Методическая разработка индивидуального занятия: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
методическая разработка (1 класс) по теме

Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и адаптированной общеобразовательной программой вариант 2.2.

Учебный предмет: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Класс: 1 Б.

Тема занятия: Звуки [а] [о].

                           Развитие речевого дыхания.

                           Диалог «Осенняя погода».

Тип занятия: Формирование умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта индивидуального занятия

в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ и адаптированной общеобразовательной программой вариант 2.2.

Учебный предмет: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.

Класс: 1 Б.

Тема занятия: Звуки [а] [о].

                   Развитие речевого дыхания.

                   Диалог «Осенняя погода».

Тип занятия: Формирование умений и навыков.

Учитель-дефектолог: Е.В.Жукова

Состояние слуха обучающегося:

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость III-IV степени

Словарь:

осень, солнце, дождь, зонт, зонтик, светит, идет, погода;

звук, долго, кратко;

Я слышу. Я не знаю. Да. Нет.;

 хорошо, плохо;

диалог «Осенняя погода»: Какое время года? Светит солнце? (Да, светит./ Нет, не светит.) Идет дождь? (Да, идет./ Нет, не идет.) Какая погода? (Хорошая./Плохая.) Возьми зонт!

Пассивный словарь:

Слушай! Собери! Убери! Повтори! Посмотри! Закрой глаза!

                                                                     задачи

аспекты работы

обучающие

коррекционно-развивающие

воспитательные

I.Формирование произносительной стороны устной речи

  1. Закрепление  умения дифференцировать буквы  а-о и соответствующие им звуки (акустические образы звуков [а]-[о])
  2. Закрепление понятий по теме «Осень».
  3. Формирование умения вступать в диалог с учителем.
  1. Развитие артикуляционной моторики (дифференциация звуков [а]_[о]) в процессе проговаривания речевого материала (логотонов, слов, словосочетаний, фраз).
  2. Развитие речевого дыхания -  правильное воспроизведение дыхательных пауз при воспроизведении логотонов
  3. Формирование словесно-логического мышления.
  4. Развитие зрительной памяти.

Развитие саморегуляции адекватной обстоятельствам двигательной активности.

II.Формирование речевого слуха

Восприятие и различение на слух знакомого по звучанию речевого материала: логотонов, слов, фраз.

Развитие слухового и зрительного внимания на речевом материале занятия.

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Коммуникативно-речевая инициативность.

Познавательные

  1. Умение находить сходство и различие при произнесении звуков [А-О].
  2. Умение воспроизводить логотоны на слухо-зрительной основе (по подражанию и по цепочке табличек).
  3. Умение выделять звуки на материале слов.
  4. Умение соотносить таблички и картинки на речевом материале «Осень».
  5. Умение различать на слух инструкции учителя, фразы диалога.
  6. Умение вступать в диалог с учителем.
  7. Умение произносить фразы на одном выдохе.
  8. Умение делать выбор в проблемной ситуации.
  9. Умение ориентироваться на плоскости.

Регулятивные

  1. Умение выполнять поручения по подражанию.
  2. Умение слушать и выполнять поручения по словесной инструкции.
  3. Умение осознавать результат своей деятельности.
  4. Умение осуществлять самоконтроль.
  5. Умение давать оценку успешности выполнения своей деятельности.
  6. Умение выслушать оценку своей речи учителем.

Коммуникативные

Умение вести диалог с учителем.

  1. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики.
  2. Слушание логотонов, определение звуков, которыми они отличаются.
  3. Выявление сходства и различия звуков [А-О] с использованием звуковых профилей.
  4. Воспроизведение логотонов на слухо-зрительной основе (по подражанию и по цепочке табличек со слогами).
  5. Соотнесение картинок с табличками.
  6. Вступление в диалог, отвечая на вопросы учителя.
  7. Определение фраз из диалога на слух «в разбивку».
  8. Ориентирование на плоскости, выполняя поручение (по памяти).
  9. Сравнение предметов по величине с сопоставлением словоформ (зонт-зонтик)
  10. Осуществление самоконтроля.
  1. Профили звуков.
  2. Предметные картинки.
  3. Таблички со слогами.
  4. Таблички к предметным картинкам с надстрочными знаками.
  5. Презентация с иллюстрациями к диалогу. «Осенняя погода»
  6. Таблички к диалогу.
  7. Индивидуальная карта для ориентировки на плоскости.
  8. Зеркало.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты работы /Формируемые универсальные учебные действия

Организа –ционный этап.

Создание положительного настроя на занятии.  

Предлагает выполнить «разогревающую» зарядку для развития мелкой моторики и сосредоточения внимания.

Тренировка дактилирования слова ВОРОНА.                    

Выполняет движения по подражанию.

Выполняет упражнения для развития мелкой моторики.

Регулятивные

Умение выполнять поручения по подражанию.

Умение слушать и выполнять поручения по словесной инструкции.

Этап работы над развитием речевого дыхания.

Звуки [а] [о].

Предлагает посмотреть на ряд слогов и произнести логотоны с соблюдением пауз по подражанию.

Предлагает рассмотреть профили звуков [А], [О] и сравнить с отражением в зеркале.

Предлагает произнести звуки долго, кратко.

Предлагает рассмотреть картинки и соотнести с табличками на зрительной основе (глобально) или прочитать.

Произносит логотоны по подражанию.

Слушает логотоны, определяет звуки, которыми они отличаются.

Выявляет сходство и различия звуков [А-О] с использованием звуковых профилей и своего отражения.

Произносит звуки [А], [О] по словесной инструкции - долго, кратко.

Соотносит картинки с табличками.

        

Познавательные

Умение воспроизводить логотоны на слухо-зрительной основе (по подражанию и по цепочке табличек).

Умение находить сходство и различие при произнесении звуков [А-О].

Умение выделять звуки на материале слов.

Умение соотносить таблички и картинки на речевом материале «Осень».

Этап развития слухового восприятия. Диалог:

«Осенняя погода».

Предлагает внимательно посмотреть на экран монитора, где открыты анимированные иллюстрации к диалогу: «Осенняя погода».

Предлагает ответить на вопросы к ситуации, вступая в диалог. Создает проблемную ситуацию для выбора правильного ответа.

Предлагает различить на слух фразы и соотнести с табличками (фразы диалога).

 

Рассматривает иллюстрации.

Вступает в диалог.

Различает на слух предлагаемый речевой материал. 

Воспроизводит услышанное, подбирает таблички с фразами из диалога.

Регулятивные

Умение слушать и выполнять поручения по словесной инструкции.

Познавательные

Умение делать выбор в проблемной ситуации.

Умение вступать в диалог с учителем.

Умение произносить фразы на одном выдохе.

Умение различать на слух инструкции учителя, фразы диалога.

Итоговый этап.

Рефлексия.

Предлагает повторить словарь занятия в игровой форме, заполняя индивидуальную карту для ориентировки на плоскости  комбинацией предметных картинок и табличек по памяти.

Организует беседу о результатах занятия.

Дает оценку деятельности.

Воспроизводит название картинок, соотносит с предметными табличками.

Заполняет индивидуальную карту, ориентируясь на плоскости по памяти.

Дает оценку соей деятельности (Хорошо занималась. Хорошо слушала и говорила.)

Регулятивные

Умение слушать и выполнять поручения.

Умение осуществлять самоконтроль.

Умение давать оценку успешности выполнения своей деятельности.

Умение выслушать оценку своей речи учителем.

Познавательные

Умение ориентироваться на плоскости.

Коммуникативные

Умение вести диалог с учителем 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляе-мые действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

I/ Выполнение упраженения повышающего энергию тела: "Кнопка земли"

Предлагает выполнить динамическое упражнение по словесной инструкции

Выполнение упражения по словесной инструкции.

Контроль и оценка процесса деятельности.

Слушание словесной инструкции педагога.

Умение слушать и учитывание ролевых позиций собеседника.

Кронтроль правильности выполнения упражения.

Саморегуляция.

II/ Составление словосочетаний с предложенными  прилагательными

1.Предлагает прослушать группу слов и объяснить, что их объединяет; сообщает тему занятия.  2.Предлагает подобрать к прилагательным существительные, чтобы получились "устойчивые" словосочетания.

1.Прослушивание группы слов, называя их одним словом: прилагательное.    2.Подбор к прилагательным существительных.

1. Выделение существенных признаков.                       2. Поиск и выделение информации.

Взаимодействие с учителем во время озвучивания ответов.

Умение обосновывать и доказывать собственное мнение.

Контроль правильности ответов.

Саморегуляция.

III/ Пополнение лексического словаря

Предлагает "визуально" познакомиться с незнакомыми предметами, используя презентацию и таблички.

Рассматривание материалов, иллюстрирующих задание.

Выделение существенных признаков предмета.

Взаимодействие с учителем во время озвучивания ответов.

Учитывание мнений и ролевых позиций собеседника.

Прогнозирование ответа на проблемный вопрос.

Прогнозирование результатов деятельности.

IV/ Подбор синонимов и антонимов к качественным прилагательным

1. Предлагает объяснить понятия: синонимы и антонимы.                          2. Используя презентацию, предлагает заполнить таблицу, подобрав прилагатальные.          3. Помогает подобрать слова редко употребляемые в устной речи, пополняя лексический словарь.

1.Объяснение понятий: синонимы, антонимы.    2.Заполнение таблицы, подбирая прилагательные.

Структурирование знаний: определение и дифференциация.

Выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью.  Оценивание действий партнёра.

Взаимопомощь и взаимоконтроль.

Осуществление взаимоконтроля процесса выполнения задания.

Внесение необходимых корректив в результат деятельности.

V/ Составление предложений с заменой словосочетаний существительных и числительных на сложные прилагательные

Предлагает прочитать предложения, заменяя словосочетения на сложные прилагательные в соответствии со схемой, предложенной в презентации.

1. Знакомство со схемой появления нового слова - сложного прилагательного.           2. Чтение предложений, заменяя словосочетания на сложные прилагательные.

Осознание и построение высказываний в устной форме.

Озвучивание получившихся предложений с  опорой на схему.

Коммуникативно-речевая инициативность.

Контроль правильности ответов.

Саморегуляция.

VI/ Выполнение упраженений, способствующих: "Вращение"- навыкам интерпретации внутренней речи; "Сова"- навыкам беглого чтения ; "Активизация руки"- активизации творческого мышления.

Предлагает выполнить динамические упражнения по словесной инструкции.

Выполнение упражений по словесной инструкции.

Контроль и оценка процесса деятельности.

Слушание словесной инструкции педагога.

Умение слушать и учитывание ролевых позиций собеседника.

Кронтроль правильности выполнения упражения.

Саморегуляция.

VII/ Чтение рассказа "Праздник света" с исправлением орфографических ошибок.

Предлагает прочитать рассказ, исправляя орфографические ошибки.

Чтение по очереди текста, исправляя орфографические ошибки, называя орфограммы.

 Поиск и выделение информации.       Выбор решения задания.                                  

Взаимодействие с учителем во время озвучивания исправленного текста.

Умение слушать и вступать в диалог.

Осуществление взаимоконтроля процесса выполнения задания.

Оценка уровня усвоенных знаний.

VIII/ Выделение из текста словосочетаний прилагательного с существительным, определяя их род , число и падеж.

Предлагает выделить из текста словосочетания, обозначая их род, число и падеж.

Выделение из текста словосочетаний,обозначая их род, падеж, окончание.

Контроль и оценка процесса деятельности.

Озвучивание выделенных словосочетаний с необходимой характеристикой.  Оценивание действий партнёра.

Умение обосновывать и доказывать собственное мнение.

Контроль правильности ответов.

Саморегуляция.

IX/ Запись в тетрадь словосочетаний существительных с прилагательными, подходящими по смыслу.

Предлагает вспомнить начало урока и самостоятельно выполнить задание, используя существительные, представленные в презентации.

Записывание в тетрадях словосочетаний с прилагательными, вспоминая начало урока, используя существительные, представленные в презентации.

Рефлексия способов и условий действия.

Самооценка написанного с точки зрения качества письма.

Овладение самостоятельной письменной речью.

Сохранение учебной цели при выполнении задания самостоятельно.

Самостоятельная постановка учебной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по коррекционному курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). Учителя-дефектолога Мельниковой А.В.

Конспект открытого  занятия по коррекционному   курсу: «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи». 2 класс «А» (I вариант). АООП образо...

Конспект открытого индивидуального занятия по "Формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи" в 3 "В" классе 1 марта 2018 г.

Тема занятия: "ФПСУР: автоматизация С СЬ З ЗЬ, дифференциация В Ф,  вопросительная интонация, звонкие согласные перед глухими. ФРС: восприятие на слух незнакомой лексики с голосов различных ...

Визитная карточка индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в 3 классе.

Документ содержит визитную карточку индивидуального занятия по ФРС И ПСУР в 3 классе, технологическую карту и коспект урока на тему Текст:«СНЕГ». Автоматизация звука: «Р» в сте...

Коспект занятия по предмету: Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Конспект предназначен для обучающихся с нарушениями слуха. Тема занятия: Правила орфоэпии. Автоматизация звука [р]. Рассказ «Готовятся к зиме». Цель занятия:Формировать фонетически вн...

презентация для проведения индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи Рассказ «Кормушка»

Презентация содержит материал, предназначенный для индивидуальных занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи в работе с детьми , имеющими нарушение слуха. Данная пре...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи со слабослышащими учащимися второго класса.

Материал может использоваться в работе с детьми с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи.Тема «Варенье — сок — повидло — компот». Дифференциация звуков Л и ЛЬ....

Технологическая карта индивидуального коррекционного занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Дифференциация звуков [С] - [Ц] ; восприятие текста по теме "Родная природа" ("На лесной полянке")....