Постановка и автоматизация звука [С] для слабослышащих учащихся
учебно-методический материал по логопедии

Оранская Анастасия Николаевна

В материале прдставлени информация по постановке звука и дальнейшей его автоматизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звук [ с ] твердый, глухой, согласный. Относится к группе язычно-зубных звуков (кончик языка у нижних резцов).

Слайд 2

Артикуляционный профиль – губы растянуты в улыбку; – зубы сближены на расстояние около 1мм.; – кончик языка упирается в нижние резцы; – спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам; – боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов; – нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки так, что образуется препятствие для выхода воздуха через нос; – голосовые складки разомкнуты, голос не образуется.

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика 1. Загнать мяч в ворота. Цель : вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание : вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Методические указания : 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик, на одном выдохе не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика 2. Наказать непослушный язык. Цель : вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание : немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки « пя-пя-пя ..». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5–10. Методические указания : 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Слайд 5

Артикуляционная гимнастика 3. Сделать язык широким. Цель : вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание : улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 – до 5–10. Методические указания : 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика 4. Кто дальше загонит мяч? Цель : вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание : улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания : 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук [Ф], а не звук [ X ], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика 5. Почистим зубы. Цель : научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Слайд 8

Постановка звука 1. По подражанию. Чтобы ребенок правильно подражал, для этого нужно: обязательно обнажать все зубки, иначе струя, которая четко идет на передние зубы, будет искажаться и звук будет смазанный. Точно упираться языком в верхнюю часть нижних зубов. Кроме зрительного, слухового анализаторов подключаем и тактильный: когда произносим звук [С], даем ребенку почувствовать прохождение струи на зубки, дуя на тыльную сторону его ладошки. Почаще его просите изобразить, как поет птичка, одновременно с фигуркой. Следите за правильным положением губ, зубов, языка: при необходимости поправляйте ребенка. При этом звуке надо получить правильную воздушную струю точно посередине и положение языка в верхней части нижних зубов, в которые он упирается. б) Звук [С] сравнивается со свистом ветра и показывается правильная артикуляция звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции. Обращается внимание на узкую холодную струю воздуха, которая ощущается тыльной стороной ладони. в) При межзубной сигматизме нужно произносить слог « са » со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном [А] отпустить челюсть.

Слайд 9

Постановка звука 2. С механической помощью. а) Открыть рот. Распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку или логопедический зонд № 1 (рис. 3) так, чтобы он прижимал только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет зонд. С силой равномерно выдумать воздух, контролируя ладонью руки. Слышится длительный звук [С]. б) Постановка [С] от [Т] Ребенок произносит многократно слог «та-та-та», логопед вводит зонд № 2 (рис. 4) между альвеолами и кончиком, (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта. в) Постановка [С] от [Ф] 1) Ребенку предлагается улыбнуться, произнести звук [Ф] и просунуть язык между зубами – получится межзубное произношение звука [С], а затем переводят язык в зазубное положение; 2) Во время произнесения языка [Ф] шпателем или пальцем оттягивать нижнюю губу вниз от зубов. г) При шипящем сигматизме спица или зонд № 1 кладется горизонтально зубам, а язык должен уходить вниз спицы. Из такого положения ребенку предлагается произнести звук [С].

Слайд 10

Постановка звука 3. Смешанный. Постановка [С] от [И]. Ребенка просят улыбнуться произнося звук [И], одновременно оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы видны зубы и дуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для [С].

Слайд 11

Автоматизация

Слайд 13

а о у ы и с и С ы С у С С о С а

Слайд 14

Произносить (читать) слоги

Слайд 15

Произносить (читать) слоги

Слайд 16

с

Слайд 17

с а со су сы си са со су сы си ас ос ус ыс ис а о у ы и

Слайд 18

Произносить (читать) слова со звуком [с] в начале слова сад сам сок сом суд сало сани сода сова сухо сайка сокол сопка сотня сумка самолёт солома соловей сундук собака

Слайд 20

Произносить (читать) слова со звуком [с] в середине коса лиса несу пасу усы весы гусак кусок носок лесок несут босые досада поясок фасоль колесо посуда осока полоса посадка колбаса плясун косынка посылка

Слайд 23

Произносить (читать) слова со звуком [C] в конце нас лес пёс бас нос мыс погас покос фокус голос полюс волос колос палтус кактус поднос кактус космос ананас глобус автобус абрикос пылесос интерес

Слайд 24

Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [C] в середине диск лист писк мост хвост место миска тиски куски леска тесто тесно вёсла кусты устал кислый пустяк пустой густой листва вкусный капуста полоска гласный ласточка

Слайд 25

Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [С] в начале свая скала слон смог стая скалка скакать слабый ставни стойка сколько сладкий смуглый стакан столько скамейка спутник стынуть станция ступеньки

Слайд 27

Произносить (читать) словосочетания Солёное масло. Солёная капуста. Сладкий арбуз. Кисло-сладкий квас. Спелый абрикос. Салат из редиски. Колбаса с чесноком. Миска с рисом. Высокая берёзка. Густые леса. Пустой сарай. Пёстрая собака. Старый костюм. Узкие сапоги. Чистая посуда. Вкусный суп. Соня устала. Слава в кустах. Саня уснул. У Ларисы коляска. Сыпь песок, Настя.

Слайд 28

Произносить (читать) предложения В лесу лиса. На осоке сидит оса. На полке посуда. В лесу высокие сосны. У Стаса светлые волосы. Неси песок совком. Собака своих не кусает. Я упал из санок в кусты. На письменном столе стойкие солдаты. Судно встало у скалы. Самолет летит высоко над лесом. Собака видит на суку сову и лает. Осока сохнет на солнце.

Слайд 29

Произносить (читать) скороговорки У Сони и Сани в сетях сом с усами. Сенокос, сенокос, луг остался без волос. Спит спокойно сытый слон, смотрит сладко сотый сон. Сыпься, сыпься снег, снег, посыпай всех, всех! Слоны спокойны и сильны. Я несу суп, суп, а кому, псу, псу. У маленького Сани сани едут сами. Съел Слава сало, да сала было мало. Топают гуськом гусак за гусаком, глядит свысока гусак на гусака. Оса боса и без пояса.

Слайд 30

Произносить (читать) и пересказывать текст В лесу Саня со Славой были в сосновом лесу. С ними была собака. В лесу сыро, мало солнца. Собака увидела на суку сороку. Сорока увидела собаку и улетела. Под сосной Саня увидел ежа. Саня не сумел его поймать. Слава встал и стал смотреть вверх. Над лесом летел самолет. Самолет напугал лису. Мимо ребят лиса убегала в нору. Потом Саня и Слава повернули домой. На опушке леса сохла трава в стогах. Ребята отдохнули у стога. Скоро они были дома.

Слайд 31

Произносить (читать) стихотворения На санках На санках Саня с Соней Едут, санки погоняя. Санки скок, Саню в бок, Соню бух в сугроб. Гусаки Идут леском Гусак за гусаком. Смотрит свысока Гусак на гусака. Ой, выщиплет бока Гусак у гусака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка и автоматизация звука Р, Р*. Тетрадь для закрепления произношения "Говорящий карандаш"

Выполняя задания в тетради, ребенок тренируется в произношении трудного для него звуков "Р"в слогах, в словах, в предложениях....

Мастер-класс: «Постановка и автоматизация звука [Л] в домашних условиях».

Данный мастер-класс проводился для родителей детей, имеющих нарушения произношения звука Л (ламбдацизм или параламбдацизм)....

Подгрупповое занятие на постановку и автоматизацию звука "Р" с обучающимися 1-х классов

Занятие выстроено в форме квеста, где веселый Язычок преодолевает разные препятствия...

Мастер-класс «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта родителей обучающихся .Задачи:1.      Создание условий для профессиональног...

Презентация "Постановка и автоматизация звука Л и Ль"

Презентация "Автоматизация звука Л и ЛьПрезентация направлена на автоматизацию звука Л и Ль в словах, словосочетаниях и предложениях у детей дошкольного возраста и младших школьников. В презентац...

Примерный индивидуальный_план коррекционной_работы_при_постановки и автоматизации_ звука ш

Примерный индивидуальный_план коррекционной_работы_ при_постановки и автоматизации звука "ш"...