Рабочая программа "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" для 2-х классов слабослышащих и позднооглохших вариант 2.2 II отделение
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Коррекционный курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана МБОУ Гимназия г. Советский и относится, как и другие курсы коррекционно-развивающей области, к внеурочной деятельности, части, формируемой участниками образовательного процесса. Занятия проводятся во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2_sluh_mamedov_frs_i_psur.docx | 44.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»
для обучающегося 2 «» класса
(АООП ФГОС НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2 II отделение))
Количество часов: 68 часов
Составила: Логинова Т.А.
учитель – дефектолог
МБОУ гимназии г. Советский
2023-2024 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» для 2 – х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» составлена в соответствии c адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования слабослышащих и позднооглохших детей (вариант 2.2.) в МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2023 г. №534 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, образования на 2023-2024 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».
Цель реализации рабочей программы «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана МБОУ Гимназия г. Советский и относится, как и другие курсы коррекционно-развивающей области, к внеурочной деятельности, части, формируемой участниками образовательного процесса. Занятия проводятся во внеурочное время.
Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на «68» часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 20 минут с 3-5 минутной релаксацией, гимнастикой для глаз и физминутками.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Ценностные ориентиры коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО. Ценностные ориентиры содержания начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ в системе образования:
- Формирование основ гражданской идентичности личности на основе
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа.\
- Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
- Развитие ценностно - смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества, и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.
- Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.
- Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально - положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров начального общего образования в образовательной деятельности, осуществление познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости sms сообщение и другие);
- овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах урочной и внеурочной деятельности).
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- активное использование доступных (с учётом особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения пользоваться речью как средством мыслительной деятельности.
Предметные:
- произношение слитно, на одном выдохе, рада слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения;
- изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно);
- изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией, в связи с логическим ударением (сопряжено и отраженно);
- дифференциация гласных звуков (а-о, о-у, и-ы);
- дифференциация дифтонгов и согласных (я-а, ё-о, ю-у, е-э);
- дифференциация мягких и твердых согласных;
- дифференциация носовых и ротовых согласных (закрытая гнусавость);
- дифференциация парных звонких и глухих согласных;
- дифференциация сходных звуков (ш-с, ж-з, ц-с, ч-ш, щ-ш, х-к);
- воспроизведение слов по образцу учителя с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения в 4-5 сложных знакомых словах;
- слитное произношение слов со стечением согласных голосом нормальной высоты и темпа;
- соблюдение в устной речи орфоэпического произношения (безударное о, звонкие согласные на конце слов с нотированием в незнакомых словах и без нотирования – в знакомых);
- произношение слов и фраз в темпе, близкому к естественному (отраженно и самостоятельно);
- воспроизведение повествовательной, вопросительной и восклицательной интонаций при чтении текста и введении диалога;
- восприятие на слух незнакомого речевого материала.
Содержание коррекционного курса
- Формирование речевого слуха. Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них с помощью кохлеарного импланта / кохлеарных имплантов речевого материала (слова, словосочетания, фразы, тексты, материал обиходно – разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов). Развитие фонематического слуха, восприятие «тонких» слуховых дефференцировок.
- Формирование произносительной стороны устной речи.
- Речевое дыхание. Произношение слитно, на одном дыхании, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения.
- Голос. Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением – сопряжённо и отражённо.
- Звуки и их сочетания. Дифференциация гласных звуков (а-о, о-у, и-ы). Дифференциация дифтонгов и согласных (я-а, ё-о, ю-у, е-э). Дифференциация мягких и твердых согласных. Дифференциация носовых и ротовых согласных (закрытая гнусавость). Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Дифференциация сходных звуков (ш-с, ж-з, ц-с, ч-ш, щ-ш, х-к).
- Слово. Воспроизведение слов по образцу учителя с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения в 4-5 сложных знакомых словах. Закрепления понятия «ударный слог» и разделения звуков речи на гласные и согласные, звонкие и глухие согласные. Слитное произношение слов со стечением согласных голосом нормальной высоты и темпа. Соблюдение в устной речи орфоэпического произношения (безударное о, звонкие согласные на конце слов с нотированием в незнакомых словах и без нотирования – в знакомых).
- Фраза. Произношение слов и фраз в темпе, близкому к естественному (отраженно и самостоятельно). Воспроизведение повествовательной, вопросительной и восклицательной интонаций при чтении текста и введении диалога. Опора на графическое изображение знаков интонации: вопросительный знак, восклицательный знак, точку.
- Виды речевой деятельности: повторение слогов, слов за учителем (подражание); чтение слогов, слов, вставка пропущенных букв в слова, составление предложений из слов (чтение); называние картинок, ответы на вопросы по картинкам, дополнение предложений по картинкам (называние картинок и ответы на вопросы); составление диалогов рассказывание по серии картинок, по сюжетной картине (самостоятельная речь). Постепенный переход упражнений по заданию к самостоятельной речи.
Тематическое планирование
№ | Дата | Название темы / урока | Содержание | Учебник/стр. | ||
По плану | По факту | |||||
Входная диагностика | ||||||
| Диагностика слухового развития и речи | Обследование развития слухового восприятия и речевой активности. | Диагностический инструментарий | |||
Звуки «А-О». | Речевое дыхание (стр.3-4). Выделение голосом ударного слога (стр.5). Говори на одном выдохе, слитное произнесение слов, фраз (стр.6-8) | 3-8 Часть 1 | ||||
Работа над голосом. | Работа над темпом речи и голосом (медленно – быстро, тихо – громко). Работа над высотой голоса (нормально – высоко – низко). | 15-17 Часть 1 | ||||
Работа над голосом. | Слитное произношение предложений. Вопросительная и повествовательная интонация. Упражнения. | 19-23 Часть 1 | ||||
Звуки «Ы-И» | Мягкое и твердое произношение слогов, слов. Дифференциация речевого материала по мягкости и твердости. Орфоэпия (слоги ШИ, ЖИ). | 24-33 Часть 1 | ||||
Звуки «А-Я» | Дифференциация дифтонгов и гласных во всех встречающихся случаях речевого материала. Упражнения на закрепления. | 34-41 Часть 1 | ||||
Звуки «Ё-О» | Дифференциация дифтонгов и гласных во всех встречающихся случаях речевого материала. Упражнения на закрепления. | 42-47 Часть 1 | ||||
Звуки «Ю-У» | Дифференциация дифтонгов и гласных во всех встречающихся случаях речевого материала. Упражнения на закрепления. | 48-52 Часть 1 | ||||
Звуки «Е-Э» | Дифференциация дифтонгов и гласных во всех встречающихся случаях речевого материала. Упражнения на закрепления. | 53-54 Часть 1 | ||||
Звуки М-П-Б | Устранение закрытой гнусавости. Дифференциация М-П, М-Б, М-П-Б в разных видах речевой деятельности. Упражнения в самостоятельном произношении. | 55-64 Часть 1 | ||||
Звуки Н-Т-Д | Устранение закрытой гнусавости. Дифференциация Н-Т, Н-Д, Н-Т-Д в разных видах речевой деятельности. Упражнения в самостоятельном произношении. Рассказ по картинке. | 65-74 Часть 1 | ||||
ПЯ-ПА | Дифференциация мягкого и твердого произношения: чтение, ответы на вопросы, рассказ по картинке, диалоги. | 75-79 Часть 1 | ||||
ПЁ-ПО | Дифференциация мягкого и твердого произношения: чтение, ответы на вопросы, рассказ по картинке, диалоги. | 80-84 Часть 1 | ||||
ПЮ-ПУ | Дифференциация мягкого и твердого произношения: чтение, ответы на вопросы, рассказ по картинке, диалоги. | 85-88 Часть 1 | ||||
Звуки В-Ф | Дифференциация согласных по звонкости и глухости во всех фонетических позициях. Орфоэпическое произношение звонких согласных. Правила произношения. | 89-99 Часть 1 | ||||
Звуки С-З | Дифференциация согласных по звонкости и глухости во всех фонетических позициях. Орфоэпическое произношение звонких согласных. Правила произношения. | 100-113 Часть 1 | ||||
Промежуточная диагностика | ||||||
Диагностика слухового развития и речи
| Мониторинг | Диагностический инструментарий | ||||
Звуки Ж-Ш | Дифференциация согласных по звонкости и глухости во всех фонетических позициях. Орфоэпическое произношение звонких согласных. Правила произношения. | 114-126 Часть 1 | ||||
Звуки Ш-С | Дифференциация смешанных звуков во всех видах речевой деятельности. Рассказ по картинке. | 127-138 Часть 1 | ||||
Звуки Ж-З | Дифференциация согласных по звонкости и глухости во всех фонетических позициях. Составление предложений по картинке. Орфоэпия. Нотирование слов с этими звуками на конце слов. | 3-14 Часть 2 | ||||
Звуки Б-П, Д-Т | Дифференциация парных согласных во всех фонетических позициях. Орфоэпические произношение звонких согласных. | 15-24, 25-36 Часть 2 | ||||
Звуки Г-К, Х-К | Дифференциация задненебных согласных во всем речевом материале. Орфоэпическое произношение звуков Г и Х. правила. | 37-46, 47-53 Часть 2 | ||||
Звуки Ц-С | Дифференциация аффрикат на составляющие их звуки во всех видах речевой деятельности. Орфоэпическое произношение звука Ц в окончаниях –тся и ться. | 54-64 Часть 2 | ||||
Звуки Ч-Ш | Дифференциация аффрикат на составляющие их звуки во всех видах речевой деятельности. Упражнение на закрепление звука. | 65-75 Часть 2 | ||||
Звуки Ш-Щ | Дифференциация слитного звука Щ и звука Ш во всех фонетических позициях. Случаи орфоэпического произношения. Упражнения на закрепления звука. | 76-82 Часть 2 | ||||
Звуки Л-Н | Устранение гнусавого оттенка в произношении звука Л. Дифференциация Л-Н. Упражнение на речевое дыхание и изменение голоса. | 83-91 Часть 2 | ||||
Итоговая диагностика | ||||||
Диагностика слухового развития и речи | Обследование развития слухового восприятия и речевой активности. | Диагностический инструментарий | ||||
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:
- Документация:
- Рабочие программы на 2023-2024 учебный год;
- Список учащихся зачисленных на занятия с учителем – дефектологом;
- Должностная инструкция, график и циклограмма учителя – дефектолога на 2023-2024 учебный год;
- Журнал учета диагностической работы;
- Журнал учета проведения индивидуальных и групповых занятий;
- Журнал индивидуальных и групповых консультаций;
- Паспорт кабинета;
- Портфолио учителя - дефектолога
- Диагностический материал (материал для обследования уровня развития обучающихся, систематизированный по годам обучения и разделам: альбомы, папки и т.д.).
- Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями, специалистами коррекционно-развивающего сопровождения, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов, книг и т.д.).
- Наглядно-дидактический материал:
- Цветные карандаши, рабочие тетради, бумага, ножницы, ручки, массажные мячи, массажные кольца, массажные мячи «Су-Джок»;
- Наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
- Плоские геометрический фигуры разной формы;
- Объемные геометрические формы и тела;
- Пособия «Игры на липучках», «Нейро-кейс», «Лабиринты», альбом «Фрукты – овощи», «Мозаика».
- Индивидуальный раздаточный стимульный материал (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения заданий на классификацию, обобщение и т.д.);
- Вязанный пальчиковый театр.
- Картотеки: пальчиковой, артикуляционной, нейро-гимнастики.
- Оборудование:
- Телевизор, ноутбук, песочный стол.
- Мебель:
- Парты;
- Стулья;
- Шкаф;
- Полка для книг;
- Доска.
Учебно – методическое обеспечение
- Власова Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. — 376 с.
- Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя: в 2 ч. : ч. 1. / Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 154 с.
- Речевой материал для занятий по развитию слухового восприятия в 1-5 классах I отделения (тексты о Санкт-Петербурге). // Поиск нового в образовании и воспитании слабослышащих. – СПб.: Информационный отдел НМЦ ВРУО, 1997. – 134 с.
- Примерный речевой материал для индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия (школа для слабослышащих детей II отделения (пособие). – М.: Министерство Просвещения СССР, НИИД АПН СССР, 1986. – С.5 – 19
- Пфафенродт А.Н. Произношение : учеб. пособие для 2 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений II вида : (2 отделение) / А.Н. Пфафенродт, М.Е. Кочанова. – М.: Просвещение, 2007. – 239 с.
- Баранников И.В. Картинный словарь русского языка. СПб «Просвещение», 1993
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008
- Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. СПб: САТИС 1995.
- Парамонова Л. Г. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. Ленинград ЛГПИ имени А.И. Герцена.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. СПб.: КАРО,2006.
- Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога – дефектолога. М.: Парадигма, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). Учителя-дефектолога Мельниковой А.В.
Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). АООП образо...
Визитная карточка индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 3 классе.
Документ содержит визитную карточку индивидуального занятия по ФРС И ПСУР в 3 классе, технологическую карту и коспект урока на тему Текст:«СНЕГ». Автоматизация звука: «Р» в сте...
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 3 класс
3 класс...
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для 3 класса
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей с нарушением слуха в условиях специальной коррекионной школы....
Аннотация к рабочей программе по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 4 класс В 2.2
Пояснительная записка к рабочей программе по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 4 класс В 2.2...
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи со слабослышащими учащимися второго класса.
Материал может использоваться в работе с детьми с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи.Тема «Варенье — сок — повидло — компот». Дифференциация звуков Л и ЛЬ....