровому полю, ребёнку предлагается повторить слог с автоматизируемым звуком по схеме ↓ - тихо, ↑ - громко.Например, по схемам:

↑ ↓ ↑ ↓ ↑        

↓ ↓ ↑ ↓ ↓

«Телеграмма»

    Прежде чем сделать ход по игровому полю, ребёнку предлагается повторить слог с автоматизируемым звуком по схеме с разной ритмичностью.

«Доскажи слог»

     Прежде чем сделать ход по игровому полю, ребёнку предлагается повторить слог с автоматизируемым звуком за логопедом (по три слога на один ход каждому игроку).

«Придумай слог на каждый шаг»

       На старте с детьми обговаривается, какой звук произносят дети во время игры.

«Скажи наоборот»

   На каждый ход по игровому полю логопед произносит прямой слог, а ребёнок  превращает его в обратный (например,  

логопед произносит [ША], а дошкольник его меняет на [АШ]) и наоборот.    

  • Слово

«Эхо»

  Прежде чем сделать ход, ребёнку предлагается повторить за   взрослым

1.СЛОВО с автоматизируемым звуком.

 2.Сделать ход по игровому полю и на каждый шаг произносить СЛОВО с автоматизируемым звуком.  

«Счёт от одного до …» (согласование  числительного с существительным в роде, числе, падеже)

   На каждый ход по игровому полю ребёнок – игрок считает от одного до того числа, которое выпадет ему на кубике.

   Существительное с автоматизируемым звуком называет логопед или он предлагает назвать ребёнку самостоятельно слово по картинке. Например, автоматизация звука [Ш] в слове.  «Один шар, два шара, три…  

«Назови картинку»

    На каждый ход по игровому полю ребёнок – игрок называет слово с автоматизируемым звуком по предложенной ему картинке. «ШАР, ШАР, ШАР, ШАР, ШАР»

«Тихо-громко»

    См. выше.

«Один-много-несколько»

    Прежде чем сделать ход по игровому полю,  ребёнку предлагается произнести  слово с автоматизируемым звуком

        в единственном числе  ;

        в множественном числе родительного падежа;

        во множественном числе ;

«Назови ласково»

    Прежде чем сделать ход по игровому полю,  ребёнку предлагается произнести слово с автоматизируемым звуком и  

изменить его при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса. Произнести этослово ласково столько раз, сколько выпало на кубике. Например, «ШАР – ШАРИК, ШАРИК,…»

«Чего не стало?»

  Прежде чем сделать ход по игровому полю,  ребёнку предлагается произнести  слово с автоматизируемым звуком за

взрослым или с опорой на картинку и изменить его в форме родительного падежа   с отрицанием. Например, «ШАР, НЕТ...»

«Доскажи слово»

   Прежде чем сделать ход по игровому полю, ребёнку предлагается дополнить предложение, произносимое логопедом, словом с автоматизируемым звуком. В помощь ребёнку может быть предложена картинка.

«Придумай слово на каждый шаг»

  На старте с детьми обговаривается, какой звук произносят дети во время игры.

  • Словосочетание

«Повтори и проходи»

   Дети повторяют словосочетание и   делают шаг по игровому полю.

  • «Эхо»(многократное повторение)
  • «Счёт от одного до …»

Согласование числительного с существительным.    

Словосочетанием (прилагательное +  существительное) в роде, числе, падеже.

   Словосочетание с автоматизируемым звуком называет логопед. На каждый ход по игровому полю ребёнок – игрок считает от одного до того числа, которое выпадет

ему на кубике. Например, автоматизация звука [Ш] «Одна  

швейная машинка, две швейные машинки,

...пять швейных машинок»

     

  • Предложение

«Повтори и проходи»

   Дети повторяют словосочетание и делают шаг по игровому полю.

«Эхо» (многократное повторение)

«Что неправильно?»

  • Короткая фраза

«Эхо» (многократное повторение)

 Воспроизведение чистоговорок, скороговорок, поговорок и загадок.

«Тихо – громко»

  Воспроизведение коротких фраз с разной силой голоса. Прежде чем сделать ход по игровому полю, ребёнку предлагает- ся повторить слог с автоматизируемым звуком по схеме.

Рада была поделиться данной разработкой. Желаю успехов!

Использование авторского пособия «Игры-ходилки»  на занятиях по автоматизации звуков речи детей с фонетическими нарушениями.

DSCN6342.JPG

Составитель:

учитель-логопед

МБОУ СОШ № 31

г. Волжского Волгоградской области

Мичурина Н.А.

1кв. категория 

  Длительный период автоматизации вновь поставленного звука представляет трудность для ребенка (особенно это касается детей с минимальными дизартрическими расстройствами), так как требуется многократное повторение однотипного лексического материала. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

 Использование дидактических игр и игровой формы занятия в целом

  • позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям
  • повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия.

Игра-ходилка — одна из старейших классов настольных игр.
Цель игры — провести свою фишку (несколько фишек) по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку определяется броском игральной кости. Обычно в игре присутствуют дополнительные правила, дающие преимущества или пенализирующие игроков, чья фишка попала на определённое положение игры.

  На сайтах интернета представлены следующие игры –ходилки, которые используют учителя-логопеды в своей коррекционной работе при автоматизации звуков у дошкольников.

  • Звуковые дорожки;
  • Улитки;
  • «Проведи героя»;
  • «Проложи маршрут»;

Оборудование стандартное:

Листы - карточки с картинками на закрепляемый звук, расположенными в изогнутой в разных направлениях последовательности.

Игровой шестигранный кубик с рисунками –

кружочками на каждой грани от одного до шести.

Разноцветные фишки для всех участников игры (2 – 6).

Возвратные стрелки.

По аналогии с играми – ходилками из интернета  разработала две авторские логопедические игры, которые использую на занятиях

по автоматизации звуков.

«Зелёный луг»

C:\Users\секретарь\Desktop\DSC06851.JPG 

 Цель:

  • автоматизация звуков в словах;

Задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • упражнять в подборе слов на заданный звук и умении определять место звука в слове.

Игра состоит из поля, на котором по ходу движения изображены схемы слова, фишки, кубик с числами от 1 до 6.

Описание игры: В игру могут играть двое детей. Взрослый даёт инструкцию: «Придумать слово со звуком…»Дети по очереди бросают кубик и передвигают фишку от старта к финишу. В том месте, где фишка останавливается, находится схема слова с указанием, где должен находиться заданный звук в слове, которое придумывает ребёнок, после чего продолжает движение по полю к финишу.

      « Кубик бросай, на вопрос отвечай»

 

Цель:

  • автоматизация звуков в словах;

Задачи:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать лексико-грамматические категории.

Игра состоит из поля, на котором подобраны картинки со звуком, который необходимо автоматизировать, разноцветные фишки, кубик с числами от 1 до 6, шесть карточек с лексико-грамматическими заданиями.

Описание игры: В игру могут играть от двух до шести детей. Ребёнок бросает кубик, взрослый читает задание под номером, который выпал на кубике. Дошкольник находит нужную картинку, закрывает её фишкой и выполняет задание.

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC06856.jpg

    Несмотря на разнообразие заданий по данным настольным играм, дети теряют интерес,  как известно, процесс автоматизации звуков порой бывает очень длительным. В результате были разработаны задания, подобран речевой и картинный материал, которые подходят для игры на любом поле современных настольно – печатных игр – ходилок .

  

Картотеку игр представляю Вашему вниманию.

Задания к полям:

  • Слог

«Эхо»

1.Прежде чем сделать ход, ребёнку предлагается повторить

•        СЛОГ с автоматизируемым звуком.

•        РЯД СЛОГОВ ( из двух и более слогов)

2.Сделать ход по игровому полю и на каждый шаг произносить

•        СЛОГ с автоматизируемым звуком.

•        РЯД СЛОГОВ ( из двух и более слогов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические пособия по автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемые игры помогут логопедам развивать произносительную систему речи дошкольника, дадут возможность проводить занятия по автоматизации звуков более живо и интересно. Игры многоцелевые, логопед ...

Конспект коррекционного занятия, тема:"Автоматизация звука (с) в речи", для учащихся 1 класса

Занятие поможет сформировать правильное произношение звука (с) в слогах, словах, предложениях....

Конспект коррекционного фронтального занятия Тема: Автоматизация звуков [Р]- [Р*] в связной речи.

Предлагаю занятие по автоматизации звуков Р и Рь с использованием пректной деятельности, реализуемой на примере лексической темы "Строительные профессии"....

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука-[Р]

Использование игровых приемовна логопедических занятиях по автоматизации звука-[Р]...

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения...

Доклад на тему: «Использование дидактических игр при автоматизации звуков у детей дошкольного возраста»

Доклад на тему: Использование дидактических игр при автоматизации звуков у детей дошкольного возраста....

Конспект НОД (открытого) в подготовительной к школе группе Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Тема: «Лунтик в гостях у ребят»

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия«Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л] Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях и связ...