Игра "От слова к предложению"
методическая разработка по логопедии

Кузовлева Дарья Владимировна

Цель игры:

  • Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения.
  • Обучение детей отвечать на вопросы по картинкам двухсоставным простым предложением, в котором подлежащее выражено формой единственного (множественного) числа существительного в именительном падеже, а сказуемое формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного (множественного) числа настоящего времени (Кот спит. Мальчик бежит. Дети поют.)
  • Обучение описанию предметов, вводя в речь трехсоставное словосочетание: существительное в именительном падеже + прилагательное (цвет) + числительное (три белых овала).
  • Обучение использованию в речи трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями (Я хочу есть. Он идет гулять).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_igra_ot_slova_k_predlozheniyu.docx51.94 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская игра

Игра в кубики «От слова к предложению»

Логопедическая работа в занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с УО (интеллектуальными нарушениями). Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ обусловлена комплексом причин органического, функционального и социального характера. Большая распространённость и особенности симптоматики речевых нарушений у детей с легкой интеллектуальной недостаточностью обусловлены наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания,  памяти, мышления), что создает дополнительные затруднения в овладении речевыми навыками.

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Предполагаемый результат логопедической работы – коррекция системного нарушения речи обучающихся.

Данная игра разработана для детей с нарушением интеллекта, которые в самостоятельном общении обычно пользуются однословными фразами. Редко могут наблюдаться попытки использовать простые по конструкции, но искаженные фразы. Играя в кубики, педагог работает над усложнением фразы.

Цель игры:

  • Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения.
  • Обучение детей отвечать на вопросы по картинкам двухсоставным простым предложением, в котором подлежащее выражено формой единственного (множественного) числа существительного в именительном падеже, а сказуемое формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного (множественного) числа настоящего времени (Кот спит. Мальчик бежит. Дети поют.)
  • Обучение описанию предметов, вводя в речь трехсоставное словосочетание: существительное в именительном падеже + прилагательное (цвет) + числительное (три белых овала).
  • Обучение использованию в речи трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями (Я хочу есть. Он идет гулять).

Оборудование:

- Деревянные кубики -  7 шт

- Набор картинок – 35 штук

- Мешочек - 1 штука.

 Ход игры:

В основе игры – кубики, их можно сделать и из картона. Каждый кубик – это определенная группа слов.

1 группа – существительные (на картинках члены семьи, животные, овощи, фрукты, предметы быта). Бросаем и задаем вопрос «Кто это?» или « Что это?»

1 группа – глаголы (на картинках изображены действия: стоит, бежит, идет, сидит, летит, ест). Бросаем и задаем вопрос «Что делает?». Далее соединяем в игру 2 кубика- существительное и глагол. Получаем различные словосочетания - предмет + глагол, задаем вопросы «Что (Кто) это? Что делает?». Обязательно уточняем у ребенка, бывает такое или нет.

3 группа – цвета. В игре участвуют кубики с предметами и кубики с цветом. Бросая кубики, отвечаем на вопросы, образуем словосочетания. (красные часы, желтое яблоко и т.д.).

4 группа – цифры. 1 уровень: в игре участвуют кубики с предметами и кубики с цифрами. Бросая кубики, отвечаем на вопросы, образуем словосочетания. (5 собак, 2 окна, 5 стульев и т.д.). 2 уровень: включаем в игру третий кубик с цветом. Бросая, называя, отвечая на вопрос, образуем словосочетания числительное + прилагательное + предмет.

5 группа – кубики с геометрическими фигурами. В игре играют 2 кубика (предмет и фигура). Бросаем, называем, составляем словосочетание прилагательное + существительное. (треугольный стол, круглые часы). Обязательно уточняем у ребенка, бывает такое или нет.

Возможные варианты словосочетаний для игры:

Из двух кубиков:

  • предмет+цвет,
  • предмет+количество,
  • фигура + цвет,
  • фигура+количество,
  • предмет+действие,
  • предмет+форма.

Из трех кубиков:

  • предмет+количество+форма,
  • предмет+цвет+форма,
  • форма+цвет+количество.

C:\Users\User\Downloads\IMG-20230130-WA0013.jpgC:\Users\User\Downloads\IMG-20230130-WA0007.jpg

C:\Users\User\Downloads\IMG-20230130-WA0011.jpg C:\Users\User\Downloads\IMG-20230130-WA0006.jpg

Кузовлева Д.В.

учитель-логопед

 ГБУ КО «Школа-интернат №7»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в I классе на тему: "Связь слов в предложении. Главные члены предложения."

Данный материал можно использовать для проведения одного из уроков русского языка в 1 классе....

Тема: «Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении».

Урок русского языка во втором классе.Цели урока: 1).Развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.2) Формировать навык грамотного письма.3) Фор...

Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений).            2.Дальнейшее обогащение сло...

Урок русского языка (обучение письму) в 1 классе на тему: «Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста»

Тип урока: урок применения предметных ЗУНовЦель:Формирование  у учащихся умения распознавать предложения и группы слов; выделять предложения из текста.Задачи:1. Развивать речь учащихся, вни...

«Предложение и его смысл. Слова в предложении»

                    - знакомство  с  разделом  «Синтаксис»,  повторение  понятия...

Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения. Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.

Формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; умение списывать с печатного образца;умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные тв...