Логопедическое занятие для обучающихся с ЗПР (4 класс) Тема: Дифференциация предлогов и приставок.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Игина Ольга Владимировна

Цель: совершенствование умений   различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для обучающихся с ЗПР (4 класс)

                  Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

                  Цель: совершенствование умений   различать предлоги и    приставки, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

                 Задачи:

                 Образовательные:

                 - Закрепить отличительные признаки приставок и предлогов;
                - Совершенствовать умение выделять приставку из слова и предлог из предложения;
               - Формировать навыки правильного написания предлогов и приставок;
               - Закрепить навыки работы с деформированным предложением

                  Коррекционно-развивающие:

           - Развивать слуховое внимание и память.

                - Совершенствовать мелкую и общую моторику.

                - Развивать орфографическую зоркость при выполнении заданий;

                - Развивать логическое мышления при выполнении заданий;

                - Развивать навыки согласования слов в предложении;

                - Обогащать словарный запас;

            Воспитательные:

           - Совершенствовать навыки самоконтроля на основе сравнения с образцом;

                - Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

                - Воспитывать умение работать в парах.

 Здоровьесберегающие:

                - Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости

                   обучающихся.

               - Следить за правильной посадкой обучающихся

               - Способствовать созданию  благоприятного психологического климата;

               - Соблюдать режим охраны зрения;

               - Чередовать статистические и динамические задания.

                Планируемые результаты.

Личностные УУД:

1.        Формировать внутреннею  позицию школьника (положительное отношение к школе, развитие познавательного интереса к обучению).

2.        Развивать учебную мотивацию, стремление к приобретению новых знаний и умений.

3.        Развивать адекватное осознанное представление о качествах ученика, осознавать свои возможности в учении.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

1.        Осуществлять самоконтроль;

2.        Оценивать результаты своей деятельности;

3.        Целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные:

1.Уметь анализировать,  развивать способность делать выводы;

2.        Уметь  находить ответы на вопросы, используя приобретенные знания.

3.        Уметь наблюдать и делать самостоятельные  выводы.

Коммуникативные:

1.        Развивать умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь.

2.        Развивать умение задавать вопросы, слушать и понимать других.

3.        Уметь высказывать свою точку зрения.

4.        Уметь взаимодействовать в коллективе

               Оборудование: ПК, экран, проектор

              Тип занятия: занятие по совершенствованию знаний, умений и навыков.

              Форма организации занятия: подгрупповое логопедическое занятие.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Мотивация к деятельности.

Организационный момент

Добрый день, ребята! Я рада видеть вас!

-  Сядет тот, в чьем полном имени после звука (А) – звук (Н).

- Сядет  тот, чья фамилия начинается со звука (С).

- Сядет тот, в чьём  полном имени первый звук ( Д), последний звук  (Л).

- Сядет тот, в чьем  имени второй звук  (С)

На столах у вас смайлики, выберите тот, который

соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это моё настроение… Я готова сотрудничать с вами.

Улыбнитесь друг другу, желая успехов на занятии.

- Девизом занятия будет:

Если знаешь – говори,

Если говоришь – говори доказательно,

Не знаешь – слушай!

Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют друг друга.

Читают по одной строчке     слайд

II  План занятия

- Ребята, вы любите путешествовать?

Я предлагаю Вам совершить сегодня путешествие в страну «Грамматика».

Прежде, чем отправиться в путешествие составим  план.  В этом нам поможет Саша

 1.Подготовка речевого аппарата.

2.Определение темы занятия.

 3.Работа по теме.

4. Итог занятия.

А раз мы с вами путешественники я выдаю Вам каждому путевой лист, в котором вы будете отмечать свои достижения, Было легко «Л», трудно «Т», интересно «И».

Знаковыми сигналами выложить план занятия проговаривая каждое действие.

III  Речевая разминка

-Для того, чтобы во время путешествия вы красиво и четко произносили слова, надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Выполним упражнения.

Внимание, говорим чётко, громко, понятно:

 Глаза смотрят и всё видят,

 Уши слушают и всё слышат.

Я сначала думаю, а потом говорю.

А) сначала читают все вместе.

Б) потом индивидуально

2 человека с дефектами речи.

Во - время путешествия мы побываем на станциях, давайте прочитаем:

А теперь мы отправляемся в наше путешествие:

Спинки поправим, заняли удобные места.

Д.: Станция предлогов и приставок, фонематическая, спортивная, грамматическая, орфографическая, итоговая.

IV Актуализация знаний. Постановка проблемы занятия.

- Ребята, мы продолжаем путешествие по стране «Грамматика», а вот по какой теме, вы мне сейчас скажете сами. Для того, чтобы разобраться я предлагаю вам исследовать  вот эту строку:

СПОДВЕСЁЛЫЙОТШАГАЕТЗАТУРИСТНАДПРОПЛАНЕТЕПО

-Посмотрите внимательно на эту строку, найдите слова.

- Назовите слова, которые вы нашли в этой строке.

-Что осталось? Прочитайте.

- Что это за слова? (Это предлоги).

- А может  быть это приставки?

 Примеры: съехал, подъехал, отъехал, заехал, наехал, проехал, поехал,

- У нас возникла проблема?

Попробуем ее решить на занятии.

Весёлый, шагает, турист, планете.

- С, под, от, за, на, про, по.

II. Основная часть.
V. Сообщение темы занятия.
Постановка целей занятия

Давайте определим  тему нашего сегодняшнего занятия?
- Давайте поставим цель нашего занятия

Учитель: - Наша тема называется:

-Дифференциация предлогов и приставок.

- Дифференциация и различение – это слова – синонимы.

- Ребята, вы убедились, что приставки и предлоги очень похожи и важно их различать.

- Для чего нам это необходимо?

Предлоги и приставки).
-
Предлоги и приставки.
- научиться различать предлоги и приставки

- чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги и чтобы правильно понимать то, о чём говорят.

VI. Работа по теме занятия

 Продолжим наше исследование

Вернемся к нашим словам

. - Составьте предложение, используя только эти слова. (дети пытаются составить предложение).

 - Не получается? Почему? (нет связи слов).

- Что нужно для связи слов в предложении? (Необходим предлог в предложении).

- Какой предлог надо вставить?

- Составим теперь предложение.

 - Докажите, что это предлог.

- Зачем нужны предлоги в предложении?

Предлог

Часть речи

Самостоятельное слово

Раздельно

Не пишется перед словами-действиями

Нужны для связи слов в предложении

треугольник

Посмотрите на экран, прочитайте слова и назовите предлоги.
по дороге  – предлог по ,
с братом – предлог с,
поливает –

Назовите ее.

у школы – предлог у,
долетел – приставка до,
подплыл – приставка 
под

- Что мы с вами сейчас выделяли в словах?

-Приставка- это что?

- Сравним приставку и предлог.

Предлог

Приставка

Часть речи

Часть слова

Самостоятельное слово

Образует слово

Раздельно

слитно

Не пишется перед словами-действиями

Перед словами -действиями

Нужны для связи слов в предложении

Служит для образования новых слов

Надо вставить предлог «По»

Весёлый турист шагает по планете.

(Между предлогом «по» и словом «планете» можно вставить слово.

Например, по красивой планете).

 - Предлоги нужны для связи слов в предложении.

слайд

Предлог – это часть речи, служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов).

- Предлоги не употребляются с глаголами.

в этом слове нет предлога, а что в нем есть? (приставка).

(ПО)

приставка ПОД

приставки

Приставка – это часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом)

-Молодцы, ребята! Спинки поправили, двигаемся

дальше.

*Следующая станция – Фонематическая.

- Посмотрите, пожалуйста, вспомните графическое изображение приставки и предлога. Возьмите графические изображения в руки.

 Играем в игру «Узнай приставку и предлог» Я называю слово, а вы на слух должны определить, что это, поднять нужную карточку.

Упр.1 «Преврати слова с приставками в слова с предлогами» (выполняется на карточках)

Образец: Нагрудный значок-значок на груди

Настенный календарь – календарь на стене

Нарукавная повязка-повязка на рукаве.

Заработная плата- плата за работу

Подземный переход – переход под землёй

Подводные камни – камни под водой

. Самопроверка по эталону.

 - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием

Оцените свою работу. В путевом листе сделайте помету, было легко (Л),  трудно(Т),  интересно(И).

- Фонематическая.

ЗА ГОРОЙ, ЗАБЕЖАЛ, СВЕРНУЛА, С ДОРОГИ, НАРЕЗАТЬ, НА ПОЕЗДЕ (Учащиеся показывают графическое изображение приставки или предлога).

При затруднении карточка

Физкультминутка

Мы приехалис вами на станцию-

 - Выходите из своих вагончиков. (Смотрим все на …).

Мы активно отдыхаем

 – То встаём, то приседаем

– Раз-два-три-четыре-пять,

Вот как надо отдыхать. (Приседания)

Головой теперь покрутим

– Лучше мозг работать будет. (Вращения головой)

Вертим туловищем бодро

– Это тоже славный отдых. (Вращения туловищем). 

Отдохнули – и за дело,

Снова мы в вагоны сели -Присаживайтесь.

-Выполним дыхательное упражнение «Волшебные пузыри» Я напомню вам, как мы сделаем: ГЛУБОКИЙ ВДОХ НОСОМ И МЕДЛЕННЫЙ ПРОТЯЖНЫЙ ВЫДОХ РТОМ (4-5 раза).

- Спортивная.

-Мы развиваем длительный выдох, т. к. в речи много слов сложной слоговой структуры.

VI Работа по теме занятия

*Следующая станция Звуко-буквенная.

- Царица Грамматики  вам приготовила словосочетания, но они рассыпались.  Откройте конверты и выполните задание:

Упр. 2.- Сложите карточки, чтобы получилось правильное словосочетание.

- Что вы интересного заметили, выполняя задание?

-Как приставка пишется со словом? А предлог? - С любым из этих словосочетаний составьте предложение (устно).

-Молодцы! Оцените себя. Сделайте необходимую запись в путевом листе. - Двигаемся дальше.

Следующая станция Грамматическая.

Ребята, я предлагаю Вам проверить свои знания на станции «Грамматическая», вам необходимо вставить правильно предлоги в предложение.  

Работа с предложениями по диску «Море словесности»

-Молодцы! Оцените себя. Сделайте необходимую запись в путевом листе. - Двигаемся дальше.

Что мы сейчас с вами выполняли?

- Упр.4. Посмотрите на экран. Поработаем с пословицами.

Прочитайте первую пословицу.

 - Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Много радости находит – что это НА?

- Прочитайте второе предложение.

- Как проверить?

- Молодцы, хорошо поработали.

Звуко-буквенная

(с)катился (с)горы,

 (по)бежали (по)дорожкам,

 (про)читал (про)машины,

 (до)шёл (до)площади

(за)глянул (за)поворот

- В этих словосочетаниях одинаковые приставки и предлоги.

Приставка со словом пишется слитно, а предлог раздельно.

Грамматическая

Работа с диском море словесности.

Вставляли предлоги в предложение.

Много радости (на)ходит человек (в)труде. НА – это приставка,

 – человек в труде, - В – это предлог.

 (До)води дело (до)конца.

Доводи - ДО – это приставка.

 До конца - ДО– это предлог.

 Можно вставить слово: до маленького конца.

V.  Закрепление материала.

Подготовка к письму.

Мы с Вами прибыли на станцию – Орфографическая.

А сейчас мы поработаем с пальчиками. Выполним массаж с мячиком. (Говорим чётко, громко, чтобы было всё понятно).

Молодцы, положите массажный  мяч на парту.

-Встрепенулись, продолжаем наше путешествие.

Открываем тетради, записываем число.

Работа по карточкам.

Упр. 5. Закрепление темы.

В предложениях вставьте подходящие по смыслу приставки и предлоги, запишите в тетради. Выделить приставку и предлог.

А что бы проверить правильность выполнения задания мы с Вами воспользуемся  компьютерами (МОБИЛЬНЫМ КЛАССОМ). Не забываем правильность посадки перед компьютером, поправим спинки.

Поменяйтесь тетрадями с товарищем по парте, проверьте тетради по эталону.  Если ваш товарищ выполнил всё правильно то мы ставим + , если есть хотя бы одна ошибка ставим -

 (Работа парами.) 

Работа на компьютере. Самопроверка.

 Упр. 6  «Найди ошибки»

Запиши предложения правильно. Графически выделите  приставку и предлог

*Теплоход от плыл от пристани.

*До сторожки мы до брались к вечеру.         

*Ребята с катились сгоры.

*Солнце за шло загоризонт.

Упр. 7. Упражнение «Корректор» 

работа  с деформированным текстом

Заяц вы   скочил из своего логовища по кормиться и

 по играть сдругими зайцами.

 Наопушке леса стоял старый егерь.

 Он под  крался налыжах совершенно незаметно и

вы сматривал, которого бы зайца за  стрелить.  

Старичок порядком устал и присел на берегу реки отдохнуть.

Лиса под ползла к самой полынье.

 Наконец грянул выстрел.

 Старичок добыл Серую Шейку изполыньи и по ложил за пазуху. 

Я мячом круги катаю,

 Взад вперёд его гоняю.

 Им поглажу я ладошку,

 А потом сожму немножко.

 Каждым пальцем мяч прижму

 И другой рукой начну.

Мяч летает между рук! (Движения соответственно тексту).

Орфографическая. (Работа в тетрадях)

Солнце (за)шло (за)тучу. (На)конверте (на)писан адрес.

 (С)горы (с)бегают потоки.

*Теплоход от плыл от пристани. *До сторожки мы добрались к вечеру. *Ребята с катились с горы. *Солнце за шло за горизонт.

VII Итог занятия.

 Рефлексия

Станция Итоговая.

Итак, мы на станции «Итоговая»

Все ли этапы мы с Вами выполнили?

Давайте вспомним, какая цель была поставлена в начале занятия?

-Какие открытия для себя вы сделали?

(Бывают одинаковые предлоги и приставки, но пишутся по разному.).

- Как различить приставку и предлог?

- Какое из заданий вызвало у вас небольшие

трудности?

- Возьмите путевые листы, расскажите о своих успехах и трудностях во время путешествия. 

- Все молодцы! Но особенно хорошо сегодня работали.  Оцените себя смайликами  за работу на уроке.

Занятие окончено.

Итоговая

.Цель: - Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги.

Бывают одинаковые предлоги и приставки, но пишутся по разному.).

Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно).

 

 - Что мне было интересно?
- Что мне было трудно?
- Что я теперь умею?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по преодолению дисграфии в 3 классе. Тема: Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Подробный конспект логопедического занятия с учениками 3-х классов. Данная работа будет полезна студентам ВУЗов, логопедам и учителям начальных классов....

Методическая разработка - презентация к логопедическому занятию по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Дифференциация предлогов и приставок - одна из важнейших тем логопедической коррекционной работы с учащимися с ОВЗ, которые часто допускают ошибки на слитное написание предлогов. В презентации предста...

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс. Тема :" Дифференциация звуков [с]- [з] ".

Практический материал представлен в игровой форме для автоматизации свистящих звуков....

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс.Тема :" Путешествие в сказку".

Практический материал по дифференциации мягкого звука [т] и звука [ч]....

Логопедическое занятие для младших школьников 2-3 класса Тема: «Слова –предметы и слова-признаки»

Логпедическое занятие для младших школьников с ОВЗ предназначено для усвоения программного материала по русскому языку  в соответсвии с Адаптированной Основной Образовательной Программой для учащ...

Конспект психологического занятия для обучающихся с ЗПР, 1 класс. Тема "Один в школе"

Занятие проходит в декабре, в заключительный период адаптации учащихся 1-х классов в школе. Во время занятия используются приемы и методы активного психолого-педагогического воздействия на обучающихся...