"ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ"
статья по логопедии

Луцик Надежда Валентиновна

Профилактика и коррекция дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ

 Дисграфия (греч.) – это частичное расстройства процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью, возможно даже распадом психических функций, участвующих при построении письменной речи человека.

Проявляется она в типичных, повторяющихся ошибках в письме. Для коррекции дисграфии необходимо целенаправленное обучение. Современное представление о письме основывается на исследованиях таких авторов как П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, в своих работах они исследуют письмо и связывают его с психическими процессами, происходящими в головном мозге человека. Каждая операция письма связана со структурным компонентами психических процессов.

Г.А. Каше, Н.А. Никашина, О.Б. Ольхин рассматривают нарушения письма как следствие недоразвития устной речи.

Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина рассматривают нарушения письма с недостаточностью фонематического слуха и восприятия.

 В науке и практике понятие дисграфии определилось и включает различные нарушения в виде следующих форм:

  1. артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Суть ее состоит в следующем: ребёнок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. В данном случае он пишет так, как произносит. Это происходит до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, в этом случае заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
  2. Акустическая форма дисграфии. Данная форма дисграфии проявляется в замене букв, соответствующих, фонетически близким звукам. В данной форме в устной речи звуки произносятся правильно, но на письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Например «Бар – Пар», «Любит – Лубит».
  3. Дисграфия, на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Данная форма наиболее распространена. Для ребёнка будут характерны следующие ошибки: слова обрываются на половине, перестановка букв и слогов местами, пропуск букв в словах, контоминация когда в одном слове слоги разных слов, повторение букв и (или) слогов в одном слове несколько раз, когда в одном слове много букв – например три «ооо» или «еее», слитное написание предлогов.
  4. Аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребёнок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («классный сумка», «радостный дети»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. В основном аграмматическая дисграфия обычно встречается у детей. Она проявляется в неправильном написании окончаний слов. Когда ребёнок не может согласовать два слова между собой.
  5. Оптическая дисграфия. В её основе лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Буквы в алфавите состоят из набора одних и тех же элементов: «палочки», «овалы». Если ребёнок не видит различие между буквами, то это приведет к неправильному их написанию.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма. В случае дисграфии человек пишет так, как произносит. Отражение неправильного звукопроизношения на письме, которое проявляется в заменах букв (любит на «лубит»), пропусках букв (письмо на «писмо»), контаминации, ошибки обозначения границ предложения, написания строчных букв; персеверации.

 В коррекции дисграфии можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Основные цели, которые стоят на подготовительном этапе: – развитие слухового и зрительного внимания; – развитие слуховых дифференцировок; – развитие фонематического внимания; – уточнение артикуляции звуков при их произношении; – производится коррекция звуков произношения. Целеполагание на основном этапе включает: – развитие слухового и зрительного внимания; – развитие фонематического анализа синтеза; – развитие слуховых дифференцировок (разбираются слова и словосочетания по слогам).

Целью заключительного этапа можем считать: – закрепление полученных знаний, умений и навыков; – перенос полученных умений, знаний на другие виды деятельности.

Мы знаем, что у большинства людей левое полушарие мозга отвечает за письмо. У людей страдающих дисграфией наблюдается способности к рисованию.

Некоторые специалисты наблюдают «зеркальность» в характере письма детей. Т.е при написании некоторых букв пациент их переворачивает, буква нарисована другой стороной, например буква «З» или «С». Очнь часто зеркально переворачивать буквы могут левши.

К мерам профилактики дисграфии можно отнести: – развитие тех психических функции на раннем этапе, например у школьников еще до поступления в школу.

Развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга.

Если дисграфией страдают дети, то с самого раннего возраста с детьми рекомендовано выполнять пальчиковую гимнастику, массаж кистей рук, игровые упражнения «Собери пирамидку», «Шнуровки».

Выполнять различные координированные движения руки: закрась предмет, нарисовать дорожку, обвести по контуру. Можем предложить следующие упражнения для профилактики и лечения дисграфии: – использовать речевые игры: разбирать слова по слогам, выделить грамматические элементы слова, складывание слов; – разобрать чем отличается твердое произношение сова от мягкого; дать любую книжку и предложить в течение 5-10 минут зачеркивать и обводить в ней выбранные буквы, например, только «о»; – при написании предложений и слов проговаривать их вслух по слогам.

 Логопед в процессе этого упражнения может увидеть слабые места.

Важно, чтобы ребёнок проговаривал окончании слов:

– дать упражнение, где есть пропущенные буквы. Предложить их дописать;

– предложить найти ошибки в тексте, в котором проставлены «лишние» запятые. Нужно объяснить каждый знак препинания;  – дать поиграть в игру «лабиринт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.

Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения....

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза

Описание видов дисграфий по Р.И.Лалаевой, Л.Г.Парамоновой и Е.Ф.Соботович рекомендации для родителей по профилактике и коррекции дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза....

ТЕТРАДИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

Для профилактики и коррекции дисграфии рекомендую следующие тетради:1.  Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко. Логопедические занятия в период обучения грамоте (2 части):[[{"type":"media","view_...

ТЕТРАДИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

Для профилактики и коррекции дисграфии рекомендую следующие тетради (автор О. В. Чистякова)...

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...