Конспект открытого индивидуального занятия по "Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи" в 3 "В" классе 1 марта 2018 г.
план-конспект урока по теме

Кузина Елена Анатольевна

Тема занятия: "ФПСУР: автоматизация С СЬ З ЗЬ, дифференциация В Ф,  вопросительная интонация, звонкие согласные перед глухими. ФРС: восприятие на слух незнакомой лексики с голосов различных дикторов и  в аудиозаписи(селективное слушание): слухового диктант по т."Каникулы", учебной  и обиходно разговорной лексики" .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого индивидуального занятия по "Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи" в 3 "В" классе

1 марта 2018 г.

Тема занятия: "ФПСУР: автоматизация С СЬ З ЗЬ, дифференциация В Ф,  вопросительная интонация, звонкие согласные перед глухими. ФРС: восприятие на слух незнакомой лексики с голосов различных дикторов и  в аудиозаписи(селективное слушание): слухового диктант по т."Каникулы", учебной  и обиходно разговорной лексики" .

обучающийся:  Даниил Т.

учитель-дефектолог: Кузина Елена Анатольевна.

Характеристика:

Состояние после КИ AD(справа) от 07.2017 г., уровень слухового восприятия соответствует  т/у 1 степени.

Слухопротезирован   AS(слева) c/a WIDEX  . В настоящее время пользуется процессором КИ Advanced bionics совместно со слуховым аппаратом WIDEX

Уровень слухового восприятия: AD  L1= 1.5 m.  L2 > 3m.

средняя потеря слуха AS(слева) > 95 дб., AD(справа) < 40 дб.

Профиль произношения на 09.2017/2018 уч.г.:  С,/бок., ть; СЬ/ть; З/сон., д;  ЗЬ/ дь; В/+, Б; Ф/--;  Ш/ нижн.; Ж/+; Щ/+, ш нижн.; Ц/ с бок., ть; Ч/ш нижн.; Л/+, сон.; Р/ горл.; гласные звуки и дифтонги с гнусавым оттенком, речь  ближе к достаточно внятной, простая фраза с аграматизмами , нарушением звукопроизношения по дизартрическому типу; повышенный тонус речевого аппарата, интонация  достаточно выражена; голос гнусавый. Разборчивость речи  на сентябрь 2017 г. по спискам Леонгард  - 86%

Цели занятия:

1. Целенаправленное и планомерное формирование у обучающегося  речи в устной и письменной форме, речевого поведения, как важнейшего условия полноценного формирования личности, качественного образования, социальной адаптации и интеграции в обществе.

2. Развитие у обучающихся речевого слуха, слухового восприятия устной речи, её произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку, как необходимого условия наиболее полноценного речевого развития, достижения планируемых результатов начального общего образования,  социальной адаптации и интеграции в обществе.                                                                                                                           3. Развитие  мотивации  овладения устной речью, устной коммуникацией со слышащими людьми.                                                                                                                                 4. Поддерживать желание и  развивать умение пользоваться процессором КИ совместно с  индивидуальным слуховым аппаратом.                                                                                                                                     5. Стимулировать овладение речевым поведением; готовность применять приобретенный опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в учебной и внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.

Задачи занятия:

ФРС

1. Воспринимать  на слух с помощью процессора КИ и слухового  аппарата знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала разговорного и учебного  характера.

2. Различать , опознавать и распознавать на слух(слухозрительно) знакомого и необходимого в общении речевого материала(слов, словосочетаний, фраз).

3. Восприятие текста "КАНИКУЛЫ" монологического характера, отражающего типичные ситуации   учебной и внеурочной деятельности.

4. Опознавать на слух основного речевого материала(слов, словосочетаний, отдельных предложений) из данного  текста, предъявляемых вразбивку.

5.  Отвечать на вопросы по тексту и выполнять   задания; при затруднении восприятия речевой информации выражать  в устных высказываниях непонимание.

6. Прогнозировать речевое общение при слуховом восприятии с учётом коммуникативной ситуации, при опоре на воспринятые элементы речи, речевой и внеречевой контекст.

ФПСУР

1. Воспроизводить речевой материала голосом нормальной высоты, силы, тембра, в нормальном темпе достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки  воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации(мимику лица, позу, пластику...), соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля за произносительной стороной речи; знание орфоэпических правил (слитное произнесение предлога со словом, словесное ударение, звонкие согласные перед глухими) и их соблюдение в речи.

2. Правильно произносить  звуки  речи и их сочетания (С З В Ф ), дифференцированно произносить эти звуки  В Ф в слогах, словах; дифференцированно произносить  звуки В Ф , родственные по артикуляции в ходе занятия.

3. Формировать  навыки речевого поведения; желание и умение участвовать в устной коммуникации.

Ход занятия:

ФПСУР

1. Организационный момент, слухозрительно  (2 мин)

- В котором часу  ты сегодня проснулся?

- Сколько уроков у тебя завтра по расписанию?

- Какой день недели  будет послезавтра?                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Сегодня, завтра, послезавтра

В каких словах есть звуки С З?

-Назови слово в котором есть оба эти звука.

-ПОСЛЕЗАВТРА.

-Тема занятия звуки С  З  . Это гласные или согласные? Звонкие или глухие? Где находится язык? Чем отличаются эти звуки?

2. Автоматизация С З  во всех позициях на слоговом материале, (1 мин). Послушай, покажи, повтори слоги, хорошо говори звуки С З

СА - АСА - АС                                 ЗА - АЗА                    ОСКО - ОСКЕ  

СО - ОСО - ОС  - СОС                    ЗО -  ОЗО                    ОСТА - АСТИ -  ЫСТУ

су - усу - ус                                    ЗУ -УЗУ                   СКИЙ - СКОМ - ВСКОМ

сы - ыс                                   ИЗМА - УЗЬМИ    

3.  Составь  словосочетания,  послушай повтори  и проверь себя (4 мин.)

московские                               речи

выступление                             автобуса

задание                                     на доске

составь                                      вокзал

Савёловский                             парки

остановка                                  на празднике

части                                           задачу

(аудио контроль) Московские парки,  выступление на празднике, задание на доске,  составь задачу, Савёловский вокзал, остановка автобуса, части речи.

4.  Создание речевой ситуации по словесной инструкции(на слух) 2 мин.

1. Попроси  учителя повторить домашнее задание.

2.  Тебе нужно узнать, где находится остановка автобуса. Спроси об этом у взрослых.

5. Темп, ритм, 2 мин.

-Ты любишь загадывать загадки? Загадай нашим гостям загадку.

Качается стрелка

Туда и сюда

Укажет на север и юг

Без труда.

6. Игра - диалог, работа над вопросительной интонацией (2 мин.)

- Я задумала  птицу. Тебе нужно задавать вопросы, чтобы отгадать. Соблюдай вопросительную интонацию.                                                                                                     -Эта птица зимующая  или перелётная?

-Зимующая.

Чем питается?

- Насекомыми, разными зёрнами, любит семечки и сало.

- Опишите птицу.

-Жёлтая грудка, спинка и крылья чёрные.

- Это синица.

7. Дифференциация В Ф, звонкие согласные перед глухими  

В - это звонкая или глухая согласная? Ф - это звонкая или глухая согласная? Вспомни правило: звонкие согласные перед глухими, говорим как глухие. Предлог со словом произносим слитно. Составь словосочетание, следи за своим произношением.

                                                     в лесу

зимующих птиц можно увидеть ↑ ↓            

                                                           в парке

ФРС.

Восприятие на слух с голоса учителя - дефектолога. Послушай и повтори названия парков Москвы,  дифференциация В Ф, на слух(1 мин.) L1

Измайловский парк - в Измайловском парке, Кузьминский лесопарк - в Кузьминском лесопарке, парк Останкино - в парке Останкино.

Учебная лексика:  Восприятие аудиоматериала  с голоса учителя класса, дифференциация В Ф. Послушай, повтори, выполни задания.  Селективное слушание (2 мин.) L1

Сделай проверку уравнения, назови части речи, человек разумное существо, назови члены предложения, какой частью речи является слово "весна", предлог - это неизменяемая часть речи, что известно в задаче?

Восприятие на слух с голоса учителя - дефектолога . Послушай повтори и закончи предложение, используй существительные  с предлогом  В,  дифференциация В Ф, на слух(2 мин)L2:

В  морозы нужно обязательно засыпать для птиц  зёрна и семечки.........(в кормушку)

Я учусь ...(в школе, в третьем классе)

Учебники, тетради, пенал лежат ..(в портфеле)

Утром всегда много пассажиров ..(в электричке, в автобусе, в транспорте)

Повтори только существительные  с предлогами. (в морозы, в кормушку, в третьем классе, в портфеле, в автобусе, в электричке, в транспорте)

Слуховой диктант по т. "Каникулы"  Восприятие аудиоматериала с  голоса учителя - дефектологаПослушай, повтори, хорошо говори звуки С З В Ф.  (4 мин)

Слуховой диктант:

Каникулы, зима -  зимние , отдыхал- отдыхали, ребята - с ребятами,  лыжи- на лыжах, санки - на санках, лепить -  слепил, снег - снеговик -снеговика, снегопад, кружили, воздух - в воздухе, большие - крупные, ель -ели, сосна -сосны, красивые деревья - о красивых деревьях, зимний лес - в зимнем лесу, зима - это здорово, весенние каникулы.

Итог(1 мин.):

Сегодня на занятии ты говорил и слушал. Как ты думаешь, у тебя всё получилось? Что нужно делать, чтобы твоя речь была правильной?

Следи за своим произношением дома и на уроках в школе, слушай внимательно, исправляй свои ошибки. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального занятия: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и адаптированной общеобразовательной программой вариант 2.2.Учебный предмет: Формирование речевого слуха и про...

Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). Учителя-дефектолога Мельниковой А.В.

Конспект открытого  занятия по коррекционному   курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). АООП образо...

Визитная карточка индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 3 классе.

Документ содержит визитную карточку индивидуального занятия по ФРС И ПСУР в 3 классе, технологическую карту и коспект урока на тему Текст:«СНЕГ». Автоматизация звука: «Р» в сте...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 1 класса I отде...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Коррекционное занятие предназначено для детей с нарушенным слухом 3 класса II отделения....

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Занятие предназначено для детей с нарушенным слухом 3 класса II отделения....

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи со слабослышащими учащимися второго класса.

Материал может использоваться в работе с детьми с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи.Тема «Варенье — сок — повидло — компот». Дифференциация звуков Л и ЛЬ....