Использование ИКТ в работе учителя-логопеда для коррекции речи детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра
презентация к уроку по логопедии

Цель логопедического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС  это:

- создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся, успешного усвоения адаптированных образовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     Вся логопедическая работа по сопровождению обучающихся организуется в соответствии с учебным планом и программой коррекционной работы учреждения.  Одним из направлений работы является коррекционно-развивающая работа, которая предполагает реализацию коррекционно-развивающих программ, составленных с учетом возраста, особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. Данное направление реализуется через выбор коррекционных программ, методик и приемов; организацию и проведение специально организованных групповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, определённых для каждого обучающегося.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность.

Для того,  чтобы занятия были наиболее интересными и познавательными, мы используем в своей работе различные ИКТ технологии.   Для этого  наша школа имеет библиотеку электронных ресурсов, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр. Практически на каждом занятии выполняются задания по интерактивной доске.

Что же такое использование интерактивной доски для ребенка? Это:

• повышение мотивации к логопедическим занятиям,

• создание благоприятного эмоционального фона для ускорения коррекционного процесса и улучшения его результативности;

• преодолевается речевой негативизм, т.к. формируется мотивация к речевой коммуникации;

• ускоряется процесс автоматизации звуков в речи;

• повышается уровень развития лексико-грамматического строя речи;

• появляются значительные возможности в развитии высших психических функций;

• осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;

• развиваются такие коммуникативные компетенции как сотрудничество, высказывание своих суждений и т.д.;

• развивается мелкая моторика рук;

• совершенствуется познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, образное мышление.

В своей  работе мы используем различные  методы работы с доской:

1 метод «Работа с маркером».

С помощью него можно вписывать слова, буквы, выделять ключевые слова, картинки. Этот метод широко используется на каждом занятии по исправлению дисграфии школьников.

2 метод «Перемещение».

С помощью данного метода составляются такие задания, которые направлены на развитие мышления, внимания. Основными приемами данного метода являются: классификация объектов, конструирование, выделение ключевых объектов смайликами.

3 метод «Скрытие»

Основными приемами являются закрытие «Отодвинь и узнаешь», затемнение «Шторка», расположение ответов или ключевых слов за пределами слайда «Рояль в кустах», закрашивание «Сотри и узнаешь». С помощью данных приемов создается много игр и заданий, направленных на развитие и обогащение словаря.

4 метод «Гиперссылка», который можно использовать при заданиях такого типа, как «Выбери верное», «Найди лишнее».

Также с помощью работы по интерактивной доске можно создавать большое количество тестов, как проверки полученных знаний.

С помощью программы  LearningApps  тоже создаю свои мультимедийные игры и задания, которые тоже благотворно влияют на развитие речи детей.

    Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:

Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.

Коррекционно-развивающие: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Коррекционно-развивающая методика с видеобиоуправлением «Буквы. Цифры. Цвет.»

ТИМОККО – это развивающий, коррекционный комплекс с биоуправлением на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК. Комплекс предназначен для улучшения качества движения, координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков у детей разных возрастов.

Программное обеспечение комплекса включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. В нашей работе часто используемыми играми являются такие, как:

1. «Предметы». В игре отрабатывается точная координация и статическое сохранение позы (положение рук, руки). Руками в шариках-перчатках необходимо наводить на появляющиеся обесцвеченные предметы.

При удержании положения рук/руки на предмете, происходит его закрашивание. Ребёнок, удерживая статическое положение рук, может называть предмет и его цвет. Задание можно выполнять отдельно левой рукой, правой рукой или двумя руками одновременно. Этой игрой в своей работе обогащаем словарь детей (Инструкция: «Что это?» — «Яблоко»), отрабатываем согласование. (Инструкция: «Скажи какой предмет?» — «Зеленое яблоко»).

2. «Воздушные шары». Эта игра на сложную динамическую координацию движения с заданием на внимание и узнавание букв. По экрану проплывают воздушные шары с буквами. Игроку нужно удержать руку/руки (шарики-перчатки) на том воздушном шаре, буква которого озвучена диктором. Для дополнительного прослушивания, можно нажать на игровом экране кнопку повтора. Задание можно выполнять отдельно левой рукой, правой рукой или двумя руками одновременно. Этой игрой мы развиваем слуховое восприятие детей и закрепляем образ букв.

3. «Знакомство с буквами». В этой игре Игрок, двигая руками, оставляет на экране шлейф из букв. Движениями рук можно создавать условный рисунок. Можно давать задания типа: провести линию посередине экрана, разделить экран на две половинки, нарисовать крут, квадрат, треугольник и т.п. При выполнении движения можно предложить ребёнку называть возникающие буквы. Задание можно выполнять отдельно левой рукой, правой рукой или двумя руками одновременно.

Методика «Интерактивная аудиосказка» - позволяет развивать связную речь.

Сказка в работе с детьми имеющими речевые недостатки, используется как средство обучения, развития и воспи­тания. Дети учатся думать, оценивать поступки героев, тренируют память, внимание, развивают речь. Обучение по сказке превращается в увлекательную игру, путешествуя с героями сказки, у ребенка формируются, уточняются детские представления об окружающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы.

Построение развивающей работы на материале изученной сказки. Используя ее содержание, мы разрабатываем комплексные и интегрированные занятия с включением в их содержание задач одного раздела программы (например, развитие речи) или комплексное решение нескольких разделов программы (ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, изо-деятельность, музыкальное воспитание). Таким образом, вырисовывается целостное и многоплановое представление о литературном произведении, содержание которого помогает развитию, воспитанию и обучению детей с нарушениями речевого развития.

Таким образом, опыт доказывает, что использование ИКТ технологий на логопедических  занятиях имеет преимущества, являясь наиболее мощным средством мотивации и развития ребенка, способным быстро реализовывать коррекционные задачи и создавать наилучшие условия для приобретения детьми собственного опыта и навыков.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда для коррекции речи детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра Составила: Учитель-логопед Бессольнова А.С.

Слайд 2

Цель логопедического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС это: - создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся, успешного усвоения адаптированных образовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционно-развивающая работа Выбор коррекционных программ, методик и приемов Организация и проведение групповых и индивидуальных занятий по коррекции речевых нарушений, определённых для каждого обучающегося

Слайд 3

У детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речи выявляется: недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; сложности при автоматизации поставленных звуков. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.

Слайд 4

Информационно-коммуникационные технологии • повышение мотивации к логопедическим занятиям; • создание благоприятного эмоционального фона для ускорения коррекционного процесса и улучшения его результативности; • преодолевается речевой негативизм, т.к. формируется мотивация к речевой коммуникации; • ускоряется процесс автоматизации звуков в речи; • повышается уровень развития лексико-грамматического строя речи; • появляются значительные возможности в развитии высших психических функций; • осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память; • развиваются такие коммуникативные компетенции как сотрудничество, высказывание своих суждений и т.д.; • развивается мелкая моторика рук; • совершенствуется познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, образное мышление. Использование интерактивной доски:

Слайд 5

Логопедические интерактивные игры от портала «МЕРСИБО»

Слайд 6

1 метод «Работа с маркером». С помощью него можно вписывать слова, буквы, выделять ключевые слова, картинки. Этот метод широко используется на каждом занятии по исправлению дисграфии школьников.

Слайд 7

2 метод «Перемещение». С помощью данного метода составляются такие задания, которые направлены на развитие мышления, внимания. Основными приемами данного метода являются: классификация объектов, конструирование, выделение ключевых объектов смайликами.

Слайд 8

3 метод «Скрытие» Основными приемами являются закрытие «Отодвинь и узнаешь», затемнение «Шторка», расположение ответов или ключевых слов за пределами слайда «Рояль в кустах», закрашивание «Сотри и узнаешь». С помощью данных приемов создается много игр и заданий, направленных на развитие и обогащение словаря.

Слайд 9

4 метод «Гиперссылка», Данный метод можно использовать при заданиях такого типа, как «Выбери верное», «Найди лишнее».

Слайд 10

Программа LearningApps LearningApps.org создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (далее -- упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается несколько шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором и т. д.).

Слайд 11

Коррекционно-развивающая методика с видеобиоуправлением «Буквы. Цифры. Цвет.» Программное обеспечение комплекса включает в себя интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме.

Слайд 12

Коррекционно-развивающая методика с видеобиоуправлением «Буквы. Цифры. Цвет.»

Слайд 13

Методика «Интерактивная аудиосказка»

Слайд 14

Таким образом, опыт доказывает, что использование ИКТ технологий на логопедических занятиях имеет преимущества, являясь наиболее мощным средством мотивации и развития ребенка, способным быстро реализовывать коррекционные задачи и создавать наилучшие условия для приобретения детьми собственного опыта и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учителя-логопеда 1-2 класс для детей, имеющих тяжелые нарушения речи

Данная программа составлена на основе АОП по ФГОС НОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программа будет полезна учителям -дефектологам и логопедам. Последние время в школу поступает много детей с...

повышение эффективности коррекции речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием различных технологий и специального оборудования

laquo;В соответствии с современными педагогическими теориями представление о педагогических технологиях, инновациях связывается с определённым набором базисных техник, использование которых поз...

Презентация "Использование ИКТ в работе учителялогопеда для формирования лексического компонента речи у детей с ЗПР»

Использование ИКТ в логопедической практике не просто один из возможных способов коррекции, а настоящая необходимость в условиях современного мира....

Презентация "Использование ИКТ в работе учителялогопеда для формирования лексического компонента речи у детей с ЗПР»

Использование ИКТ в логопедической практике не просто один из возможных способов коррекции, а настоящая необходимость в условиях современного мира....

Доклад «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда для формирования лексического компонента речи у детей с ЗПР»

Актуальность выбранной темы обусловлена высокой значимостью работы над лексикой с учащимися с задержкой психического развития (далее ЗПР). Богатство словаря – признак высокого развития как общес...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В настоящее время выявляется тенденция увеличения числа детей с расстройствами аутистического спектра это обуславливает актуальность и выбор данной темы. Главное отличие таких детей заключается в несп...

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭХОЛАЛИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЕТОДОМ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

По мнению В.В. Лебединского (1996), сам факт возникновения эхолалий указывает на определенную степень сохранности речедвигательной системы.Вышеизложенное актуализирует проблему специально организованн...