Рабочая программа "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" для 2-х классов слабослышащих и позднооглохших вариант 2.2 II отделение
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Картавкина Татьяна Андреевна

Коррекционный курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана МБОУ Гимназия г. Советский и относится, как и другие курсы коррекционно-развивающей области, к внеурочной деятельности, части, формируемой участниками образовательного процесса. Занятия проводятся во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_2_sluh_mamedov_frs_i_psur.docx44.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

для обучающегося 2 «» класса

 (АООП ФГОС НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2 II отделение))

Количество часов: 68 часов

 

Составила: Логинова Т.А.

учитель – дефектолог

МБОУ гимназии г. Советский

2023-2024 уч. г.


Пояснительная записка

Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» для 2 – х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249);
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  • Рабочая программа «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» составлена в соответствии c адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования слабослышащих и позднооглохших детей  (вариант 2.2.) в  МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2023 г. №534 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, образования на 2023-2024 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».

Цель реализации рабочей программы «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана МБОУ Гимназия г. Советский и относится, как и другие курсы коррекционно-развивающей области, к внеурочной деятельности, части, формируемой участниками образовательного процесса. Занятия проводятся во внеурочное время.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на «68» часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 20 минут с 3-5 минутной релаксацией, гимнастикой для глаз и физминутками.

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса

Ценностные ориентиры коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО. Ценностные ориентиры содержания начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ в системе образования:

  1. Формирование основ гражданской идентичности личности на основе
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа.\
  1. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
  1. Развитие ценностно - смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
  • принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества, и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.
  1. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.
  2. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
  • формирование самоуважения и эмоционально - положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
  • формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров начального общего образования в образовательной деятельности, осуществление познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса

 Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях; пользоваться специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости sms сообщение и другие);
  • овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; владение речевыми средствами для включения в повседневные школьные и бытовые дела, навыками коммуникации, в том числе устной, в различных видах урочной и внеурочной деятельности).

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • активное использование доступных (с учётом особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения пользоваться речью как средством мыслительной деятельности.

Предметные:

  • произношение слитно, на одном выдохе, рада слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения;
  • изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно);
  • изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией, в связи с логическим ударением (сопряжено и отраженно);
  • дифференциация гласных звуков (а-о, о-у, и-ы);
  • дифференциация дифтонгов и согласных (я-а, ё-о, ю-у, е-э);
  • дифференциация мягких и твердых согласных;
  • дифференциация носовых и ротовых согласных (закрытая гнусавость);
  • дифференциация парных звонких и глухих согласных;
  • дифференциация сходных звуков (ш-с, ж-з, ц-с, ч-ш, щ-ш, х-к);
  • воспроизведение слов по образцу учителя с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения в 4-5 сложных знакомых словах;
  • слитное произношение слов со стечением согласных голосом нормальной высоты и темпа;
  • соблюдение в устной речи орфоэпического произношения (безударное о, звонкие согласные на конце слов с нотированием в незнакомых словах и без нотирования – в знакомых);
  • произношение слов и фраз в темпе, близкому к естественному (отраженно и самостоятельно);
  • воспроизведение повествовательной, вопросительной и восклицательной интонаций при чтении текста и введении диалога;
  • восприятие на слух незнакомого речевого материала.

Содержание коррекционного курса

  1. Формирование речевого слуха. Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них с помощью кохлеарного импланта / кохлеарных имплантов речевого материала (слова, словосочетания, фразы, тексты, материал обиходно – разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов). Развитие фонематического слуха, восприятие «тонких» слуховых дефференцировок.
  2. Формирование произносительной стороны устной речи.
  1.  Речевое дыхание. Произношение слитно, на одном дыхании, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения.
  2. Голос. Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением – сопряжённо и отражённо.
  3. Звуки и их сочетания. Дифференциация гласных звуков (а-о, о-у, и-ы). Дифференциация дифтонгов и согласных (я-а, ё-о, ю-у, е-э). Дифференциация мягких и твердых согласных. Дифференциация носовых и ротовых согласных (закрытая гнусавость). Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Дифференциация сходных звуков (ш-с, ж-з, ц-с, ч-ш, щ-ш, х-к).
  4. Слово. Воспроизведение слов по образцу учителя с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения в 4-5 сложных знакомых словах. Закрепления понятия «ударный слог» и разделения звуков речи на гласные и согласные, звонкие и глухие согласные. Слитное произношение слов со стечением согласных голосом нормальной высоты и темпа. Соблюдение в устной речи орфоэпического произношения (безударное о, звонкие согласные на конце слов с нотированием в незнакомых словах и без нотирования – в знакомых).
  5. Фраза. Произношение слов и фраз в темпе, близкому к естественному (отраженно и самостоятельно). Воспроизведение повествовательной, вопросительной и восклицательной интонаций при чтении текста и введении диалога. Опора на графическое изображение знаков интонации: вопросительный знак, восклицательный знак, точку.
  1. Виды речевой деятельности: повторение слогов, слов за учителем (подражание); чтение слогов, слов, вставка пропущенных букв в слова, составление предложений из слов (чтение); называние картинок, ответы на вопросы по картинкам, дополнение предложений по картинкам (называние картинок и ответы на вопросы); составление диалогов рассказывание по серии картинок, по сюжетной картине (самостоятельная речь). Постепенный переход упражнений по заданию к самостоятельной речи.

Тематическое планирование

Дата

Название темы / урока

Содержание

Учебник/стр.

По плану

По факту

Входная диагностика

 

Диагностика слухового развития и речи

Обследование развития слухового восприятия и речевой активности.

Диагностический инструментарий

Звуки «А-О».

Речевое дыхание (стр.3-4).

Выделение голосом ударного слога (стр.5).

Говори на одном выдохе, слитное произнесение слов, фраз (стр.6-8)

3-8

Часть 1

Работа над голосом.

Работа над темпом речи и голосом (медленно – быстро, тихо – громко).

Работа над высотой голоса (нормально – высоко – низко).

15-17

Часть 1

Работа над голосом.

Слитное произношение предложений.

Вопросительная и повествовательная интонация.

Упражнения.

19-23

Часть 1

Звуки «Ы-И»

Мягкое и твердое произношение слогов, слов.

Дифференциация речевого материала по мягкости и твердости.

Орфоэпия (слоги ШИ, ЖИ).

24-33

Часть 1

Звуки «А-Я»

Дифференциация дифтонгов и гласных во всех встречающихся случаях речевого материала.

Упражнения на закрепления.

34-41

Часть 1

Звуки «Ё-О»

Дифференциация дифтонгов и гласных во всех встречающихся случаях речевого материала.

Упражнения на закрепления.

42-47

Часть 1

Звуки «Ю-У»

Дифференциация дифтонгов и гласных во всех встречающихся случаях речевого материала.

Упражнения на закрепления.

48-52

Часть 1

Звуки «Е-Э»

Дифференциация дифтонгов и гласных во всех встречающихся случаях речевого материала.

Упражнения на закрепления.

53-54

Часть 1

Звуки М-П-Б

Устранение закрытой гнусавости.

Дифференциация М-П, М-Б, М-П-Б в разных видах речевой деятельности.

Упражнения в самостоятельном произношении.

55-64

Часть 1

Звуки Н-Т-Д

Устранение закрытой гнусавости.

Дифференциация Н-Т, Н-Д, Н-Т-Д в разных видах речевой деятельности.

Упражнения в самостоятельном произношении. Рассказ по картинке.

65-74

Часть 1

ПЯ-ПА

Дифференциация мягкого и твердого произношения: чтение, ответы на вопросы, рассказ по картинке, диалоги.

75-79

Часть 1

ПЁ-ПО

Дифференциация мягкого и твердого произношения: чтение, ответы на вопросы, рассказ по картинке, диалоги.

80-84

Часть 1

ПЮ-ПУ

Дифференциация мягкого и твердого произношения: чтение, ответы на вопросы, рассказ по картинке, диалоги.

85-88

Часть 1

Звуки В-Ф

Дифференциация согласных по звонкости и глухости во всех фонетических позициях.

Орфоэпическое произношение звонких согласных. Правила произношения.

89-99

Часть 1

Звуки С-З

Дифференциация согласных по звонкости и глухости во всех фонетических позициях.

Орфоэпическое произношение звонких согласных. Правила произношения.

100-113

Часть 1

Промежуточная диагностика

Диагностика слухового развития и речи

 

Мониторинг

Диагностический инструментарий

Звуки Ж-Ш

Дифференциация согласных по звонкости и глухости во всех фонетических позициях.

Орфоэпическое произношение звонких согласных. Правила произношения.

114-126

Часть 1

Звуки Ш-С

Дифференциация смешанных звуков во всех видах речевой деятельности.

Рассказ по картинке.

127-138

Часть 1

Звуки Ж-З

Дифференциация согласных по звонкости и глухости во всех фонетических позициях.

Составление предложений по картинке. Орфоэпия.   Нотирование слов с этими звуками на конце слов.

3-14

Часть 2

Звуки Б-П, Д-Т

Дифференциация парных согласных во всех фонетических позициях.

Орфоэпические произношение звонких согласных.

15-24,

25-36

Часть 2

Звуки Г-К, Х-К

Дифференциация задненебных согласных во всем речевом материале.

Орфоэпическое произношение звуков Г и Х. правила.

37-46,

47-53

Часть 2

Звуки Ц-С

Дифференциация аффрикат на составляющие их звуки во всех видах речевой деятельности.

Орфоэпическое произношение звука Ц в окончаниях –тся и ться.

54-64

Часть 2

Звуки Ч-Ш

Дифференциация аффрикат на составляющие их звуки во всех видах речевой деятельности.

Упражнение на закрепление звука.

65-75

Часть 2

Звуки Ш-Щ

Дифференциация слитного звука Щ и звука Ш во всех фонетических позициях. Случаи орфоэпического произношения.

Упражнения на закрепления звука.

76-82

Часть 2

Звуки Л-Н

Устранение гнусавого оттенка в произношении звука Л.

Дифференциация Л-Н.

Упражнение на речевое дыхание и изменение голоса.

83-91

Часть 2

Итоговая диагностика

Диагностика слухового развития и речи

Обследование развития слухового восприятия и речевой активности.

Диагностический инструментарий

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:

  1. Документация:
  • Рабочие программы на 2023-2024 учебный год;
  • Список учащихся зачисленных на занятия с учителем – дефектологом;
  • Должностная инструкция, график и циклограмма учителя – дефектолога на 2023-2024 учебный год;
  • Журнал учета диагностической работы;
  • Журнал учета проведения индивидуальных и групповых занятий;
  • Журнал индивидуальных и групповых консультаций;
  • Паспорт кабинета;
  • Портфолио учителя - дефектолога
  1. Диагностический материал (материал для обследования уровня развития обучающихся, систематизированный по годам обучения и разделам: альбомы, папки и т.д.).
  2. Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями, специалистами коррекционно-развивающего сопровождения, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов, книг и т.д.).
  3. Наглядно-дидактический материал:
  • Цветные карандаши, рабочие тетради, бумага, ножницы, ручки, массажные мячи, массажные кольца, массажные мячи «Су-Джок»;
  • Наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
  • Плоские геометрический фигуры разной формы;
  • Объемные геометрические формы и тела;
  • Пособия «Игры на липучках», «Нейро-кейс», «Лабиринты», альбом «Фрукты – овощи», «Мозаика».
  • Индивидуальный раздаточный стимульный материал (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения заданий на классификацию, обобщение и т.д.);
  • Вязанный пальчиковый театр.
  • Картотеки: пальчиковой, артикуляционной, нейро-гимнастики.
  1. Оборудование:
  • Телевизор, ноутбук, песочный стол.
  1. Мебель:
  • Парты;
  • Стулья;
  • Шкаф;
  • Полка для книг;
  • Доска.

Учебно – методическое обеспечение

  1. Власова Т.М. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. – М.: Учебная литература, 1997. — 376 с.
  2. Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя: в 2 ч. : ч. 1. / Т.К. Королевская, А.Н. Пфафенродт. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 154 с.
  3. Речевой материал для занятий по развитию слухового восприятия в 1-5 классах I отделения (тексты о Санкт-Петербурге). // Поиск нового в образовании и воспитании слабослышащих. – СПб.: Информационный отдел НМЦ ВРУО, 1997. – 134 с.
  4. Примерный речевой материал для индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия (школа для слабослышащих детей II отделения (пособие). – М.: Министерство Просвещения СССР, НИИД АПН СССР, 1986. – С.5 – 19
  5. Пфафенродт А.Н. Произношение : учеб. пособие для 2 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений II вида : (2 отделение) / А.Н. Пфафенродт, М.Е. Кочанова. – М.: Просвещение, 2007. – 239 с.
  6. Баранников И.В. Картинный словарь русского языка. СПб «Просвещение», 1993
  7. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008
  8. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. СПб: САТИС 1995.
  9. Парамонова Л. Г. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. Ленинград ЛГПИ имени А.И. Герцена.
  10. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. СПб.: КАРО,2006.
  11. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога – дефектолога. М.: Парадигма, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). Учителя-дефектолога Мельниковой А.В.

Конспект открытого  занятия по коррекционному   курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). АООП образо...

Визитная карточка индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 3 классе.

Документ содержит визитную карточку индивидуального занятия по ФРС И ПСУР в 3 классе, технологическую карту и коспект урока на тему Текст:«СНЕГ». Автоматизация звука: «Р» в сте...

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для 3 класса

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей с нарушением слуха в условиях специальной коррекионной школы....

Аннотация к рабочей программе по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 4 класс В 2.2

Пояснительная записка к рабочей программе по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 4 класс В 2.2...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи со слабослышащими учащимися второго класса.

Материал может использоваться в работе с детьми с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи.Тема «Варенье — сок — повидло — компот». Дифференциация звуков Л и ЛЬ....