Аннотация к рабочей программе по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 4 класс В 2.2
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Десятова Оксана Владимировна

Пояснительная записка к рабочей программе по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи 4 класс В 2.2

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zap_4-v_sl_sl_20-21g.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи   (далее ФРС и ПСУР) для 4-в класса  (слабослышащие и позднооглохшие) разработана на основе программы «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению. II отделение» из  сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, М.И. Никитина «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов», Москва, «Просвещение», 2005, в соответствии с:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 08.06.2020 года),
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014  № 1598.

и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказа Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м  «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ».
  2. Письма Министерства образования и науки РФ от 03.03.2016 № 08-334 «О примерной структуре рабочих программ учителя».
  3. Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования глухих обучающихся ГКОУ РО Азовской школы № 7.
  4. Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2020-2021 учебный год.
  5. Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы    № 7 на 2020-2021 учебный год.
  6. Положения о рабочей программе учителя учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

  1. Зонтова О. В. «Методические рекомендации по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом», СПб., КАРО, 2008.
  2. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. «Развитие устной речи у глухих школьников», М., НЦ ЭНАС, 2003.

  3. Королева И., Янн П. «Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов», СПб., КАРО, 20011.
  4. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье», М.: Просвещение, 1991.
  5. Назарова Л. П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха», М., ВЛАДОС, 2001.
  6. Слезина Н.Ф. «Формирование произношения у глухих школьников», М., Просвещение, 1984.

  7. Иллюстрированный дидактический материал.

МЕСТО ПРЕДМЕТА ФРС и ПСУР В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Формирование слухо-зрительного восприятия речи и первичных произносительных навыков. Создание межанализаторных условных связей восприятия устной речи на начальном этапе обучения. Усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей. Овладение средствами речевого общения, как  одного   из важнейших факторов социальной адаптации.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Образовательные:

  • уточнить состояние нарушенной слуховой функции (с ЗУА);
  • подобрать оптимальный режим звукоусиления с помощью стационарной электроакустической аппаратуры и режим работы индивидуальных слуховых аппаратов;
  • выявить и выработать с помощью ЗУА чёткую реакцию на определённом расстоянии на неречевые  и речевые звуки разной интенсивности;
  • обучить восприятию, различению  и воспроизведению слов, как речевых сигналов, различных звуков с помощью ЗУА;
  • обучать распознаванию в словах гласных в позиции как ударного, так и безударного слогов, определять ритмический рисунок некоторых слов;
  • обучать различению и опознаванию слов, словосочетаний и фраз, небольших текстов диалогического и монологического характера (с ЗУА);
  • целенаправленно побуждать глухих обучающихся произносить отрабатываемый речевой материал внятно, достаточно естественно, в темпе, приближающееся к нормальному, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.

Развивающие:

  • развивать полисенсорную основу  для восприятия и продуцирования речи обучающихся;
  • активизировать  психические и индивидуальные особенности детей с нарушением слуха для усиления познавательного интереса и мыслительной деятельности.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию  коммуникативной потребности   обучающихся с нарушениями слуха с учётом их  ограниченных  индивидуальных физиологических возможностей;
  • способствовать формированию способностей  к саморазвитию и саморефлексии.

Коррекционные:

  • развивать фонематический слух с помощью ЗУА;
  • развивать слуховое восприятие на материале слов, фраз, текстов;
  • развивать осознанное восприятие речевого материала;
  • корректировать звукопроизношение;
  • формировать речевые навыки;
  • закреплять навыки слухозрительного восприятия фраз;
  • расширять словарный запас;
  • обеспечивать условия для речевого общения обучающихся

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 

Учебный предмет «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу Обязательные индивидуальные занятия  по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ предусматривает изучение предмета «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» в перечне обязательных предметов – инвариантная часть.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2020-2021 уч. г., утвержденными приказом №103 от 31.08.2020 г.  рабочая программа составлена на 500 часов с учётом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

Формой организации коррекционных занятий по предмету ФРС и ПСУР является индивидуальное занятие. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на изучение ФРС и ПСУР в 4-в классе отводится 3 часа в неделю на одного ребёнка, которые распределяются на несколько индивидуальных занятий по 20 - 30 минут. Первая половина занятия отводится на формирование произносительных навыков, а вторая — на развитие слухового восприятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

  • развитие положительного отношения глухого ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • формирование у глухого ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях;
  • формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод;
  • формирование социальных навыков: освоение различных способов разрешение конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • организация своего рабочего места под руководством учителя;
  • контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
  • овладение основными приемами самоконтроля (с опорой на различные анализаторы);
  • умение внести необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

Познавательные УУД:

  • овладение знаниями об основных анализаторах, принимающих участие в процессе восприятия и воспроизведения устной речи;
  • понимание информации, представленной в виде текстов и рисунков;
  • умение пользоваться надстрочными орфоэпическими знаками при чтении текста

Коммуникативные УУД:

  • соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
  • умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • формирование потребности в речи;
  • овладение монологической и диалогической речью, понятной для окружающих

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

  • использование коррекционных программ и тренажеров, компьютерных учебников, интернет-ресурсов

Предметные результаты по формированию речевого слуха:

  • слухо-зрительное восприятие с помощью двух индивидуальных слуховых аппаратов, или аппарата знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала разговорного и учебно – делового характера;
  • различение, опознавание и распознавание с ЗУА знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний);
  • слухо-зрительное восприятие текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности;
  • умение опознавать с ЗУА основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку;
  • умение отвечать на вопросы по тексту и выполнение заданий; при затруднении в восприятии речевой информации выражение в устных высказываниях непонимания;
  • умение прогнозировать речевое сообщение при его слухозрительном или слуховом восприятии с учетом коммуникативной ситуации, при опоре на воспринятые элементов речи, речевой и внеречевой контекст.

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Развитие слухового восприятия

  1. Пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях).
  2. Воспринимать слухо-зрительно с индивиду-альными слуховыми аппаратами речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) разговорно-обиходного характера и относящийся к  учебной деятельности обучающихся.
  3. Воспринимать слухо-зрительно с индивиду-альными слуховыми аппаратами тексты (из 12-15 простых предложений), содержание которых близко опыту детей.
  1. Воспринимать слухо-зрительно указанный речевой материал с индивидуальными слуховыми аппаратами;
  2. Воспринимать слухо-зрительно с помощью индивидуальных слуховых аппаратов тексты (до 17 предло-жений) на более близком расстоянии.

Формирование произношения

Речевое дыхание: произносить  слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов,  словосочетаний и фраз  в 9-10  слогов (сопряжено с учителем и отраженно по подражанию).

Голос: изменять высоту и силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника, в связи с побудительной, восклицательной интонацией и логическим ударением.

Звуки и их сочетания: Дифференци-рованно произносить в словах звуки: а-о, а-э, о-у, э-и, и-ы, м-б, н-д, м-п, н-т, с-ш, з-ж, ц-ч, б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш, ф-фь, п-пь, т-ть.

Слово: воспроизводить четырех-, пятисложные слова с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии; соблюдать в речи правила орфоэпии: безударная гласная о, звонкие согласные в конце слов и  перед глухими согласными; непроизносимые согласные; сочетание предлогов в, из, под с существительными.

 Фраза: воспроизводить повествовательную и вопросительную интонации при чтении текста; произносить слова и фразы в темпе, присущем разговорной речи (отраженно или самостоятельно).

  1. Самостоятельно соблюдать в речи правила орфоэпии (по надстрочному знаку):
  • безударный «о» произносится как «а»;  
  • звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются;
  • слитно произносить слова со стечением согласных в одном слове и на стыке предлогов со словами.
  1. Правильно воспроизводить дыхательные паузы при выделении синтагм в процессе чтения, при воспроизведении выученного текста;
  2. Соблюдать логическое  ударение в текстах, заучиваемых наизусть;
  3. Умению самоконтроля в произноше-нии в словах и фразах звуков речи;
  4. Самостоятельно соблюдать в речи правила орфоэпии при чтении, чтении наизусть;
  5. В темпе разговорной речи произносить фразы. Воспроизводить все виды интонации при ведении диалога.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Раздел программы

Кол-во часов

Система оценки планируемых результатов

Характеристика основных видов учебной деятельности

I

Педагогическое обследование состояния слуха и произношения  обучающихся.

54

1

Определение состояния слуха.

Определение слуховых возможностей на основе реакции на неречевые звуки и с помощью речи (с использованием ЗУА и без нее).

27

Мониторинг по результатам диагностического и итогового обследования произношения.

Условно двигательная реакция на звуки. Различение и опознавание речевого материала с предварительной слуховой–зрительной тренировкой

2

Определение состояния устной речи.

Обследование звукопроизношения. Проверка уровня речевого развития. Определение внятности произношения.

27

Мониторинг по результатам диагностического и итогового обследования слухового восприятия

Называние картинок, счёт предметов, произнесение слогов, слов (сопряжено и отражённо), ответы на вопросы, чтение.

II

Развитие слухового восприятия.

223

1

Восприятие на слух речевого материала, связанного с изучением учебных дисциплин по следующим темам: «Употребление слова который в сложном предложении», «Слова с переносным значением - яркий», «Меры длины - километр», «Терроризм и безопасность человека», «Употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида», «Задачи на нахождение скорости, времени, расстояния», «Правила поведения пешехода», «Лес», «Инфекционные и неинфекционные болезни », «Чем пахнут ремёсла?», «Стороны горизонта», «Равнина», «Горы», «Сложные предложения со словами: должен, умеет, знает», «Местоимения», «Слова: румяный, весёлый», «Полезные ископаемые. Железная и алюминиевая руда», «Режим дня - залог здоровья»», «Единицы измерения времени», «Вежливые слова»,  «Употребление слова  но в простых предложениях», «Внешний вид товарища», «Весна на улице», «Изменение глаголов по временам», «Наречия: вверх, вниз, снизу», «Вода. Значение воды », «Суффиксы -к, -н».

74

Проверка слухового восприятия: слуховые словарные диктанты.

Проверка слухового восприятия контрольного речевого материала из учебных предметов (20 фраз).

Слухо-зрительное восприятие, различение и распознавание слов, фраз с помощью стационарной аппаратуры, ИСА в условиях ситуации и вне её.

2

Восприятие на слух речевого материала обиходно-разговорного характера и связанного с организацией учебной деятельности:  

Фразы со всеми видами интонации по темам: «Летние каникулы», «Как обращаться с книгой»,  «Наш город», «В учебных мастерских», «В продуктовом магазине», «На почте», «В автобусе», «О товарище», «На вокзале», «Осень», «О спорте», «В библиотеке », «В школьной столовой », «Как бы ты поступил, если…», «Старших надо уважать », «В кафе», «Просьбы. Поручения», «Новости  города», «В парикмахерской », «Женский день 8 Марта», «В мебельном магазине», «Моя семья», «В театре», «В цветочном магазине», «Весна, приметы весны»,

«Кем я хочу быть».

   Восприятие на слух фраз типа: «Не клади в книгу карандаш, ручку можно порвать переплёт. В классе холодно, а товарищ открыл окно – о чём ты попросишь товарища? Скажи, что ты говоришь, когда прощаешься с товарищами. Тебе нужно отправить телеграмму, ты не знаешь где находиться почта – что ты спросишь у прохожего? Скажи, пожалуйста, ты сам(а) просыпаешься утром или тебя кто-нибудь будет?» и т. п.

74

Проверка слухового восприятия контрольного речевого материала обиходно-разговорного характера (20 фраз).

Восприятие, различение и распознавание вопросов, поручений, просьб с помощью стационарной слуховой аппаратуры, ИСА в условиях ситуации и вне её. Чтение слов, фраз, предложений.

Называние картинок.

Соотнесение картинок и табличек. Участие в диалоге.

3

Восприятие на слух текстов:

«Месяц сентябрь»,     «Лоси в беде», «Кривая указка », «Месяц октябрь», «Сказка-сон », «Суворов»,  «Вороны и чайка», «Старик и дерево », «Дятел и берёза»,   «На площадке молодняка», «Декабрь », «Что за зверь?», «Снежные слова», «Олимпийские игры», «В январе», «Снегирь», «Как следует себя вести на перемене», «Александр Чекалин», «Тоня - партизанка», «Наша армия родная»,  «Два товарища»,  «День космонавтики », «Первый полёт», «Половодье», «Знамя Победы», «Международный женский день», «Воробей и скворец», «Весна», «Берёза»,  «Туман»,  «День космонавтики», «Половодье», «Крепость–герой»,  «Знамя Победы».

75

Проверка слухового восприятия незнакомого текста.

Слухо-зрительное восприятие с помощью стационарной слуховой аппаратуры, ИСА в условиях ситуации и вне её знакомых и незнакомых по содержанию текстов, отдельных фраз из текстов, вопросов к текстам.

III

Формирование произношения.

223

1

Речевое дыхание.

44

44

45

45

45

Проверка звукопроизношения по звуковому профилю.

Проверка внятности произношения.

Проверка норм орфоэпии.

Чтение слов, фраз, предложений.

Повторение за учителем (сопряжено и отраженно). Называние картинок. Соотнесение картинок и табличек.

Работа по сюжетной картинке, серии картинок. Выполнение грамматических заданий. Участие в диалоге. Пересказ простого текста.

Ответы на вопросы.

Игровая деятельность.

2

Голос.

3

Звукопроизношение.

4

Интонация, ударение.

5

Нормы орфоэпии.

 

Итого                                                                                      

500


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). Учителя-дефектолога Мельниковой А.В.

Конспект открытого  занятия по коррекционному   курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). АООП образо...

Конспект открытого индивидуального занятия по "Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи" в 3 "В" классе 1 марта 2018 г.

Тема занятия: "ФПСУР: автоматизация С СЬ З ЗЬ, дифференциация В Ф,  вопросительная интонация, звонкие согласные перед глухими. ФРС: восприятие на слух незнакомой лексики с голосов различных ...

Визитная карточка индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 3 классе.

Документ содержит визитную карточку индивидуального занятия по ФРС И ПСУР в 3 классе, технологическую карту и коспект урока на тему Текст:«СНЕГ». Автоматизация звука: «Р» в сте...

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для 3 класса

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей с нарушением слуха в условиях специальной коррекионной школы....

Рабочая программа "Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи" для 2-х классов слабослышащих и позднооглохших вариант 2.2 II отделение

Коррекционный курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана МБОУ Гимназия г. Советский и относится, как...