Интегрированный урок по русскому языку и логопедии по теме: «Ударные и безударные гласные звуки и их обозначение на письме». Тип урока:
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Третьякова Евгения Владимировна

Данный урок является интегрированным. Он связывает логопедию и русский язык через основное понятие – речь, т.к. нарушения  речи – является  общей проблемой для учителей и логопедов специальных коррекционных школ. На тех и других занятиях учителя ставят одни и те же задачи: обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи, развития логического мышления, различных видов анализа и синтеза, орфографической зоркости, коммуникативных навыков, формирования чувства любви к родному языку, понятия красоты речи. Большое значение придается развитию умения слушать, развитию слухового внимания, обучению связному высказыванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.7 КБ
Файл samoanaliz.docx22.02 КБ
Office presentation icon trenazhyor_bezudarnye_glasnye.ppt352 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 1 (2) «А» классе
Учитель: Аникина Галина Юрьевна

Учитель – логопед: Третьякова Евгения Владимировна
Образовательная программа: «Школа России»
Предмет: русский язык, логопедия
УМК «Школа России»: учебник «Русский язык» 1 класс,
Авторы: Т.Г.Рамзаева

Тема: «Ударные и безударные гласные звуки и их обозначение на письме».

Тип урока:

1. По основной дидактической цели: изучение нового материала;
2. По способам проведения и этапам учебного процесса: интегрированный.
Методы урока: проблемно-поисковый, иллюстративный, словесно-наглядный, практически-индивидуальный.

Приемы: фронтальный опрос,  работа в парах, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Оборудование: ПК, медиа проектор.

Цель: создать условия для развития  умения проверять безударный гласный звук через подбор проверочных слов.

Задачи:

- тренировать в подборе проверочных слов;

- закреплять  навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- закреплять  навыки чтения и письма слогов, слов;

- развивать общую моторику и пространственную координацию;

- развивать моторику речевого аппарата;

- развивать  мелкую моторику пальцев;

- развивать зрительную и слуховую память;

- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

Планируемые образовательные результаты: обучающиеся научатся распознавать ударные и безударные гласные звуки в слове, подбирать проверочные слова.

Познавательные универсальные учебные действия: развитие способности анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия: отработка умения строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к предмету, способности к самооценке.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Самоопределение к деятельности.

IV. Работа по теме урока.

V. Закрепление изученного материала.

VI. Итог урок.

VII. Рефлексия (смайлики).

VIII. Домашнее задание. 

Ход урока:

I. Организационный момент.

ЛОГОПЕД

а) Солнце встало из-за тучки.

    Протянуло к тебе ручки.

    Обняло, поцеловало,

    И удачи пожелало.

- Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.

б)Психологический настрой.

- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам радость общения.

- Наш урок необычный. Его будут проводить два учителя, я и Галина Юрьевна.

- Ребята, а какой праздник мы будем праздновать в конце декабря? (Новый год).

- Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.

Что за нелепый человек

Пробрался  в 21 век.

Морковкой нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

- Правильно, это Снеговик. Он приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете, что зимой бывают метели и вьюги.

б) Логопедическая распевка и пальчиковая гимнастика.

- А для того что бы вы правильно произносили все звуки, красиво  и аккуратно писали давайте исполним логопедическую распевку «Музыкальная голосилка» и сделаем гимнастику для пальчиков «Грибы».

- Какие звуки вы пропели? (гласные).

- Прочитайте на экране буквы, какие они? (гласные 1 ряда).

- Давайте вспомним гласные 2 ряда (Я,Е,Е,Ю,Я).

- Чем они отличаются от гласных 1 ряда? (придают согласным мягкость).

- Подготовим наши пальчики к письму и проведем пальчиковую гимнастику «Грибы».

Топ – топ, пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб, волнушка – розовое ушко,

А четвертый рыжик яркий, будет бабушке подарком.

Пятый гриб белый, ешь его смело.

УЧИТЕЛЬ

II. Актуализация знаний.

- Снеговик приготовил для вас задание. 

- Отгадайте загадки.

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.       (Сосна.)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают.           (Липа.)

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит под горой.                         (Берёза.)

- К какой тематической группе можно отнести эти слова? (деревья).

- Сколько слогов в каждом слове? Обозначьте ударение в словах.

III. Самоопределение к деятельности

- Написание каких слов вызвало сомнение?        (Сосна, берёза.)

(Учитель записывает слова на доске, дети в тетрадях)

- Кто догадался, об обозначении на письме каких звуков сегодня будем говорить на уроке?

- Назовите тему урока.

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем наше  путешествие.

IV. Работа по теме урока.

1. Сопоставление гласных в ударных и безударных слогах.

- Снеговик приготовил для вас новое задание.

а) - Отгадайте загадку:

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.           (Сова.)

- Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.    (Совы.)

- Запишите слово совы, поставьте ударение. А рядом запишите слово сова.

(Учитель записывает на доске: совы – сова.)

- Сравните первые слоги. Одинаковые ли гласные?

- Какой буквой обозначены на письме эти звуки?

- Какой можно сделать вывод?

б) Беседа о безударных гласных.

- Снеговик рассказал мне  интересную историю, она произошла с его друзьями – ударными и безударными гласными. Послушайте её.

Хорошо живётся ударным гласным: все их отчётливо слышат и правильно пишут. А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены. Помогите им, друзья, ставьте их под ударение, и бывшие безударные, в благодарность, так отчётливо прозвучат, что правильно написать их уже не составит большого труда.

ЛОГОПЕД
2. Игра «Один – много».

- Ребята, снеговик уронил буквы, они рассыпались и он не знает, какую букву вставить в слово. Давайте поможем Снеговику и  поиграем  в игру «Один – много» (по картинкам).

(Дети выходят к доске и вставляют буквы в слова).

(лиса - лисы, трава – травы, гора – горы, коза – козы, река – реки, звезда – звезды, вода – воды).

- Какие слова мы подбирали? (проверочные).

- Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение.

- Для того, что бы быстрей  запомнить правила правописания безударных гласных, Снеговик написал для вас стихотворение. Давайте прочитаем его вместе с вами.

Говорят вслух:

Слайд: Если буква гласная

Вызвала сомнение –

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

Безударных гласных пять,

Тех, что надо проверять.

Вы запомните друзья,

Буквы А,О,Е,И,Я!

1. Игра «Безударное лото».

- Давайте покажем Снеговику, какие мы дружные и как мы умеем работать в парах (все слова закрываются).

Вспомните слова, которые мы только что проговорили. Поиграем в игру «Безударное лото». Я раздам вам карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная. Вы должны вставить пропущенную букву, подобрав проверочное слово (буквы на фишках). Работу проводим в парах. Затем проверяем. Одна пара отвечает, остальные дополняют при необходимости.

- Что общего в этих словах?  (их надо проверять, они все с орфограммой на безударную  гласную).

УЧИТЕЛЬ
2. Физкульминутка.

- Что-то снеговик устал. Да и мы немного приустали. Давайте дружно сделаем физкультминутку.

3. Работа по учебнику. (упражнение 125+ правило)

- Молодцы! Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.

ЛОГОПЕД

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа с тренажером «Безударная гласная в корне слова».

-Потренируемся на тренажере и закрепим изученный материал.

УЧИТЕЛЬ

VI. Итог урока. 

- Как проверить безударную гласную?

На доске появляется Алгоритм проверки безударной гласной в слове

1.  Поставить в слове ударение.

2.  Найти букву безударного гласного звука

3. Подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный является ударным.

4. Написать слово правильно.

5. Подчеркнуть гласную букву, обозначающую безударный звук.

VII. Рефлексия (смайлики). Оцените свою работу на уроке, подняв один из смайликов.

VIII. Домашнее задание. 

-Так как  наш урок сегодня был необычным, домашнее задание  тоже будет необычным. Дома напишите письмо деду Морозу. И мы на следующем уроке эти письма проверим и отправим с помощью нашего друга снеговика.

 

 

 

 

.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого интегрированного урока русского языка и логопедии.

Дата проведения урока: 24.11.2015 год                                                    

 Класс: 1(2) «А»

Число обучающихся по списку: 11                                

Предмет: русский язык, логопедия

 Учитель: Аникина Галина Юрьевна

Учитель – логопед: Третьякова Евгения Владимировна

Тема: «Ударные и безударные гласные звуки и их обозначение на письме».

Данный урок является интегрированным. Он связывает логопедию и русский язык через основное понятие – речь, т.к. нарушения  речи – является  общей проблемой для учителей и логопедов специальных коррекционных школ. На тех и других занятиях учителя ставят одни и те же задачи: обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи, развития логического мышления, различных видов анализа и синтеза, орфографической зоркости, коммуникативных навыков, формирования чувства любви к родному языку, понятия красоты речи. Большое значение придается развитию умения слушать, развитию слухового внимания, обучению связному высказыванию.

Цель: создать условия для развития  умения проверять безударный гласный звук через подбор проверочных слов.

Задачи:

- тренировать в подборе проверочных слов;

- закреплять  навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- закреплять  навыки чтения и письма слогов, слов;

- развивать общую моторику и пространственную координацию;

- развивать моторику речевого аппарата;

- развивать  мелкую моторику пальцев;

- развивать зрительную и слуховую память;

- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье

Тип урока: По основной дидактической цели: изучение нового материала.
По способам проведения и этапам учебного процесса: интегрированный.
Методы урока: проблемно-поисковый, иллюстративный, словесно-наглядный, практический.

На уроке использовали:

Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, технологии развития лексико – грамматической стороны речи, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, игровые приемы.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Оборудование:  мультимедийная презентация в программе Microsoft Power Point, учебник «Русский язык 1 класс» Т. Г. Рамзаева, раздаточный материал (карточки для работы в парах).

По типу – это урок изучения нового материала.

Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Звуки и буквы» курса  «Русский язык». Данный урок по теме: «Ударные и безударные гласные звуки и их обозначение на письме» тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение правописания безударных гласных. Тематическое планирование  по логопедии ведется с учетом программного материала по русскому языку и относится к теме «Ударные и безударные звуки».

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 1 (2) «А» класса: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера. Для активизации внимания и разнообразия форм работы в основе каждого этапа использовались игровые моменты. Все этапы логично связаны.

Этапы урока:

1 этап: Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся.

Использовали приветствие «Солнышко». Его цель – создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование  созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока. Так же использовали сказочный момент, знакомство со сказочным героем, Снеговиком, который пришёл на урок в преддверии праздника Новый год.  Логопедическая распевка и пальчиковая гимнастика способствовали развитию  моторики речевого аппарата и  мелкой моторики пальцев.

2 этап: Актуализация знаний. 

3 этапСамоопределение к деятельности.

Цели этого этапа – определение и самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока. Этот этап способствовал коррекции и развитию мыслительной деятельности при выявлении главной мысли, установлению логических связей.

4 этап: Работа по теме урока. Цель: применение новых знаний на практике – при помощи учителя, учителя – логопеда;  отработка алгоритма  проверки безударной гласной в слове.  На протяжении всего этапа корригировалось внимание (произвольное, непроизвольное, переключение внимания) путем выполнения различных заданий. Отгадывание загадки, игры «Один - много», игры «Безударное лото». При проведение физкультминутки развивали общую моторику и пространственную координацию, развитие ритмичности, плавности и соразмерности движений.

5 этап: Закрепление изученного материала. Цель: проверка уровня сформированности полученных знаний на уроке. Коррекционная работа на этом этапе была направлена на пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогической и монологической речи.

С целью оценки умения правильно вставлять безударную гласную была проведена самостоятельная работа по учебнику.

Перед самостоятельной работой, было проведено обобщение знаний о безударных гласных, прочитано правило стр. 69.

6 этап: Рефлексия. Цель этапа – подведение итогов работы. Формулирование оценочных выводов и обобщений. Этот этап работы был направлен на коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы, навыков самоконтроля, умение выражать свои мысли.

7 этап:  Итог урока.

8 этап: Домашнее задание.

Выбранная  структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, мы  ставили перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовалась  компьютерная презентация, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету, развивать их воображение, внимание, память.

Так же для закрепления изученного материала был использован тренажер «Безударные гласные», что способствовало коррекции и развитию памяти, внимания, зрительных восприятий.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителей и учеников были завершёнными. 
         В ходе урока дети осознали новые для себя знания, «какие гласные называются ударными и почему написание слов с безударными гласными надо проверять». Научились правильно писать безударные гласные и обозначать их на письме.

Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Письменная работа велась в тетрадях и на тренажере.

Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, нестандартная форма урока.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно.  Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителей. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителей с учениками – демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.

Цель в течение урока были достигнута.

При выполнении заданий ученики показывали и закрепляли свои знания по изученной теме, а также развивали новые знания.

Рефлексия учащихся дала осмысление своих действий и самооценку. Мы считаем, что интегрированные уроки удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.

Труд детей был оценён.

Было задано домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краевое государственное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа № 5» город Николаевск –на- Амуре ТРЕНАЖЁР «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ» для коррекции и профилактики дизорфографии у учащихся с ОНР 1 - 4 классах Третьякова Евгения Владимировна

Слайд 2

Вставь нужную букву ошибка к…тенок стр…на д…бро пч…ла стр…ла гн…здо л…ства с…сна а о о а о а и е е и е и и е а о

Слайд 3

Ссылки: 1. Зегебард Г.М. «Учение без мучения. Безударные гласные. Коррекция дисграфии. Рабочие материалы. 3 класс» М.: Генезис, 2009 2. http : //ont2007.narod.ru/GIF/gif/4/0116.GIF - винипух 3. http : //ont2007.narod.ru/GIF/gif/4/0119.GIF - уточка 4. http : //ont2007.narod.ru/GIF/gif/4/0091.GIF - Питер Пен 5. http : //ont2007.narod.ru/GIF/gif/4/0 096 .GIF - белоснежка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Ударные и безударные гласные звуки"

Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Ударные и безударные гласные звуки"...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме : «Ударный и безударный слог»

Сформировать умение ставить ударения в слове,выделять ударные и безударные слоги....