Дифференциация звуков ж - ш в слогах, словах, предложениях. 3 класс
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

     Дейч Алина Петровна

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука. Данный конспект фронтального занятия базируется на современных в логопедии требованиях: тема и цель занятия пронизывает все этапы работы; занятие максимально насыщено изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом; на занятии сочетаются учебные и игровые методы работы; проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия.Параллельно ведётся работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zh-sh.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация ж — ш в слогах, словах, предложениях.

Цель: Формировать умение дифференцировать согласные по артикуляционным признакам.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять умение различать звуки ш — ж на слух, в слогах, словах, предложениях;
  • уточнять характеристику звуков;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать оральный праксис, внимание, логическое мышление

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой — звонкий согласный, всегда парный

Коррекционно-воспитателые:

  • создать положительное психоэмоциональное настроение.

Оборудование: предметые картинки Жук и Змейка, карточки с буквами Ш и Ж,  корректурная проба, слоговая таблица, предметные картинки, перфокарты.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

Здравствуйте! Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В сказочный лес. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Вместе с нами будут путешествовать Жук и Змейка. Давайте же позовем их!

Пожжужим как жук ( жжжжжжжж) и пошипим как змейка (шшшшшш).

Вывешиваются предметные картинки жука и змейки.

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем различать звуки и буквы ж-ш.

  1. Сравнение звуков по артикуляции.

          Какие это звуки гласные или согласные?

          Чем отличаются эти звуки? (Звук ж — звонкий, а звук ш — глухой)

           Чем похожи эти звуки? (Парные, всегда твердые.)

  1. Артикуляционная гимнастика.

Жучок и Змейка предлагают нам с вами выполнить зарядку для язычка.

Мы пришли с вами

На веселую поляну.

Ой, куда же мы попали?

И оглядываться стали.

Влево, вправо, вверх, вниз (язычком)

Не дрожи, улыбнись …

Раз улыбка, два, три …

Зубы лучше покажи.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем...

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать. (Повторить 2 раза)

  1. Развитие фонематического восприятия. « Игра подними карточку»

            Давайте покажем нашим лесным жителям, какие мы внимательные. Возьмите буквы Ш-Ж и слушайте меня, если услышите звук Ш покажите мне соответствующую букву, ну а если звук Ж — то поднимите букву ж.

Звуки, слоги и слова: ш, п, о, ж, ш, у, ша, по, жу, аша, ожо, шина, шар, жук, живот, уши, ножи, шу, су, жо.

Все молодцы, были внимательными.

6. Корректурная проба (работа по карточка).

Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя.

ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ

ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ

7. Дифференциация в слогах.

Змейка и Жучка просят помочь им правильно прочитать слоговые дорожки.

жа — ша — жа

жа — ша — жа — ша

ша — жа — ша — жа

жу — шу — жу

ши — жи — жи — ши

шу — жу — шу

жи — ши — ши — жи

7. Физминутка ( под песенку «Если нравится тебе»)

Если нравится тебе, то делай так:

- ша,ша — ша (хлопки).

- Если нравится тебе, то делай так:

- жа — жа, жа (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

- жу — жу, шу — шу (хлопки, топот).

Если нравится тебе, то делай так:

- шо — шо — шо, жо — жо (прыжки, приседания).

Если нравится тебе, то делай так:

- жо — жо, шо — шо — шо (приседания, прыжки).

8. Игра «Четвертый лишний».

На доску вывешивается наглядный материал:

- кувшин, кошка, лошадь, жук;

- жираф, чашка, жук, еж.

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.

9. Дифференциация звуков в словах.

В рюкзачках Змейки и Жучка все перепуталось. Давайте наведем порядок и разложим все на свои места. Соединим картинки со звуком ж в рюкзачок с символом жук, а со звуком ш с символом змея.

Слова со звуком -Ш: ШАПКА, ШУБА, МАШИНА, МЫШЬ;

Слова со звуком -Ж: НОЖ,СНЕЖИНКА, ВАРЕЖКИ, ЛЫЖИ.

10. Работа с текстом по перфокартам.

Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.

Ребяти...ки побе...али к ма...ине. Ми...а поло...ил кни...ку в ...каф. Деду...ка ...ивёт в сторо...ке. Метель заметает доро...ки. Сбросили рома...ки белые руба..ки.

  1. Итог.

Вот и закончилось наше путешествие! Змейка и Жучок благодарны вам за помощь, ведь без вас они бы не справились. Вы молодцы!

             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....

Конспект занятия: "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях".(2класс)

Занятие "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях" (2класс) является заключительным  по этой теме....

Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."

Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи:   Образовательные:  1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...

Б-Д дифференциация звуков и букв в слогах, словах, предложениях

Б-Д дифференциация звуков и букв в слогах, словах, предложениях...

"Дифференциация звуков [З] - [С] в слогах словах, предложениях." Журнал "Магариф", 2019 год, № 2

Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов с ФФН....

Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»

Закрепление навыков дифференциации звуков и букв К - Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Лексическая тема: "Космос"...

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях»

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях». Целью логопедического занятия является уточнение и сравнение  артикуляции  и звучания звук...