"Дифференцация К - Г в словах"
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Миронова Любовь Александровна

"Дифференциация К - Г в словах" урок для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Темы урока:

Логопедическая: "Дифференциация К - Г в словах"

Лексическая: "Птицы"

Грамматическая: "Правописание звонких и глухих согласных в конце слова"

Оборудование:

-наборы цифр от 1 до 9

-наборы букв "К - Г" на каждого ученика

-изображения туч с написанными на них слогами

-изображения скал

-мяч

-индивидуальные карточки с пропущенными в них буквами "К", "Г".

Ход урока.

        1.Орг. момент.

        2.Сообщение темы.

Внимательно послушайте слова и выделите из них одинаковые звуки:

язык, укол, куст     "к"

Дайте характеристику звука "К" (согласный, глухой).

гусь, телега, гром     "г"

Дайте характеристику звука "Г" (согласный, звонкий)

Как определяем, звонкий звук или глухой? Сравните эти звуки.

Сегодня мы продолжаем работу по теме "Различай  К и Г" Откройте тетради. Запишите число и тему урока.

        3.Основная часть урока.

        Вспомните сказку Андерсена, в которой действующие герои - Кай и Герда. Снежная королева, хитростью пробравшись на Карнавал Сказок, отправила Дюймовочку в Шестое измерение. Выручить её отправились Кай и Герда. Они узнали, что заклинание, сказанное Снежной Королевой, было из старинной книги, которая находится очень далеко. Ребята отправились за ней.

1) Развитие слогового анализа и синтеза.

Внезапно их ветер сбивает с пути,

На них гонит тучи, мешает идти.

Это Снежная Королева постаралась. Вот эти тучи. Соберите из слогов слова и тучи отступят.

 

на,     ро             ка, я, ма, лень              приз, ный, ка             га, по,

 го,   ши,                ка, из, буш                  гла, тый, зас             мо, ет                                                                                                                                                    нья, ду, кол           ло, ко, дец                     зать, на, ка

Слова записываются на доске и в тетради.

Прочитайте имена прилагательные, имена существительные, глаголы. Подчеркните буквы  К и Г разными карандашами.

Вот тучи и рассеялись.

2) Устный диктант слов.

За тучами показались стаи птиц. Чтобы они не заклевали ребят, выполните задание. Поднимите букву  К, Г по наличию звука в слове.

        Грач, сорока, глухарь, чечетка, рябчик, голубь, кулик, галка, беркут, кукушка, утка, коршун, сокол, иволга, гагара, фламинго, ласточка, чайка, щегол, мандаринка.

Чтобы птицы помогли Каю и Герде, покажите место звука в их названии. (Используется тот же речевой материал)

3) Работа с паронимами.

Король орлов - беркут указал путь, но из-за густого тумана Кай и Герда потеряли дорогу и наскочили на скалы. Обозначим скалы словами, смысл которых меняется с изменением всего одного звука. Запишите слова у нужной скалы. (к, г)

колос             голос

калина            Галина

икра                игра

конец              гонец

кости              гости

кора                гора

укол                угол

крот                грот

Подчеркните буквы К, Г разными карандашами.

Параллельно с записью слов дети объясняют смысл слов.

4) Игра в мяч

У подножия скал находится хранилище, где спрятана книга с заклинанием. Чтобы попасть в него, нужно закончить слова, добавляя слог КА или ГА.

сто...          нор...           выш...             бутыл...           доро...

слу...          вет...            мар...              соба...              сём...

сне...          пур...           нит...               бере...              теле...

свар...        дыр...          кочер...           бума...              лопат...

чаш...         вью...          запис...            подмо...           ве...

5) Запись по столбикам.

И вот Кай и Герда попали в хранилище. Но как среди множества книг выбрать нужную? Разложим книги по шкафам. (Запишите слова в нужный столбик "К", "Г", "К-Г")

Картинки: куст, груша, сапоги, радуга, крыша, грелка, гармошка, кубики, прыгалки, матрешка, подушка, гамак.

6) Работа по грамматической теме.

Друзья нашли заклинание, но не смогли прочитать его, т.к. Снежная Королева заморозила в словах буквы К и Г. Прочитайте слова, подобрав проверочное слово. Запишите заклинательные слова.

сне*, овра*, столби*, дру*, шлан*, гама*, четвер*, клубо*.

7) Дюймовочку освободили, но теперь надо найти дорогу из шестого измерения в Сказочное.

Правильный путь знает Добрый Гном. Выполните задание и Гном поможет нам. Вставьте пропущенную К или Г:

у_сус, _уашь, _ряд_а, _лубо_ий, с_ач_и, _адю_а, _оря_а, с_аз_а, _ани_улы, _ап_ан, _армош_а, _ал_а, _лю_ва, _о_ос, _олуб_а, за_ад_а.

8) Работа в тетради в клетку. Разгадывание кроссворда.

Ищем начало пути. (Точку начала)

Сверху вниз 6 клеток, слева направо 7 клеток.

1 клетка вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 4 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 6 вниз, 6 влево, 1 вверх, 5 вправо. 3 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 3 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх.

        

Чтобы найти путь назад, на Карнавал Сказок, нужно разгадать кроссворд.

1 по вертикали - Что остается на столе после разрезанного хлеба? (крошки)

1 по горизонтали - Какой игрушкой любят играть самые маленькие дети? (погремушка)

2 по горизонтали - Зеленый массив в городе. (парк)

2 по вертикали - Что на спине у верблюда? (горб)

3 по вертикали - Выпучив глаза сидит, по-французски говорит,

                           По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (лягушка)

4 по вертикали - Кустарник с красными ягодами. (калина)

3 по горизонтали - Ягода, растущая на болоте. (клюква)

Итак, вы выполнили все задания, помогли Каю и Герде спасти Дюймовочку. Все герои вернулись на Карнавал Сказок.

4. Итог урока.

Чем занимались? Для чего? Что больше всего понравилось?

5. Оценка работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОПОРОЙ НА ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Как сделать обучение более эффективным, каким образом обеспечить наиболее успешное обучение  и продвижение в развитии каждого ребенка?Изучая пути решения этого вопроса, в теории и на практи...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....