Методическая разработка
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Найдёнова Юлия Владимировна

Для обучащися с ТМНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab.docx322.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области

«Приморская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»

Методическая разработка

логопедического занятия для обучающегося 4 класса

с системным недоразвитием речи (тяжелой) степени

при умственной отсталости по активизации речевой деятельности.

Тема занятия: « Автоматизация

звука [с] в слогах, словах, простом предложении.

Введение в речь простого предложения».

C:\Users\Юлия\Desktop\nJYermNkM_E.jpg

Автор разработки:

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Найдёнова Юлия Владимировна

тел: 8-967-595-8325, электронный адрес: Colnce-06-09-84@yandex.ru

г. Приморск, Выборгский район., Ленинградская область

2020 г.

Аннотация

        В настоящее время проблема формирования навыков общения у детей с интеллектуальными нарушениями является одной из главных в процессе их социализации. В последнее время  отмечается  увеличение количества  детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Большая часть детей, поступивших в специальные коррекционные учреждения имеют системное недоразвитие речи разной степени выраженности. Такие дети  либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас. Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух.  Обучающиеся  с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения, а в дальнейшем у детей возникают сложности в освоении навыка письма и чтения.  У данной группы детей, в связи с тяжелыми речевыми нарушениями в последствие возникают и другие проблемы: дети испытывают сложности взаимодействия со сверстниками,  отсутствует ролевая игра, возникает неуверенность в себе. Всё это ведёт к снижению  учебной мотивации и сложностям в освоении школьной программы.

     Поэтому, коррекция речевых нарушений у данной категории детей является необходимостью. Коррекционную работа по преодолению тяжелых речевых нарушений необходимо начинать как можно раньше  и проводить по следующим направлениям:

  1. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики.
  2. Развитие общей, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, пространственных представлений.
  3. Развитие психических функций.
  4. Развитие невербальных средств общения.
  5.  Развитие импрессивной речи
  6.  Развитие экспрессивной речи.

       Дети посредством игровой совместной деятельности с педагогом сначала  учатся использовать невербальные средства общения (мимика, жест), а затем проводится работа по вызыванию речевых звуков, введение первых слов, простых предложений.

       Все занятия логопеда с данной категорией обучающихся  проходят с использованием игровых технологий, что позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания, снижения интереса и помогает предотвратить переутомление у детей. Используются речевые игры, яркие игрушки, предметы,  детские музыкальные инструменты. Игра является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты. Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать ее как средство общения.

      Данная методическая разработка адресована учителям - дефектологам, логопедам для проведения коррекционных занятий, включает в себя развернутый конспект открытого занятия по теме: «Автоматизация  звука [с] в слогах, словах, простом предложении».  Лексико-грамматическая тема:  Домашние и дикие животные.  Употребление в речи  простого предложения. Технологическая карта логопедического занятия   включает в себя основные этапы занятия, задачи, деятельность педагога и обучающихся, виды контроля, формируемые базовые учебные действия. Описанный опыт можно использовать для максимально эффективной организации работы с обучающимися с системным нарушением речи (тяжелой степени).

C:\Users\Юлия\Desktop\FCdnHTfIgtw.jpg                           C:\Users\Юлия\Desktop\f6a1isv4qJM.jpg

Тип занятия:  «систематизация  знаний»

Цель занятия. Создание условий для автоматизации звука [с] в слоге, слове, простом предложении.  Стимуляция речевой активности ребёнка.

Коррекционно-образовательные задачи:

-закрепление звука [с] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, простых предложениях

Коррекционно-развивающие задачи:

-закрепление  навыка правильного произношения звука [c] в слогах, словах, предложениях;

-совершенствование навыка звукового анализа;

азвитие  фонематическое  восприятие;

-развитие  психологической базы речи: развитие  слуховой, зрительной  памяти,  развитие долговременной памяти через расширение словарного запаса, развитие  слухового внимания,  наглядно-действенного мышления;

-уточнение  и расширение  словаря по теме: «Домашние и дикие животные»

Воспитательные задачи:

-воспитывать у ребёнка желание правильно и красиво говорить;

Формируемые  базовые учебные действия:

Личностные: уметь ставить перед собой цель научиться говорить правильно  и определять мотивы для ее достижения. Регулятивные: понимать  и сохранять учебную задачу, осуществлять самокоррекцию своей деятельности; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Коммуникативные: вступать  и участвовать в простом диалоге, отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные: воспроизводить по памяти, полученную ранее информацию  с использованием игровых упражнений.

Планируемые результаты:

достаточный уровень:

  • знать артикуляцию и характеристику звука [c], алгоритм составления простого предложения.
  • уметь правильно произносить звук [с] в слогах, словах, простом предложении, использовать в свободной речи простые предложения.

минимальный уровень:        

  • правильно обозначать звук  [с] буквой С, повторять за логопедом простые слоги, слова со звуком [с], составлять под руководством логопеда простое предложение.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы: план-занятия для ребенка, жетоны-смайлики, игрушки (собака, сова, корова, лиса, волк), кубики с буквами, схема артикуляции звука, ноутбук (аудиозапись),  карточки для артикуляционной гимнастики, книжка-подсказка «Я учусь произносить звук [с]», плакат «Как поздороваться?», экран для рта, массажные ладошки, бумажный стаканчик  с трубочкой для дыхательной гимнастики, шпатель. массажный мяч, трубка из пластмассы, звоночек, слова-карточки ВОТ, ЭТО, схема предложения, буква С, лесенка успеха, массажная дорожка, аудиозапись И. Крутого «Молитва».

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, поэтапного формирования умений.  Форма организации занятия: индивидуальная; Продолжительность занятия:  25 мин. Подготовительная работа: подготовка книжки «Я умею произносить звук [c], разучивание чистоговорок.

Технологическая карта:

№ п/п

Этапы занятия

Содержание занятия.

Планируемые результаты

Формируемые

БУД

Деятельность
учителя.

время

Деятельность ученика

1.

Орг.момент

(играет спокойная музыка)

-Здравствуй! Я рада видеть тебя!

-Выбери, как ты хочешь сегодня поздороваться? (Словами, дать пять или обняться)

–У тебя сегодня хорошее настроение?

30 сек.

ребёнок

выбирает форму приветствия

Коммуникативные: уметь вести учебный диалог, отвечать на вопросы логопеда

2.

Введение в тему занятия.

Упражнение «Собери слово из букв»

-Для того, чтобы определить тему сегодняшнего занятия, тебе необходимо пройти вот такой путь по массажной дорожке к доске.

-На дорожку наступай, слово собирай, а потом платочек открывай и проверяй!

-Молодец, тебе удалось собрать все слова.

-А теперь я  произнесу эти слова, а ты внимательно послушай, какой звук я буду выделять  голосом?

Найди, какой буквой мы его обозначим?

 Сегодня мы продолжим учиться произносить красиво этот звук . А если ты будешь выполнять задания правильно, ты будешь получать вот такие жетоны.

2 мин

идёт по  массажной дорожке, собирает слова

СУП, СОК, СЫР, СОМ.

Звук [с]

Находит букву С среди других букв

Регулятивные: умение определять цель логопедического занятия с помощью логопеда, принимать и сохранять учебную задачу.

3.

Повторение артикуляции звука [c]

-Вспомним, как правильно произнести этот звук по этой схеме.

-Покажи, в каком положении губы?

-В каком положении зубы?

-В каком положении язык?

-Где язык, покажи?

-Какая воздушная струя?

Голосовые связки….

Звук [с]…..

2

мин

улыбка

заборчик

язык упирается в нижние резцы

внизу

холодная

отдыхают

твердый, глухой, согласный

Коммуникативные: уметь вести учебный диалог, отвечать на вопросы логопеда

Познавательные: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту.

4.

Выполнение самомассажа ладоней

Разбудим наши ладошки

-Разотрем правую ладошку, а затем левую ладошку.

«Вот ладошка правая

Вот ладошка левая

И скажу,  вам ,не тая,

Руки всем нужны друзья»

35

сек.

выполняет упражнение с массажными ладошками.

Регулятивные: уметь выполнять упражнения по образцу.

5.

Выполнение дыхательной  гимнастики

-Вдох нос, а затем плавный и длительный выдох ртом

-А теперь давай подуем в «волшебный стаканчик» и увидим веселого человечка.

(используем бумажный стаканчик, трубочка для сока и резиновую перчатку)

40

сек

выполняет упражнение

6.

Артикуляционная гимнастика

Для того, чтобы наша речь была красивой и четкой мы обязательно выполним артикуляционные упражнения

 «Улыбка» , «Заборчик»,  «Блинчик», «Остудим блинчик», «Чистим зубки»,  «Накажем непослушный язычок», «Горка»,

5

мин

перед зеркалом по карточкам выполняют дыхательные, артикуляционные упражнения.

Регулятивные: контролировать артикуляционные движения при помощи зеркала, оценивать правильность своих действий.

7.

Автоматизация звука [с]

-Теперь твой язычок готов произносить слоги и слова со звуком [c], а поможет тебе справиться с заданием твоя книжка.

- Я буду говорить слоги через волшебную трубку, а тебе необходимо вспомнить чистоговорку с этим слогом и произнести ее красиво.

-CА-СА-СА

-СЫ-СЫ-СЫ

-СО-СО-СО

-СУ-СУ-СУ

3

мин

произносит  слоги, чистоговорки со звуком [c]

ВОТ ЛИСА

У СОМА УСЫ

ЭТО СОК

ВИЖУ Я ОСУ

Коммуникативные: вступать в учебный диалог, отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные:  умение действовать по заданному алгоритму.

8.

Физкультминутка(играет спокойная музыка)

-Давайте немного отдохнем и расслабимся.

1

мин

под музыку выполняет самомассаж с помощью массажного мяча

Личностныеосознавать важность сохранения здоровья.

9.

Активизация речи. Составление простого предложения.

-Давай заглянем в волшебный сундук и посмотрим, какие предметы там спрятались

-Ты должен взять предмет и с помощью слов ВОТ, ЭТО назвать его.

Если ты сказал правильно, то нажимай на звонок.

-Назови где тут птица?

-Назови и покажи животных ,которые  живут в лесу.

-А где живут корова, собака? (Это домашние животные.

-А теперь найди и возьми тех животных, в названии которых есть звук [c]

-А с этими животными мы попрощаемся.

-Что мы скажем им?

-Сейчас мы составим предложения, используя эту схему.

-Сколько слов будет в нашем предложении?

-Посмотри, что делает собака.  (бежит)

Проверь,правильно ты составил предложение.

-Посмотри, что делает лиса  (стоит)

Проверь,  правильно ты составил предложение.

Прочитай все предложения, которые ты составил.

6

мин

составляет предложения

ВОТ  КОРОВА.

ЭТО ВОЛК.

ВОТ ЛИСА

ЭТО СОБАКА.

ВОТ СОВА.

Это СОВА.

Вот волк. Это лиса

Дома

Рядом с человеком

СОБАКА, СОВА, ЛИСА

ПОКА ВОЛК.

ПОКА КОРОВА.

2

Собака бежит.

(переворачивает карточку и проверяет)

Лиса стоит.

Сова спит.

читает все предложения

Личностные проявлять познавательную инициативу.

Регулятивные: сравнивать свой ответ, выполненную работу с образцом.

Познавательные: уметь давать характеристику рассматриваемому объекту.

Регулятивные: контролировать произношение звука, осуществлять контроль за собственной речью.

10

Работа в тетради

Найди и обведи в этих предложения букву с.

-Каким цветом ты будешь подчеркивать?

2 мин

обводит букву С   синим карандашом.

Регулятивные:  умение действовать по заданному алгоритму

11

Подведение итогов

Рефлексия

Какой звук мы сегодня учились красиво произносить?

- При произношении этого звука, где находится язычок?

-Ты  замечательно поработал.  Я горжусь твоими успехами.

-Ты доволен своими успехами?

Если у тебя все сегодня получилось, поставь смайлик  на самую высокую ступеньку.

-Если иногда тебе было сложно, поставь в серединку.

-А если ничего не получилось поставь смайлик на нижнюю ступеньку.

-Сегодня я вручаю тебе медаль, прочитай, что на ней написано.

2

мин

звук [с]

за нижними зубами

выполняет рефлексию

Я УМЕЮ ГОВОРИТ!

Регулятивные:  адекватнооценивать свою работу на занятии, в тетради.Умение осуществлять пошаговый контроль по результату.

Познавательные: закреплять навыки рефлексии.

1.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. И.М. Бгажноковой. М., 2010.

2. Голубева Л.П. Развитие речи неговорящих детей.- М. - Кн.III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. - М.

3. Волкова Л.С. Туманова Т.Е., Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для лого-Л69 педов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. V: Фонетико- фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -- 480 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...