Конспект внеурочного логопедического занятия по теме: «Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами»
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Валова Анна Сергеевна

Логопедическое внеурочное занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 (с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными  недоразвитием речи системного характера

 

Тема: Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. «Путешествие на берег моря»

Цель: Развивать умение восстанавливать неполное предложение, вставляя пропущенные слова. Обучить детей приемам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляция работоспособности и мышления

Задачи:

Образовательные:

 упражнять строить предложения, добавляя слова по смыслу, давать точный, полный ответ на вопрос, используя синтаксические конструкции, формировать лексический словарь на тему «морские обитатели».

Коррекционно- развивающие:

 развивать навыки звуко- слогового анализа, зрительного внимания и восприятия,  дыхания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, чувства ритма.

     Коррекционно-воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология,

Здоровьесберегающие технологии:

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика
  • зрительная гимнастика
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • психогимнастика;
  • самомассаж;
  • релаксация;
  • логоритмические упражнения
  • упражнение на расслабление и напряжение
  • элементы цветотерапии (хромотерапии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt3_klass.docx43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  внеурочного логопедического  занятия по теме:

«Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами»

 (3 класс с ОВЗ),

 учитель-логопед

МОУ СШ №4 «Центр образования»

Валова Анна Сергеевна

Валова Анна Сергеевна

Учитель-логопед

МОУ СШ №4 «Центр образования»  г.Тутаев, Ярославская область

3 «В» класс, группа №1,2

Логопедическое внеурочное занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 (с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными  недоразвитием речи системного характера

Тема: Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. «Путешествие на берег моря»

Цель: Развивать умение восстанавливать неполное предложение, вставляя пропущенные слова. Обучить детей приемам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляция работоспособности и мышления

Задачи:

Образовательные:

 упражнять строить предложения, добавляя слова по смыслу, давать точный, полный ответ на вопрос, используя синтаксические конструкции, формировать лексический словарь на тему «морские обитатели».

Коррекционно- развивающие:

 развивать навыки звуко- слогового анализа, зрительного внимания и восприятия,  дыхания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, чувства ритма.

     Коррекционно-воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология,

Здоровьесберегающие технологии:

  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательная гимнастика
  • зрительная гимнастика
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • психогимнастика;
  • самомассаж;
  • релаксация;
  • логоритмические упражнения
  • упражнение на расслабление и напряжение
  • элементы цветотерапии (хромотерапии)

Материал:

Демонстрационный:  картина с берегом моря, картинки с изображением морских обитателей, картинки с изображением предметов для артикуляционной гимнастики, музыка для логоритмического упражнения, для игры на расслабление и напряжение, для релаксации.

Раздаточный: коврики, карточки со словами (Мы отправляемся отдыхать на море.), карточки с текстом «Дельфины» с пропущенными предлогами, карточки с предлогами.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (2 мин):

Дети заходят в класс, здороваются с гостями и садятся за парты.

Л: У нас с вами сегодня необычное занятие. Мы отправляемся с вами…, но куда, вы узнаете только тогда, когда дружно составите из слов на карточках предложение. На карточках предложение: «Мы отправляемся отдыхать  на берег моря».). Дети на столе выкладывают предложение.

Л: Давайте отправляться, сядем на наши коврики.

  1. Основная часть
  1. Дыхательная гимнастика(3 мин) ( Музыка «Звуки природы»)

Л: Сядьте «по- турецки», выпрямите спину, положите ладони на колени, так чтоб ладони смотрели вверх. Закройте глаза. Теперь вдыхаем воздух носом. Выдыхаем ртом и представляем, что выдыхаем беспокойство, страх, напряжение. А вдыхаем спокойствие,  уверенность и легкость. Вдох - пауза, выдох - пауза. Представляем, что мы на берегу моря, волны плещутся о берег, чайки летают над водой и кричат. Горячее солнце ласково греет наше тело.  

- Открываем глаза, и видим? (на слайде берег моря).

Л: Мы с вами теперь на берегу моря. Что мы можем с вами делать на море? (ответы детей). Я предлагаю вам познакомиться с морскими обитателями. Дети находят глазами морских обитателей на картинках (медуза, осьминог, морская звезда, морской конек, дельфин, акула), которые расположены в различных местах класса, приносят их и вывешивают на доску.

  1.  Работа с деформированными предложениями(3 мин.)(за партами)

Мы сейчас немного вспомним про морских обитателей. Для вас задание на ваших партах, работаем в парах: вставить слово - название морского обитателя в предложение по смыслу.

------- может вызвать ожог.

У ----  восемь щупалец.

------------   --------малоподвижное морское животное.

У ------голова очень напоминает конскую голову.

--------морское млекопитающее.

У ----- зубы - страшное оружие.

  1. Артикуляционная гимнастика (3 мин.)( за партами)

Л: Ребята, картинки с морскими обитателями не простые, на них задания, а какие вы должны догадаться. (ответы детей).

Л: Да, вам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. А зачем мы ее выполняем? (ответы детей).

Л: Чтобы наша речь была четкой, внятной, правильной и понятной окружающим.

Дети выполняют артикуляционные упражнения.

Л: Вот теперь, когда мы сделали гимнастику, мы можем четко прочитать те предложения,  в которые вставляли слова.

 ученики читают предложения.

2.4 Логоритмические упражнения  в сочетании с элементами кинезиологических упражнений на развитие общей и мелкой моторики.(4 мин) (на ковриках) (Музыка «Ах, как хорошо»)

Дети становятся в пары и играют в игру:  

Рыбки плавают, резвятся  (кулачки-ладошки)

Рыбки любят поиграть.

Рыбки быстро уплывают

Ты попробуй их поймать.

Та-та-та-та-та-та..(массаж друг другу)

2.5. Работа с деформированными предложениями. Составление связного текста из предложений с пропущенными предлогами.(15 мин)

Работа за партами.

Л: Посмотрите, что на слайде? (ответы детей) (предлоги: в, под, на, от, с.)

Л: на карточках предлоги. Что необходимо помнить при написании предлогов?

Л: я предлагаю сейчас вам поработать с текстам, в котором пропущены предлоги. Вы должны их вставить по смыслу.

Дельфины.

Дельфины живут в морях и океанах. Дельфины - не рыбы, а млекопитающие. Но они могут  долго находиться под водой. Чтобы вдохнуть, дельфины поднимаются на поверхность.  Дельфины отличаются от рыб способом плавания. Они очень дружны с человеком.

Проверка задания. Сверяем со слайдом.

Работа в тетради. Списывание выполненного задания «Дельфины»

Поработали, пора и отдохнуть.

  1. Игра «Солнце-шторм» (на расслабление и напряжение)(3 мин)(на ковриках)
  1. Итог занятия(2 мин.):

         Нам нужно вернуться в школу. Давайте сядем на наши коврики, и чтобы вернуться, нужно рассказать, что мы сегодня делали на занятии. Что больше всего понравилось.  За хорошую работу и на память о занятии, которое у нас сегодня прошло на море, примите по ракушке, на которой написана первая буква вашего имени. Ракушки вы можете найти на морском дне, их вам оставили среди камней морские обитатели. А теперь закроем глаза, и представим, что мы поднимаемся над морем, летим и приближаемся к школе. Делаем вдох – носом, а выдох ртом.  И вот мы с вами в классе.

         Хорошо поработали и в тоже время отдохнули. Попрощайтесь с гостями, Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!

Используемая литература:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод.пособие/ - изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.-105 с.
  2. Андреева  Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьноиков. В 3-х ч.Часть 2.: Предложение. Текст: пособие для логопеда/под ред. Р.И. Лалаевой.-М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2013.-302с.
  3. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
  4. Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. - М. : Просвещение , 1993. - 223 с.
  5. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с.
  6. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
  7. Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы образования на основе применения аромамасел: Методические рекомендации. – Новокузнецк, 2003. – 40 с.
  8. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. - М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.

Дельфины.

Дельфины живут  i.jpg    морях и океанах.

Дельфины - не рыбы, а млекопитающие.

Но они могут  долго находиться i.jpgводой. 

Чтобы вдохнуть, дельфины поднимаются i - копия.jpg поверхность.  

Дельфины отличаются i - копия.jpg рыб способом плавания.

Они очень дружны i - копия.jpg человеком.

в под на от с в под на от с 

в под на от с в под на от с 

в под на от с в под на от с 

в под на от с в под на от с 

____________  может вызвать ожог.

У  _______________  восемь щупалец.

________________  ___________  малоподвижное морское животное.

У _____________   _____________  голова очень напоминает конскую голову.

______________  морское млекопитающее.

У ________   зубы - страшное оружие.

Морская звезда Морская звезда Морская звезда  

Морская звезда

Медуза   осьминога морского конька  Дельфин  акулы

        Медуза   осьминога  морского  конька  Дельфин  акулы

Медуза   осьминога  морского конька  Дельфин  акулы

Медуза   осьминога  морского конька  Дельфин  акулы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Грамматическая основа предложения".

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения. Задачи урока: 1. Актуализировать знания учащихс...

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Грамматическая основа предложения" с использованием технологий РКМЧП и ИКТ

АннотацияУМП (учебно-методический пакет) предназначен для организации и проведения занятий, повышающих познавательную активность учащихся 4-х классов. Он посвящен обучению поисковой, информационной де...

Презентации к урокам по теме Грамматическая основа предложения. 3 класс. Программа 2100

Данный материал содержит две презентации по темам: "Грамматическая основа предложения" и" Развитие умения находить грамматическую основу в предложении". Презентации разработаны по программе 2100 для 3...

Конспект группового занятия по теме: «Грамматическое оформление предложения» )

Конспект для учащихся 4 класса с логопедическим заключением: "Недостатки чтения и письма, обусловленные остаточными явлениями ОНР у детей с ЗПР"...

Методическая разработка по теме «Работа над грамматическим оформлением предложения у младших школьников.(Предлоги)» с использованием ИКТ.

Методическая разработка по теме «Работа над грамматическим оформлением предложения у младших школьников. (Предлоги)» с использованием ИКТ.Дает практический материал для  работы над ош...

Технологическая карта логопедического занятия по коррекционно - развивающей деятельности во 2 «А» классе Тема «Грамматическое оформление предложения. Прогулка в зимний лес»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи обучающихсяЗадачи:Коррекционно-образовательные: - совершенствование грамматического строя речи;- развитие фонематического восприятия;- тренировка навы...

Интегрированное занятие по теме: «Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. Развитие эмоционального интеллекта»

Тема. Составление предложений, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. Развитие эмоционального интеллекта.Цели:1.        развивать умение со...