Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Дифференциация согласных звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Косарева Виктория Юрьевна

Задания используются в работе с учащимися 2 класса. Они направлены на коррекцию  акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания используются для преодоления трудностей распознавания глухих согласных, предупреждения орфографических ошибок при изучении программы по русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_s-ts_razlichenie_2_kl_1.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Дифференциация согласных  звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»

Предмет: Коррекционно-развивающие занятия

Учитель-логопед МОУ СШ № 4 «Центр образования»: Косарева Виктория Юрьевна

Направление коррекционной работы:

Задания используются в работе с учащимися 2 класса. Они направлены на коррекцию  акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания используются для преодоления трудностей распознавания глухих согласных, предупреждения орфографических ошибок при изучении программы по русскому языку.

Целевая группа: учащиеся с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Тема: «Дифференциация согласных  звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»

Тип: Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы С-Ц в устной и письменной речи.

Задачи:

образовательные:

 закрепить знания о механизме образования звуков [с] – [ц] и их акустических

особенностях;

 упражнять обучающихся в дифференциации фонем [с] – [ц] с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;

 закрепить умения дифференцировать звуки [с] – [ц] в слогах, словах, предложениях устно и на письме;

научить правильному построению словосочетаний и предложений.

развивающие:

развивать фонетико – фонематическое восприятие;

обогащать лексико- грамматический строй речи;

развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление.

воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям;

формировать положительную учебную мотивацию;

повышать речевую активность;

оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Используемые педагогические технологии и методы:

Используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:

информационные технологии обучения;

проблемное обучение;

личностно-ориентированное обучение;

здоровье сберегающие технологии;

технология индивидуализации обучения;

Методические приемы:

 наглядность (карточки, слайды презентаций);

совместная и индивидуальная деятельность (работа в парах, взаимопроверка при

выполнении некоторых упражнений);

игровые ситуации.

Дидактические средства:

 оборудование: картинки и карточки по дифференциации звуков и букв [с] – [ц];

мультимедийная техника: компьютер, презентация занятия в PowerPoint;

мягкая игрушка - солнышко

карточки со слогами;

цветные карандаши, ручки и простой карандаш;

Перечень формируемых универсальных учебных действий

Личностные:

развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации;

проявление инициативы, самостоятельности;

выполнение действий по словесной инструкции;

формирование умения работать по правилу и по образцу;

формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Регулятивные:

выполнение действий схематизации и моделирования;

оценка деятельности сверстников;

самооценка собственной деятельности.

Познавательные:

способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

проблем.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать точную характеристику звуков [с] – [ц]. Знать и различать понятия: звук,

буква, слог, слово, словосочетание, предложение.

 Уметь формулировать тему и цели занятия. Актуализируется умение выполнять

звуковой анализ слов: определение наличия звуков [с] – [ц] в словах;

  • умение вставлять пропущенные буквы. Закрепляется умение образовывать словосочетания из данных слов, составлять грамматически правильные предложения из слов, данных в начальной форме.

Личностные: развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Развитие орфографической зоркости, формирование навыков грамотного письма.

Метапредметные: через метапредметные задания учащиеся овладевают системой знаний и операций, обеспечивающих усвоение правил и норм русского языка.

Ход  занятия

I.Организационный момент.

Цель:

- Создание положительного настроя на учение,

- организация начала деятельности.

Доброе утро, ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Теперь глазки на меня.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!"

Какое сейчас время года? (Зима)

Назовите зимние месяцы по порядку (декабрь, январь, февраль)

Какой сейчас месяц?

II. Основная часть

Объявление темы.

Чтобы узнать, кто к нам пришел на занятие необходимо отгадать шифр. Распались буквы, необходимо собрать их в слова. Нужно расставить буквы по своим местам. Соотнести букву и ее порядковый номер. Внимание на экран

Н-2

Е-3

1

2

3

4

5

6

7

8

С-1

О-5

Г-4

И-7

В-6

К-8

1

2

3

4

А-2

З-1

Ц-4

Я-3

Давайте проверим, что  у вас получились? Кто  пришел на занятие?

(СНЕГОВИК  и ЗАЯЦ )

-Выделим  первый звук в слове снеговик?

- Правильно это звук [С]

- А в слове заяц выделим последний звук. Это звук [Ц].

-Вы догадались, с какими звуками и буквами мы будем сегодня работать?

(Звуки [C]- [Ц] и буквы С-Ц )

Тема нашего занятия звуки и буквы.  С и Ц.

Мы будем  учиться различать эти звуки среди других звуков, слышать их в слогах, словах и предложениях, писать буквы в словах . Снеговик и заяц нам в этом помогут. Они составили много интересных заданий.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам

– Чтобы правильно писать С и Ц надо научиться различать соответствующие им звуки.

- Звук С согласный или гласный? (Согласный)

- В слоге Са звук с твердый?

–  Давайте произнесем звук С  (кончик языка  упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С…. )

– А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите  долго звук С.

– Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Голосовые связки отдыхают. Значит этот звук глухой.

[C] – согл., тверд., глух,

- Звук Ц согласный или гласный? (Согласный)

- В слоге Ца звук Ц твердый?

– Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. (Кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.)

– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.

– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается  толчком и непродолжительно. Звук взрывной. Голосовые связки отдыхают. Звук глухой

[Ц] – согл., тверд., глух,

–Мы уточнили как произносятся звук С и Ц.

Шустрый Заяц приготовил для вас задание на внимание

Я буду произносить звуки (слоги, слова), если услышите звук [с], то вы поднимаете карточку с напечатанным звуком С, а если услышите звук [ц] – карточку с напечатанным звуком Ц.

  1. с- ц- с- с- ц- ц-  с -ц - ц- с- с- с- ц-…

2 ) Са- ца- це- сы- цы -ас- оц- уц- ус  ыц    – ис  иц    цо со цу  ац аца – аса   оцо – осо        

3) Цапля, стол, аист, ананас, отец, боец, колодец, слива ,цирк, кастрюля, цапля сабля

Игра «Добавь нужный слог»

Нужно составить слово, правильно подобрав слог. (СО или ЦО, СЕ или ЦЕ).

Работа  в карточке. А теперь проверим какие слова у вас получились.

Ли(цо), коле(со), яй(цо), (це)на, (це)лый, (се)рый, (се)но, (це)пь,

Следующее задание  от веселого Снеговика

Определи место звука в слове

Вы слушаете слово, проговариваете его  про себя и определяете  место звука в слове

(в начале, в середине, в конце).

Звук. С: Кастрюля (середина), снежок (начало), высота (середина), слово (начало), кактус (конец); глобус (конец);

Звук Ц.: цепь (начало),  царевна (начал), отец (конец), птица(середина), курица(середина), огурец (конец);

Что немного отдохнуть Снеговик приготовил вам Физкульт минутку

«Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима!     (кланяемся)

Что в подарок принесла?       (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,           (как будто снег сыплется)

Иней серебристый               (поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,        (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки!              (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Озорной заяц перепутал все слова и нам необходимо навести порядок

Игра «четвертый лишний».

Работаем снова в карточках. Вам нужно внимательно прочитать слова. Затем, хорошо подумав, вставить пропущенные буквы С-Ц, найти и подчеркнуть «лишнее слово». Будьте внимательны.

Коль_о,    коле_о,    ку_ты,  пе_ок;

Паль_ы,  пыль_а,  поло_а, полотен_е;

Ка_трюля, вы_ота, _нежок, пти_а

В первой строчке лишнее слово кольцо, так как во все другие слова вставили звук с.

Во второй строке лишнее слово полоса, так как во все другие слова вставили звук ц.

В третьей строке лишнее слово птица, так как во все другие слова вставили звук с.

Кроссворд

– Подошло время  для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд. Вписывайте отгадки в свои карточки.

1. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … 
(сова)

2.  И в море не купаются,
И нет у них щетинки, 
А все же называются
Они  – морские … 
(свинки)

3. Дом охраняет всю ночь напролет – 
Чужой без хозяина в дом не войдет.
В трудный  поход её брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно. 
(Собака)

4. Летом в поле травку рвёт,
А зимой в хлеву живет:
Сена вволю ей дают
Да ягнёнка в прибыль ждут.
Не рогата, не бодлива,
Беспокойна, боязлива.
Шёрстку у  неё стригут,
Вяжут из неё и ткут. 
(Овца)

5. Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
На зуб волку попадается? 
(Заяц)

6. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля
Кто же это? 
(Цапля)

7. Квохчет, квохчет, кудахчет
Всех детей собирает. 
(Курица)

Молодцы! Смогли отгадать кроссворд.

Следующее задание придумал  Снеговик. Внимание на экран.

Составление словосочетаний

Перед вами слова  и картинки. К словам первого столбика следует подобрать картинки, чтобы получилось словосочетания. Произнести словосочетания  чётко проговаривая слова.

Пёстрая             водица

Чистая               курица

Светит               письмо

ценное              солнце

Расцвели               цветы

Дифференциация в предложении.

Задание от Зайца. 

Ребята, Вам нужно закончить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных в скобках. Работа в карточках.            

1. У цветов сирени красивый…

Лунный… освещал дорогу ( свет, цвет)

2.Девочке подарили…- семицветик

Спой, …. не стыдись (цветик, светик)

3.Саша …. за стол и съел суп

Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)

Вставьте в слова пропущенные буквы С-Ц. Прочитаем текст.

Увидела ли…а  зай…а.  Подкрала…ь   к    нему. Зая……  заметил ли….у и в ку-ты. Ли…….а за ним. Зая….. за ку….т, и ли……а за ку…..т. Куда зая……, туда и ли…а. …….елый день гоняла…….ь ли…….а  за  зай……ем, так и не поймала. Молоде……  зая…..!

- О чем этот рассказ?

- Поймала лиса зайца?

Вы молодцы! Справились со всеми заданиями!

III. Подведение итогов

 – О каких звуках и буквах  мы говорили на сегодняшнем занятии?  (С и Ц)

- Какие задания больше всего понравились?

- Какие задания были трудными?

- Назовите по одному слову со звуком [С] или [Ц].

Релаксация

Какое у вас настроение после нашего занятия? Поднимите палец вверх те, у кого хорошее, веселое настроение, кому было интересно на занятии!  Опустите палец вниз у кого настроение плохое, грустное и кому было скучно на занятии.

Всем спасибо! Мне было очень приятно с вами работать и выполнять задания!

Наши   друзья Снеговик и Заяц   говорят вам до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"

Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях".

Конспект логопедического занятия "Дифференциациия букв б - д в слогах, словах и предложениях". Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме "Дикие животные" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме "Дикие животные" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях» Конспект коррекционно-развивающего занятия

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв «т»-«д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с ...

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв  К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания использую...

Конспекты коррекционно-развивающих занятий учителя дефектолога

Конспект дефектологического занятия. Математика. 5кл. Округление чисел....