«Предложение и его смысл. Слова в предложении»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Дорош Клавдия Алексеевна

                      - знакомство  с  разделом  «Синтаксис»,  повторение  понятия        

                        «предложение»,  отработка  умения  определять  границы предложений;

        - развитие  памяти,  мышления,  внимания  на  уроке,  устной  и  письменной  речи;

        - формирование  навыков  грамотного  и  каллиграфического  письма;

        - воспитывать  аккуратность  ведения  тетрадей  и  любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_no_1.zip81.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоминская средняя общеобразовательная школа»

Каневского района Краснодарского края

Конспект урока по русскому языку

 в 3 классе


«Предложение и его смысл. Слова в предложении»

подготовила

учитель начальных классов

Дорош Клавдия Алексеевна

Ст. Новоминская

2011год

                   Задачи  урока:

                      - знакомство  с  разделом  «Синтаксис»,  повторение  понятия        

                        «предложение»,  отработка  умения  определять  границы предложений;

        - развитие  памяти,  мышления,  внимания  на  уроке,  устной  и  письменной  речи;

        - формирование  навыков  грамотного  и  каллиграфического  письма;

        - воспитывать  аккуратность  ведения  тетрадей  и  любознательность.

Оборудование:

  1. Учебник «Русский  язык» 3-ий  класс, автор  С.В.Иванов, тетради  учащихся.
  2. Карта с  изображением  дерева  с  листьями – заданиями  для  детей.

Оформление  доски:  сверху  посередине – тема  урока,  ниже  слева – материал  для  чистописания,  посередине – картина  с  изображением  дерева  с  листьями,

справа – стихотворение  о  листьях.

   

Ход  урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного
  1.        Вступительное  слово  учителя

         У.- Давайте  улыбнемся  друг  другу, я  рада  вновь  видеть  ваши  лица, ваши  улыбки и  думаю, что  сегодняшний  день  принесет  нам  всем  радость  общения  друг  с  другом.  Успехов  вам  и  удачи!

 На  доске  написано  стихотворение:          j0239415

                         Листья  кленов  пестрой  стайкой

                         Тихо – тихо падают.

                         От  реки  притихшей  веет  

                         Легкою  прохладою.

У.- Ребята, Как  вы  думаете, о каком  времени года  это  четверостишие?

Д.- Это  стихотворение  об осени.

У.- Правильно!                                                          

        (Открывается  дерево,  на  котором  висят   последние  разноцветные  листья.)

                                   j0300203

 У.- Эти  листья  не  простые. На  каждом  листочке  задание, которое  надо  выполнить.

За  правильные  ответы  вы  будете  получать    маленькие  листочки.

 Чей  букет  из  листьев  окажется  пышнее?        

  1. У.- Итак, срываем  первый  лист.

                             вопросы: - Какая  бывает  речь?

                                              - Из  чего  состоит  наша  речь?

                        - Из  чего  состоят  предложения?

                        - Из  чего  состоят  слова?

                       -  Из  чего  состоят  слоги?

                         (Дети  устно  отвечают)

У.- Вы  правильно  отвечали. Наше  задание  для  минутки  чистописания  находится  на  следующем  листочке.

  1. Чистописание = Надо  записать  буквами  эти  звуки :          

                                              /п//р//э//д//л//а/ж//э//н//и//йэ/

 

                          1-стр.- Заглавную  и  рядом  строчную  буквы.

                                          2-стр.- Строчные  буквы  в  соединении.

У.- Давайте  прочитаем, что  у  нас  получилось?

                                               ПРЕДЛОЖЕНИЕ  

    III. Сообщение темы урока

У.- Правильно! Вот  оно  и  будет  сегодня  в  центре  внимания  нашего  урока.

С  этого  урока  начинается  изучение  нового  раздела, который  называется «Синтаксис».

                   (Вывешивается на  доску   плакат  с  термином)

У.- «Синтаксис» - греческое  слово, в переводе  означает «составление», «построение».

Синтаксис  изучает  словосочетания,  предложения,  их виды,  значение, то,  как ведут  себя  слова

 в  предложении,  как  при  помощи  предложений  строится  текст.

 

  1. Изучение  нового

                       

                          1. ( Срывает  учитель  3-ий  лист)

                          У.- Давайте  повторим, что  мы  уже  знаем  о  предложении.

                                Для  этого  на  стр. 38-38  учебника  выберите правильно и полное  

                                определение предложения. Почему?

             Д.- Предложение  состоит  из  слов  и  выражает  законченную  мысль.

У.- Упражнение № 1. = Сравните  два  столбика.

     

     Как  хорошо  уметь  читать!                                                                                     Горные  

                                                                                                                                                            читают  

                                                                                                                    спят                        как                хорошо

 Горные  вершины  спят  во   тьме  ночной.

У.- Есть  ли  смысл  в  том,  что  написано  в  правом  столбике?  Можно ли  назвать  это  предложением,  ведь  оно  состоит  из  слов?

                                                            (Ответы  детей)

                           2. ( Срывает  учитель 4-ий  лист )

                          У.- Выполнение  упр. № 2 ( стр. 39)

         

            Скоро  взойдет  над  рекой  и  лесом  веселое  (солнце,  облако).   

       Все  тогда  засияет,  все  перемешается  в  осеннем  темном ( озере,  

       лесу).   Высоко  поднимутся  журавли. С  высокого  ясного ( солнца,  

       облака, неба)  мы  слышим  их  прощальные  (разговоры,  голоса).

У. - Вам  нужно  выбрать  нужное  слово  из  нескольких  слов.

Работа выполняется устно.  Это же упражнение задается домашним заданием  для   письменного  выполнения.

Физминутка                        

                        3. ( Срывает  учитель 5-ий  лист)

                       У.- Работа  с  пословицами – упр.3 (стр. 39).

                             Что  необходимо  сделать, чтобы  из  слов  каждой  строчки  получилось      

                              предложение?

                      Д - Для  восстановления  пословиц  нужно  поставить  слова  не  только в  

                            определенном порядке, но и в  определенной форме.

      Нет,  цена,  верному,  друг

      Мастер,  дело,  боится

      Слово,  слаще,  ласковое,  мед

      Не  вытащишь,  и,  рыбка,  труд, без, пруд

      Узнается,  в, друг,  беда

         
   

У.- Выполните  это  упражнение  в  парах.

       (Дети  вместе – попарно  обсуждают, а потом  записывают  пословицы)

У.- Давайте  проверим, что  у вас  получилось.  Как  вы  понимаете  смысл  этих  пословиц?

                 (Ответы  детей)

  1. Закрепление  изученного  материала

             1. ( Срывает  учитель 6-ий  лист )

                   У.- Самостоятельная  работа - упр.5.(с.40)

                   У.- Ребята, какие  правила надо  знать, чтобы  правильно  написать  

                         предложение?

                   Д.- Начало  предложения  пишется  с  большой  буквы, в конце  предложения  

                         ставится  точка.

У.- В  этом  тексте 5 предложений. Самостоятельно  найдите  границы  предложений  и  запишите  их  в  тетрадь.

         Когда  я  был  маленький,  меня  отвезли  жить  к  бабушке

     у  бабушки  над  столом  была  полка  на  полке  пароходик  я  

     такого  никогда  не  видал  он  был  совсем  настоящий,  только  

      маленький.

     Учащиеся  выполняют  самостоятельно,  затем  проверяется  задание

 учащимися – консультантами.

  1.  Итог  урока

    1. ( Срывает  учитель 7-ий  лист)

                      У.- Вот  и  упал  с  дерева  последний  лист  с  заданием. Зато  на  ваших  

                            партах  лежат  целые  букеты  осенних  листьев.  У  кого  же  самый  

                            пышный  букет?

                  (Выставление  учителем  оценок  учащимся  за  урок)

У. -  Наш  урок  мне  хочется  закончить  такими  стихами:

                         

                                                                             И  послушно  ветру  вслед

                                                                             Листья  улетают.

                                                                            Значит,  лета  больше  нет,

                                                         Осень  наступает.

j0404717

Список использованной литературы

1. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова  Русский язык.3 класс Ч. 1.  М: - « Вентана - Граф», 2010.

2. В.В.Волина « Занимательное  азбуковедение». М:- « Просвещение», 1991.

3. В.В.Волина « Веселая грамматика». М: - «Знание»,1995.

4. М.А.Козлова «Я иду на урок» .М: - «Первое сентября»,2000.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь слов в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

1.Переводить информацию из одной формы в другую (схемы), упорядочивать её (строить алгоритмы рассуждений).            2.Дальнейшее обогащение сло...

Конспект урока по обучению грамоте (чтению) " Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении".

Учебный материал предполагает работу по формированию у первоклассников  осмысленного чтения предложений....

Конспект и презентация к уроку обучения грамоте "Упражнение в чтение. Наблюдение над смыслом слов в предложении"

Разработка к уроку обучения грамоте включает в себя технологическую карту, конспект урока и презентацию. Данный урок разработан для учащихся 1 класса.Цель урока: формировать умение понимать роль ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Предложение и его смысл. Слова в предложении."

Цель:-Организовать деятельность учащихся по углублению и систематизации знаний в рамках темы;- развивать умение определять границы предложения;- учить составлять из слов предложения;- способствовать ф...

Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.

Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....