Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Косарева Виктория Юрьевна

Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв  К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 1.1 класса. Они направлены на профилактику коррекции  акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания используются для преодоления трудностей распознавания звонких и глухих парных согласных, предупреждения орфографических ошибок при изучении программы по русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_g-k_razlichenie_zvukov_i_bukv_1.1_klass_1.docx673.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда

«Различение согласных звуков и букв  К- Г в слогах, словах, предложениях»

Предмет: Коррекционно-развивающие занятия

Учитель-логопед МОУ СШ № 4 «Центр образования»: Косарева Виктория Юрьевна

Направление коррекционной работы:

Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв  К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 1.1 класса. Они направлены на профилактику коррекции  акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания используются для преодоления

трудностей распознавания звонких и глухих парных согласных, предупреждения

орфографических ошибок при изучении программы по русскому языку.

Целевая группа: учащиеся с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Тема: «Различение согласных звуков и букв  К- Г в слогах, словах, предложениях»

Тип: Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы к - г в устной и письменной речи.

Задачи:

 образовательные:

 закрепить знания о механизме образования звуков [к] – [г] и их акустических

особенностях;

 упражнять обучающихся в дифференциации фонем [к] – [г] по звонкости – глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;

 закрепить умения дифференцировать звуки [к] – [г] по звонкости – глухости в слогах, словах, предложениях устно и на письме;

научить правильному построению словосочетаний и предложений.

развивающие:

развивать фонетико – фонематическое восприятие;

обогащать лексико- грамматический строй речи;

развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление.

Воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям;

формировать положительную учебную мотивацию;

повышать речевую активность;

оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Используемые педагогические технологии и методы:

Используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:

информационные технологии обучения;

проблемное обучение;

личностно-ориентированное обучение;

здоровье сберегающие технологии;

технология индивидуализации обучения;

Методические приемы:

 наглядность (карточки, слайды презентаций);

совместная и индивидуальная деятельность (работа в парах, взаимопроверка при

выполнении некоторых упражнений);

игровые ситуации.

Дидактические средства:

 оборудование: картинки и карточки по дифференциации звуков и букв [к] – [г];

мультимедийная техника: компьютер, презентация занятия в PowerPoint;

мягкая игрушка - солнышко

карточки со слогами;

цветные карандаши, ручки и простой карандаш;

Перечень формируемых универсальных учебных действий

Личностные:

развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации;

проявление инициативы, самостоятельности;

выполнение действий по словесной инструкции;

формирование умения работать по правилу и по образцу;

формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Регулятивные:

выполнение действий схематизации и моделирования;

оценка деятельности сверстников;

самооценка собственной деятельности.

Познавательные:

способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

проблем.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать точную характеристику звуков [к] – [г]. Знать и различать понятия: звук,

буква, слог, слово, словосочетание, предложение.

 Уметь формулировать тему и цели занятия. Актуализируется умение выполнять

звуковой анализ слов: определение наличия звуков [к] – [г]  в словах;

умение вставлять пропущенные буквы. Закрепляется умение образовывать словосочетания из данных слов, составлять грамматически правильные предложения из слов, данных в начальной форме.

Личностные: развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Развитие орфографической зоркости, формирование навыков грамотного письма.

Метапредметные: через метапредметные задания учащиеся овладевают системой знаний и операций, обеспечивающих усвоение правил и норм русского языка.

Ход урока

         I. Организационный момент.

Цель:

- Создание положительного настроя на учение,

- организация начала деятельности.

Доброе утро, ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Теперь глазки на меня. 

Если у вас хорошее настроение - хлопните в ладоши.

Если вы любите шоколад - оближите губы.

Если у вас есть друг - улыбнитесь.

Если вы любите танцевать - потопайте ногами.

Если вы готовы к уроку - поднимите руку.

Садитесь на свои места

Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову. Давайте выполним пальчиковую гимнастику.

Потрем подушечки  пальцев рук с перечислением дней недели: Потереть ладошки и вспомнить выходные дни недели. Сколько дней в неделе? Назовите первый день недели (пятый день недели)? Назовите выходные дни?

II. Основная часть

Объявление темы.  Цель: Усвоение новых знаний;

- развитие познавательных интересов и учебных мотивов;

- умение контролировать свою деятельность.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Слушайте меня внимательно

«Цып-цып-цып!

Кудах-кудах!»

Слышим мы на улице.

Созывает всех цыплят

Рябенькая... (курица)

К нам на занятие пришла Курица Клуша . А вы хотите узнать, кто  еще пришел вместе с Клушей?  Слушай мою загадку .

Шею тянет и шипит.

Ущипнуть всех норовит.

Только ты не очень трусь.

Это – наш домашний …..(гусь)

К нам на занятие  пришел гусь  Гоша

Как можно назвать, одним словом курицу и гуся? (Птицы).

– А какие птицы? (Домашние). Они живут на ферме.

Характеристика звуков.

Как кудахчет курица? (ко-ко-ко)

-Назовите 1 звук в слоге: ко?

- Правильно, это  звук - К.

Скажите,  а  звук [К] согласный или гласный? Почему?

Звук К согласный, он не поется и при его произнесении мы встречаем преграду. (язычок создает преграду воздуху).Ещё раз произнесите звук  К и скажите, встречается ли преграда? (да встречается)

-В слоге КО, звук  К твёрдый или мягкий?

 - Твердый,

- Давайте  с вами узнаем при произнесении звука К  «поет» ли голос? Положите ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

Вы что то почувствовали при произнесении звука К ?  Нет, не почувствовали.  Когда мы произносим звук  К  – голос «молчит». Значит звук  К (глухой), мы ему не подарим колокольчик.

- Сделаем общий вывод.

Звук К: согласный, твердый, глухой

-Как гогочет гусь?

- Га-га-га.

-Назовите 1 звук в слоге: га?

- Правильно, это  звук - Г.

Скажите, звук [Г] согласный или гласный? Почему?

Звук  Г согласный. Мы его не можем пропеть и при его произнесении мы встречаем преграду .Ещё раз произнесите звук Г и скажите, встречается ли преграда? (да встречается)

-В слоге ГА, звук  Г твёрдый или мягкий?

 - Твердый,

- Давайте  с вами узнаем при произнесении звука Г «поет» ли голос ? Положите ладошку на горлышко. Если при произнесении звука чувствуется дрожание — это звонкий звук, если дрожания нет — глухой.

Да, почувствовали. Когда произносим звук [г], голос звонко «поет», и стенки его «домика» начинают вибрировать. Значит, звук Г звонкий и ему мы подарим колокольчик.

- Сделаем общий вывод.  

Звук Г: согласный, твердый, звонкий

Ребята, как вы думаете, с какими звуками  и буквами мы будем работать на нашем занятии? (Ответ). Тема нашего занятия звуки и буквы  К и Г.

Мы будем  учиться различать эти звуки среди других звуков, слышать их в слогах и словах и предложениях, писать буквы, слоги  в словах . Курица Глаша и Гусь Гоша нам в этом помогут.

Формирование фонематического восприятия, операций фонематического анализа и синтеза.

1.        определить наличие  заданного звука в ряду других звуков.

Инструкция 1: У вас на столах лежат две карточки с нашими звуками.

Покажите  карточку, на которой напечатан звук Г, когда услышите этот  звук среди других звуков: Г, к, н, м, х, п, г, л.

Инструкция 2:

Покажите  карточку, на которой напечатан звук К, когда услышите этот  звук среди других звуков:  Г, к, н, м, х,  п., к, л.

2.определить наличие заданного звука в слогах.

Инструкция 1:

Покажите  карточку, на которой напечатан звук Г, когда услышите этот  звук в слогах:Га- ка- га- ха- ого – уку - охо – ыгы.

Инструкция 2:

Покажите  карточку, на которой напечатан звук К, когда услышите этот  звук в слогах:Га- ка- га- ха- ого – уку - охо – ыгы.

3.определить наличие заданного звука в словах.

Инструкция 1:

Покажите  карточку, на которой напечатан звук Г, когда услышите этот  звук в словах: Гора – кора – голос – колос – гость - кость.

Инструкция 2:

Покажите  карточку, на которой напечатан звук К, когда услышите этот  звук в словах: Игра – икра – гол – кольцо – игра - икра.

4.вставить пропущенный слог ГА или КА (устно):

Инструкция: Я сейчас буду вам передавать солнышко  и назову часть слова, а вы добавите  пропущенный слог ГА или КА:

РУ…(КА)  НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА).

Курица Клуша и Гусь Гоша подготовили для Вас  интересное задание

Работа с предметными картинками – игра «Сортировка».

Закрасьте  кнопочки  под картинками с звуком  К  желтым цветом, со звуком  Г оранжевым  цветом. Выполняем работу самостоятельно. После мы с вами проверим, что у вас получилось.

C:\Users\Admin\Desktop\Конспекты занятий на аттестацию\2022-02-05_20-08-26.png

Физ.минутка:

Давайте встанем со своих мест и немного разомнемся с нашей курочкой Клушей.

Железнова Е.С.  «Вышла курочка гулять»

Дифференциация букв Г - К на письме.

А это задания  от курицы Клуши

Инструкция: Вставьте пропущенные буквы Г или К в слова .

C:\Users\Admin\Desktop\Конспекты занятий на аттестацию\2022-02-05_20-57-47.png

Вставить пропущенный слог ГА или КА (письменно):

Инструкция: Вставь пропущенный слог ГА или КА в слова:

Вставьте ГА или КА

https://papik.pro/uploads/posts/2021-09/1630511647_5-papik-pro-p-kapusta-risunok-5.jpg

https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/1621617560_7-phonoteka_org-p-fon-dorogi-dlya-detei-11.jpg

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614560228_42-p-karandash-na-belom-fone-46.png

https://img.scoop.it/3WLqyormD7IhiVugvlG-aoXXXL4j3HpexhjNOf_P3YmryPKwJ94QGRtDb3Sbc6KY

…….ПУСТА

ДОРО……

……..РАНДАШ

РАДУ…..

Следующее задание для вас подготовил Гусь Гоша

Составить словосочетания.

Внимание на экран. Вам необходимо подобрать пары.                                                      

К словам из первого столбика добавить нужную картинку из второго столбика

А   глубокий                                    1   каша

Б    гречневая                                   2   колодец

В    громкий                                      3   кофта

Г.   голубая                                         4   голос

А 2, Б 1, В4, Г 3.

Помогите  Гоше  вставить нужное слово в предложение

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова

Нужно прочитать предложение и дополнить его подходящей по смыслу картинкой, из правого столбика.

Собака грызет ....                                              гости – кости

В четверг к нам придут ....

Гриша любит хлебную ....                               горка — корка

В понедельник весь класс ходил на

Последнее задание от наших друзей Гоши и Клуши

Слова в предложении перемешались, нужно их расставить по своим местам.

Из слов соберите предложение:

– Катя, каша, манная, кушать;  (Катя кушала, кушает  манную кашу)

– заяц, сидеть, куст, под;  (Заяц сидит, сидел под кустом)

– грядка, на, выросли, огурцы. (На грядке выросли огурцы)

Назовите слова со звуком [к] и со звуком [г].

III. Подведение итогов

 – О каких звуках и буквах  мы говорили на сегодняшнем занятии?  (К и Г)

- Какой звонкий, а какой глухой? К – глухой, Г- звонкий

- В чем различие? [К]- голос не поет, горлышко не дрожит, [Г]- голосовые связки работают, горлышко дрожит

- Какие задания больше всего понравились?

- Какие задания были трудными?

- Назовите по одному слову со звуком [К] или [Г].

Релаксация

Какое у вас настроение после нашего занятия? Поднимите палец вверх те, у кого хорошее, веселое настроение, кому было интересно на занятии!  Опустите палец вниз у кого настроение плохое, грустное и кому было скучно на занятии.

Всем спасибо! Мне было очень приятно с вами работать и выполнять задания! Наши   друзья Клуша и Гоша  говорят вам до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"

Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...

Интегрированный урок русского языка и коррекционно-развивающего занятия по логопедии по теме «Правописание слов с парной согласной в корне» 2 класс

Урок предназначен для детей 2 класса. Первый урок по теме «Парные согласные в корне слова». Урок построен  с использованием технологии «Творческая мастерская», которая на...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация согласных звуков [с-с\'] - [з-з\'] (1 дополнительный класс VII вид)

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с-с'] - [з-з']". Цель занятия:  Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме "Дикие животные" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме "Дикие животные" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях» Конспект коррекционно-развивающего занятия

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв «т»-«д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с ...

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Дифференциация согласных звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»

Задания используются в работе с учащимися 2 класса. Они направлены на коррекцию  акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания использу...

Конспекты коррекционно-развивающих занятий учителя дефектолога

Конспект дефектологического занятия. Математика. 5кл. Округление чисел....