«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях» Конспект коррекционно-развивающего занятия
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Косарева Виктория Юрьевна
Данное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв «т»-«д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 2-го класса, имеющих нарушения письменной речи. Они направлены на коррекцию акустической дисграфии и коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания используются для преодоления трудностей распознавания звонких и глухих парных согласных, предупреждения орфографических ошибок при изучении программы по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно- развивающего занятия учителя- логопеда

«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Предмет: Коррекционно-развивающие занятия

Учитель-логопед МОУ СШ № 4 «Центр образования»: Косарева Виктория Юрьевна

Направление коррекционной работы:

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв «т»-«д» входит в блок  занятий по теме «Дифференциация парных согласных».  Задания используются в работе с учащимися 2-го класса, имеющих нарушения письменной речи. Они направлены на коррекцию акустической дисграфии и коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.  Представленные задания используются для преодоления трудностей распознавания звонких и глухих парных согласных, предупреждения орфографических ошибок при изучении программы по русскому языку.

Целевая группа: учащиеся с ОВЗ (с задержкой психического развития), имеющие акустическую дисграфию, обусловленную нарушением языкового анализа и синтеза.

Тема: «Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Тип: Обобщение и систематизация знаний.

Цель:Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • закрепить знания о механизме образования звуков  "т" – "д" и их акустических особенностях;
  • упражнять обучающихся в дифференциации фонем "т"-"д" по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
  • закрепить умения дифференцировать звуки т- д по  звонкости – глухости в слогах, словах, предложениях устно и на письме;              
  • научить правильному построению словосочетаний и  предложений.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонетико – фонематическое восприятие;
  • обогащать  лексико- грамматический строй речи;
  • развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление.
  • формировать пространственное восприятие и представление .

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • формировать положительную учебную мотивацию;
  • повышать речевую активность;
  • оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Используемые педагогические технологии и методы:

Используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:

  •  информационные технологии обучения;
  •  проблемное обучение;
  •  личностно-ориентированное обучение;
  •  здоровье сберегающие технологии;
  •  технология индивидуализации обучения;
  •  технология программированного обучения.

Методические приемы:

  • наглядность (карточки, слайды презентаций);
  • совместная и индивидуальная деятельность (работа в парах, взаимопроверка при выполнении некоторых упражнений);
  • игровые ситуации.

Дидактические средства:

  • оборудование: картинки и карточки по  дифференциации звуков и букв т–д;                            
  •  тетрадь для логопедических занятий «Различаем глухие и звонкие согласные» (автор Ишимова);
  •  мультимедийная техника: компьютер,презентация  занятия в PowerPoint;
  • мягкая игрушка - солнышко
  • карточки со слогами;
  • маркеры, ручки и простой карандаш;
  • буквенное поле.

Перечень формируемых универсальных учебных действий
Личностные:

  • развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации;
  • проявление инициативы, самостоятельности;
  • выполнение действий по словесной инструкции;
  • формирование умения работать по правилу и по образцу;
  • формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Регулятивные:

  • выполнение действий схематизации и моделирования;
  •  оценка деятельности сверстников;
  • самооценка собственной деятельности.

Познавательные:

  • способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Знать  точную характеристику звуков «т» и «д». Знать и различать понятия: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение.
  • Уметь формулировать тему и цели занятия. Актуализируется умение выполнять звуковой анализ слов: определение наличия звуков  «т» и «д» в словах; определение места звука в слове и их последовательности, умение вставлять пропущенные буквы, выделяя четвертый лишний. Закрепляется умение образовывать словосочетания из данных слов, составлять грамматически правильные предложения из слов, данных в начальной форме.

Личностные: развитие высших психических функций: внимания, восприятия,  памяти, мышления. Развитие орфографической зоркости, формирование навыков грамотного письма.  Расширение поля зрения и развитие межполушарного взаимодействия, снятие непроизвольных, непреднамеренных движений и мышечных зажимов.

Метапредметные: через метапредметные задания учащиеся овладевают системой знаний и операций, обеспечивающих усвоение правил и норм русского языка.

                                                        Ход мероприятия:


I. Организационный момент.
Цель: 
- Создание положительного настроя на учение,
- организация начала деятельности.

 Психологический настрой.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Настал новый день. Давайте пожелаем, друг другу доброго дня, а поможет нам это сделать солнышко. Это солнышко не простое, а волшебное. Оно излучает тепло, добро. Мы будем передавать его, обращаясь, друг к другу по имени и желать доброго дня.

Прозвенел и смолк звонок.

 Начинается урок.

 Мы за парты дружно сели

 И на доску посмотрели.

II. Основная часть.

Цель: Усвоение новых знаний;

- развитие познавательных интересов и учебных мотивов;

- умение контролировать свою деятельность.

- Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.

Пальчиковая гимнастика.

- Упражнение: массаж подушечек пальцев рук с перечислением дней недели: Потереть ладошки и вспомнить выходные дни недели. Сколько дней в неделе?

1.Объявление темы.

СЛАЙД- 1,2,3,4

- Сегодня  к нам пришли  гости из мультфильма. А вот кто это, вам нужно будет отгадать.

Распались буквы, необходимо собрать их в слова: Нам необходимо расставить буквы по своим местам. Соотнести букву и ее порядковый номер.  

О,М ,Т ( ТОМ)       Е,Р,И,Д,Ж,Р (ДЖЕРРИ)

Мультфильм «Том и Джерри» знают многие. Что только с главными героями не происходило, в какие приключения они не попадали. На нашем занятии мы узнаем новую историю с их участием. Том и Джерри попали в школьный класс, где пришлось выполнять задания.

2.Характеристика звуков. СЛАЙД -5

- Кто такой ТОМ? (кот), А ДЖЕРРИ (мышонок)

- Выделим первый звук в именах? Том – первый звук Т , Джерри- первый звук Д.

- Сегодня мы с вами будем работать со звуками [д] – [т], буквами д – т.

- О каком звуке сказано?

Язычком, передним краем,

В десна верхние ударим.

Звук короткий, звук взрывной,

Звук без голоса, глухой.

(Дети произносят звук "т", дают характеристику звуку ).

Аналогично – работа со звуком "д"

Языком в десну ударим,

Звонкий голос мы добавим.

- Так чем похожи? (согласные, есть преграда – язык).

- Чем отличаются звуки "т"-"д"? ( "т"- голосовые связки не работают, звук состоит только из шума; "д"- голосовые связки работают, горлышко дрожит).

3. Связь звука с буквой. СЛАЙД -6

- На что похожи буквы?

,Отвечайте, кто знаток: это что за молоток? Т(молоток) Е.Терлапан

Это что за теремок из трубы идет дымок? Д ( дом)  С.Маршак

4. Развитие фонематического слуха.

Нам  придется помочь мышонку и коту научиться различать на слух  звуки. Тому со звуком [Т], а Джерри со звуком [Д] Но, вот что из этого получится, будет зависеть только от вас.

•        Определить место звука "т"(глухой).

Слова: труба (1), стоп(2), крот(4), тарелка(1),утро (2), плакат(6)

•        "д"(звонкий).

Слова: радуга(3), следы(4), друг(1), команда(6),медаль(3), ягода(4)

5. Дифференциация в слогах.

Кот Том очень спокойный. Если бы не мышонок Джерри, который постоянно докучает ему, он  целыми днями только что и делал бы, валялся на диване. Но неугомонный Джерри не дает ему покоя. Что же делать бедному Тому? Так и происходят у них разные стычки. Для того, чтобы они не сорились,  поиграем  с мышонком.

Поднимите в верх карточку с нужным  слогом, так чтобы получилось слово

•        Вставить нужный слог в слово:  та или да:

Бе-(да), коф-(та) , варо-(та), гуся-(та), утя-(та), приро-(да), свобо-(да),  

6. Задание «ПЧЕЛКА». (Упражнение на развитие зрительного восприятия).

    К нам прилетела пчелка– очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, перелетая от одного цветка к другому. Наша пчелка тоже трудолюбивая, но вместо нектара она собирает буквы.

Давайте поможем пчелке и нашим героям  правильно их  собрать, чтобы получились целые слова. Внимательно слушайте мои команды и запоминайте буквы, на которых пчела делает остановку, чтобы прочитать полученное слово. Слова – паронимы: день, тень;

СЛАЙД- 7

•        Первая буква, на которую опустилась пчелка, находится:

ДЕНЬ                                                                      

1. В 3 ряду, вторая по счету (д)          

2. Во 2 ряду,  третья по счету (е)

3. В 1 ряду, первая по счету (н)                  

4. В 1 ряду, третья по счету (ь)                    

Какое получилось слово? (день) – это время суток.

Если мы заменим первый звук Д на звук Т, какое слово получиться? (тень)

Физкультминутка: ритмичные движения под музыку Е.Железновой «Кыш муха…» Играет музыка.

7. Игра «четвертый лишний».

Вам  необходимо внимательно прочитать слова. Затем, хорошенечко все продумав, нужно вставить пропущенные буквы. Поэтому вам  необходимо быть предельно внимательным, терпеливым, сосредоточенным.

Вставить пропущенные буквы т или д и подчеркнуть «лишнее слово»

…опор, …омовой, …рубач, …ряпка;

…упло,  ….оговор, пла...ок, …ружба;

…роз…ы, …абуре…,…рак…ор, …ор…;

В первой строчке лишнее слово домовой, так как все слова начинаются с буквы т.

Во второй строке лишнее слово платок.

В третьей строке лишнее слово дрозды, так как в этом слове  две буквы д.

8.Дифференциация в предложении.

Ребята, Вам нужно закончить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных в скобках.

1.Ветер …. листья с деревьев.

   Возле стола  стоит …

   ( стул, сдул)

2. Я люблю отдыхать на…                             В … положили мусор.

( дачке, тачку)

3.В озере плавает ….                  Дедушка забросил в речку….

 ( удочка, уточка)

 

III. Подведение итогов

- Какие звуки и буквы  мы сравнивали ?

- Какой звонкий, а какой глухой? Т – глухой , Д- звонкий

- В чем сходство?

- В чем различие?  "т"- голосовые связки не работают, звук состоит только из  шума; "д"- голосовые связки работают, горлышко дрожит

- Какие задания больше всего понравились?

- Назовите по одному слову со звуком «т и д».

Релаксация

Какое у вас настроение после нашего занятия? Поднимите палец вверх те, у кого хорошее, веселое настроение, кому было интересно на занятии! Поднимите палец  вниз у кого настроение плохое, грустное и кому было скучно на занятии.        

СЛАЙД- 8

Всем спасибо! Мне было очень приятно с вами работать и выполнять задания! Наши друзья Том и Джерри говорят вам до новых встреч!  

Литература: 1.  Л.М.Козырева. «Различаем глухие и звонкие согласные»

  1. Е.В.Мазанова «Учусь не путать звуки»
  2. О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская «Развитие и коррекция пространственно – временных представлений».
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2009

Интернет ресурсы:

  1. http://anime.wayy.ru/photo/prochee/animacija_pchela_majja/49-0-2323

     ( пчела)

  1. В презентации использованы картинки поисковой системы Яндекс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

Дифференциация звуков и букв д-т в слогах, словах, предложениях

Подгрупповое логопедическое  занятие по теме Гласные. Слог+презентация...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

Презентация к уроку:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях.»

Цель занятия: Систематизировать  знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы  т - д в устной и письменной речи....

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв  К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания использую...

Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...