Конспект открытого коррекционно - развивающего занятия "Зимние Олимпийские игры"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Картавкина Татьяна Андреевна

Конспект открытого коррекцинно-развивающего занятия "Зимние Олимпийские игры"
4 класс дети с НОДА и ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого коррекционно – развивающего занятия

Организационная информация

Образовательное учреждение

МБОУ Гимназия

Автор занятия

Логинова Татьяна Андреевна

Должность

Учитель - дефектолог

Класс

4 класс. Дети, обучающиеся по ФГОС НОО обучающихся НОДА 6.2., ЗПР 7.2.

Организация образовательного пространства

  • компьютер, телевизор, презентация к занятию;
  • демонстрационный материал: Олимпийские кольца на магните, набор пиктограмм на магнитах (16 карточек), набор карточек с символикой и видами спорта (16 карточек по паре),  
  • раздаточный материал (массажные мячи (3 шт.), Су Джок мячи (3 шт.), корректурная проба (2 шт.), синяя ручка (2 шт.).

Методическая информация

Тип занятия

Открытое коррекционно – развивающее занятие

Тема занятия

«Зимние Олимпийские игры в Сочи»

Форма занятия

Групповая

Продолжительность занятия

30 минут

Цель занятия

Расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими играми.

Задачи коррекционного занятия

Образовательные:

  • обогащение и уточнение словаря по теме «Зимние Олимпийские игры».

Коррекционно – развивающие:

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики, нормализации мышечного тонуса и развитие тактильной чувствительности;
  • развитие логического, словесно – логического мышления;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие зрительной памяти;
  • развитие восприятия;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

Коррекционно – воспитательные:

  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • формирование уважительного отношения друг к другу.

Формируемые УУД

Предметные:

- целенаправленное выполнение действий по инструкции учителя – дефектолога, выполнение точных движений обеими руками, использование элементов расслабления.

Личностные:

  • проявлять учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • проявлять положительно отношение к процессу познавания и стремиться к успешной деятельности.

Метапредметные:

  • умение учиться работать в паре, слушать и понимать речь другого ребенка;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • развивать умение логически грамотно излагать, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

  • мотивация к учебной и познавательной деятельности;
  • умение адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

  • слушать собеседника и веси диалог;

развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия

Организационный компонент: организация и эмоциональный настрой на предстоящее занятие, организация обучающихся на предстоящее занятие.

Целевой компонент: четкая постановка цели и задач учителем - дефектологом.

Мотивационный компонент: вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию, положительный настрой и желание обучающихся к достижению запланированных целей и задач.

Коммуникативный компонент: вовлечение обучающихся к диалогу, высказыванию, ответам на поставные вопросы.

Содержательный компонент: подбор различного материала по данной теме, для более эффективного достижения поставленных целей и задач.

Технологический компонент: подбор эффективных форм, методов и приемов обучения (словесных, наглядных, практических и т.д.).

Аналитический компонент: подведение итогов занятия.

Методы и формы обучения

Методы:

  • словесный: беседа, объяснение, вопросы;
  • наглядный: показ, рассматривание иллюстраций, презентации;
  • практический: практическое выполнение упражнений.

Формы: групповая, индивидуальная работа, решение совместных задач.

Используемые педагогические технологии

  • технология проблемного обучения (проблемная ситуация – сбор Олимпийских колец);
  • игровая технология (коррекционно – развивающие игры и упражнения);
  • коррекционно – развивающие технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (элементы артикуляционной гимнастики, пальчиковая гимнастика с массажными мячами и Су Джок мячами), динамичность упражнений и заданий (за столом, у доски, возле парты);
  • информационно – компьютерные технологии (мультимедийная презентация).

Создание проблемной ситуации и пути ее решения

На этапе организационно – мотивационной части занятия, перед обучающимися ставится проблема – сбор Олимпийских колец.

И предлагается выполнить задания и упражнения для решения этой проблемы. За каждое выполненное упражнение дети получают по одному кольцу.

Оценка результатов деятельности ученика

Научить: соотносить результат с поставленной целью и задачами, оценивать результат учебной деятельности поэтапно, уметь вербализировать свое эмоционально – личностное отношение к занятию.

Самооценка учителя – дефектолога по занятию

Самоанализ, выводы, внесение необходимых изменений в технологическую карту занятия.

План и конспект коррекционно – развивающего занятия

Этапы и задачи занятия

Деятельность учителя - дефектолога

Деятельность учеников

Учебно – методическое обеспечение

Коррекционно – развивающая работа

План. время

Организационно – мотивационный этап

Положительный настрой на предстоящее занятие.

Постановка темы занятия.

Сегодня у нас с вами будет необычное занятие (слайд 1), мы отправимся в Российский город Сочи, где узнаем много нового и интересного (слайд 2). Продолжим знакомство с зимними Олимпийскими видами спорта.

Но путь до Сочи непростой, чтобы туда попасть, нам нужно выполнить некоторые задания и упражнения. За каждое правильно выполнение задание я буду клеить на доску цветное кольцо. А в конце урока будет сюрприз, вы узнаете, что же обозначают эти цветные кольца.

Приветствуют учителя – дефектолога.

Настраиваются на предстоящее занятие.

Мультимедийная презентация (слайд 1,2)

Коррекция нарушений осанки при сидении за столом, развитие зрительного восприятия

2-3 мин.

Актуализация опорных знаний

Создание ситуации успеха путем проверки владения материала прошлых занятий.

Представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу, но там очень холодно и дует сильный ветер. Изобразите мимикой и жестами свое состояние, покажите, как вам холодно. А теперь давайте согреем наши руки, я задаю вопрос и бросаю вам мяч, вы отвечаете и бросаете мяч обратно.

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц?

- Назови зимние месяцы.

- Утром люди завтракают, а вечером?

- Какая сейчас часть суток?

- Как ты думаешь, что это такое: футбол, плавание, теннис, прыжки в высоту?

- Что такое Москва, Санкт – Петербург, Сочи?

Хорошенько растираем наши пальчики и согреваем их своим дыханием. Молодцы. Вам стало тепло? Вот вам первое колечко.

Вывешивает черное кольцо на доску.

Выполняют коррекционно – развивающее задание.

При затруднении учитель-дефектолог показывает мимикой и жестами состояние холода.

дети ловят мяч и отвечают на вопросы.

- время года зима

- февраль

- декабрь, январь, февраль

- вечером люди ужинают

- сейчас часть суток – утро.

- это виды спорта

- это города

- да

Мультимедийная презентация (слайд 3)

бумажное кольцо – черное

 

массажный мяч

Коррекция артикуляционной и мелкой моторики

2-3 мин.

Задание 1. Упражнение на артикуляцию и мелкую моторику с массажным мячом – развитие артикуляционной и мелкой моторики, словесно – логического мышления.

Основной этап

Задание 2. Коррекционно – развивающее упражнение «Что лишнее» - развитие логического мышления, зрительного внимания.

Подойдите к доске. На пиктограммах изображены виды спорта. Посмотрите на доску, подумайте и скажите какой вид спорта лишний. Объясните почему.

1 ряд – фигурное катание, скоростной бег на коньках, хоккей, кёрлинг.

2 ряд – бобслей, скелетон, санный спорт, прыжки на лыжах с трамплина.

3 ряд – фристайл, лыжные гонки, биатлон, хоккей.

4 ряд – хоккей, бобслей, кёрлинг, скелетон.

Выполняют коррекционно – развивающее задание.

1 ряд. Лишний кёрлинг, так как на остальных картинках спортсмены катаются на коньках.

2 ряд. Лишний вид спорта прыжки на лыжах с трамплина, так как остальные спортсмены ездят в санях.

3 ряд. Лишний вид спорта хоккей, так как на остальных пиктограммах мы видим, что спортсмены катаются на лыжах.

4 ряд. Лишний вид спорта скелетон, так как остальные виды спорта командные.

Пиктограммы (карточки зимних Олимпийских игр спорта)

 бумажное кольцо - синее

Коррекция логического мышления, зрительного внимания

3-4 минуты

Задание 3. «Коррекционно – развивающее упражнение «Мемори» - развитие зрительной памяти и восприятия, познавательной активности и мелкой моторики.

На столе лежат карточки с зимними Олимпийскими видами спорта и символами Зимних Олимпийских игр. Вам нужно запомнить расположение всех карточек. Когда я скажу стоп, вы закрываете глаза, я переворачиваю карточки. Затем вам нужно найти точно такую же карточку.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Выполняют коррекционно – развивающее задание.

Набор карточек с символикой и видами спорта зимних Олимпийских игр (16 карточек по паре) Бумажное красное кольцо

Коррекция зрительной памяти и восприятия

5 мин.

Задание 4. Коррекционно – развивающее занятие «Корректурная проба» - развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

На столе лежат листы, посмотрите, что вам необходимо сделать.

- Диме подчеркнуть одной линией коньки и зачеркнуть сани.

- Лиде зачеркнуть двумя руками коньки и обвести в круг ледянку.

Выполняют коррекционно – развивающее занятие.

Раздаточный материал – корректурные пробы на каждого ребенка

Синяя ручка каждому ребенку

Бумажное желтое кольцо

Коррекция захвата пальцами ручки.

Коррекция развития концентрации, устойчивости и переключаемости внимания

4 мин.

Задание 5. Коррекционно – развивающее упражнение с Су Джок мячом - нормализация мышечного тонуса, развитие тактильной чувствительности.

Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику, для этого вы повторяете за мной движения с массажным мячом.

- круговые движения обеими ладонями;

- движения назад – вперед;

- теперь по очереди надеваем на пальцы маленькое колечко (правая рука начинаем с большого, левая рука – начинаем с мизинца).

Затем учитель-дефектолог вывешивает зеленое кольцо.

Вот мы и собрали все Олимпийские кольца.

- сколько у них цветов?

- назовите цвета.

Выполняют коррекционно – развивающее занятие.

- всего пять цветов

- черный, красный, синий, зеленый, желтый.

Мяч Су Джок на каждого ребенка

Бумажное зеленое кольцо

Коррекция нормализации мышечного тонуса, тактильной чувствительности

5 мин.

Олимпийские кольца символизируют пять континентов планеты Земля. Белый фон означает мирное время проведения олимпиад (слайд 4). Европа означает синее кольцо, Азия – желтое кольцо, Африка – черное кольцо, Америка – красное кольцо, Океания и Австралия – зеленое кольцо.

Просматривают презентацию.

Мультимедийная презентация (слайд 4)

2 мин

Задание 6. Коррекционно – развивающее упражнение «Кто, на чем катается?»  - расширять и активизировать словарный запас.

Ребята посмотрите на экран (слайд 5). Это большой стадион в Сочи, где проходили Олимпийские игры. Напомню вам, Олимпийские игры – это международные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. В этих играх принимают участие самые сильные, ловкие, смелые и быстрые спортсмены из разных стран. Олимпийские игры бывают летние и зимние. Давайте вспомним, как называются спортсмены, которые катаются на:

- горных лыжах

- сноуборде

- на коньках

- на санях

Выполняют задание.

- горнолыжники

- сноубордисты

- хоккеисты и фигуристы

- скелетонисты и бобслеисты.

Мультимедийная презентация (слайд 5-6)

Коррекция правильного звукопроизношения

2 минуты

Заключительный этап

Подведение итогов.

рефлексия.

- Ребята, что мы сегодня узнали об олимпийских играх? Символике?

- Вспомните, что такое Олимпийские игры.

- Кто участвует в Олимпийских играх?

- Назовите зимние Олимпийские игры.

- Какое задание вам понравилось больше всего?

Обучающиеся самостоятельно оценивают свои результаты, подводят итоги.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения

3 -4 мин.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого коррекционно – развивающего занятия

Тема занятия: «Зимние Олимпийские игры в Сочи».

Состав группы: 4 класс, одна девочка и один мальчик. Дети, обучаются по ФГОС НОО с НОДА 6.2, ЗПР.7.2.

Цель занятия: Расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление обучающихся с зимними Олимпийскими играми.

Задачи занятия:

  1. Образовательные:
  • обогащение и уточнение словаря по теме «Зимние Олимпийские игры».
  1. Коррекционно – развивающие:
  • развитие артикуляционной и мелкой моторики, нормализации мышечного тонуса и развитие тактильной чувствительности;
  • развитие логического, словесно – логического мышления;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие зрительной памяти;
  • развитие восприятия;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.
  1. Коррекционно – воспитательные:
  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • формирование уважительного отношения друг к другу.

Материалы и оборудование:

  1. Демонстрационный: мультимедийная презентация, Олимпийские кольца на магнитах, набор пиктограмм (16 карточек), набор карточек с символикой и видами спорта (16 карточек парных).
  2. Раздаточный: массажные мячи (3 шт.), Су Джок мячи (3 шт.), корректурная проба (2 шт.), синяя ручка (2 шт.).

Ход занятия

Отобранное содержание, оборудование коррекционно – развивающего занятия, организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах занятия способствовали достижению образовательной цели и задач, стимулировали познавательные интересы обучающихся.

  1. Организационно – мотивационный этап.

Цель: положительный настрой на предстоящее занятие, постановка темы занятия, путем проблемной ситуации (необходимо выполнить задания, для того чтобы собрать Олимпийские кольца).

  1. Актуализация опорных знаний.

Цель: проверка владения материала прошлых занятий.

Проверка знаний детей происходила с помощью упражнения на артикуляцию и мелкую моторику с массажным мячом.

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, словесно – логического мышления.

Дети имеющие двигательные нарушения нуждаются в частой смене видов деятельности, данное упражнение благоприятно оказывает коррекционную направленность на артикуляционный аппарат и мелкую моторику, при этом дети повторяют материалы прошлых занятий.

  1. Основной этап

Коррекционно – развивающее упражнение «Что лишнее»

Цель: развитие логического мышления, зрительного внимания.

Данное упражнение помогает обучающимся вспомнить зимние виды спорта и соотнести материал предыдущего занятия (рассматривали виды спорта по фотографиям) в пиктограммах. Затруднение выполнения задания произошли у одного обучающегося, так как он не присутствовал на предыдущем занятии. Был проведена индивидуальная работа по данным карточкам с ознакомлением видов спорта, которые обучающийся не знает. Обучающиеся правильно выбирали карточки, отвечали полным ответом.

Коррекционно – развивающее упражнение «Мемори»

Цель: развитие зрительной памяти и восприятия, познавательной активности и мелкой моторики.

При выполнении данного упражнения, обучающиеся отлично сконцентрировались на карточках, не отвлекались на посторонние шумы. Хорошо поняли инструкцию учителя-дефектолога, справились без ошибок.

Коррекционно – развивающее упражнение «Корректурная проба»

Цель: развитие концентрации, устойчивости и переключаемости внимания.

При выполнении письменных работ у обучающихся с ДЦП уходит значительно больше времени на выполнение задания. Задание было подобрано с учетом индивидуальных возможностей обучающихся:

- Диме нужно было подчеркнуть одной линией коньки и зачеркнуть одной линией сани.

- Лиде зачеркнуть двумя линиями коньки и обвести в круг ледянку.

У обучающихся при выполнении устала ведущая рука, поэтому им было предложено выполнить нейродвижение «кулачок – ладошка – кулачок», затем обучающиеся продолжили выполнять задание. Это упражнение не включено в ход занятия, но при необходимости оно используется.

Коррекционно – развивающее упражнение с Су Джок мячами

Цель: нормализация мышечного тонуса, развитие тактильной чувствительности.

Данный комплекс упражнений помогает нормализовать мышечный тонус кистей и пальцев рук после письменного упражнения. Обучающимся предлагались по показу учителя-дефектолога упражнения:

- катание мяча в ладонях по кругу;

- катание мяча в ладонях назад – вперед;

- нанизывание массажного кольца на пальцы.

Так же данные Су Джок мячи служат самомассажем, релаксацией.

Коррекционно – развивающее упражнение «Кто на чем катается»

Цель: расширять и активизировать словарный запас детей.

Упражнение расширяет словарный запас обучающихся. Обучающиеся с опорой на фотографии называли спортсменов.

  1. Заключительный этап

Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: формирование навыков самоконтроля и самооценки работы.

С моей точки зрения занятие было построено методически верно. Были учтены объём, сложность информации, подобран материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. На занятии были использованы разные формы обучения: индивидуальная, групповая.

На протяжении всего занятия использовала элементы частично-поискового метода обучения, которые помогли мне привлечь внимание обучающихся, вызвать желание мыслить, творить. Форма обучения практическая работа.

Тон ведения занятия доброжелательный. Стараюсь корректно и объективно подходить к оценке деятельности обучающихся, тактично отмечая слабые места. Обучающиеся дают себе самооценку на каждом этапе.

Каждому обучающемуся на занятии было комфортно, они были активны, доброжелательны. Занятие было построено динамическим образом (смена разных видов деятельности), что способствовало успешному запоминанию новой информации, не перегружало обучающихся, они выполняли задание за столами, у доски, у парты. На занятии использовались пальчиковые, артикуляционные гимнастики, самомассаж.

Создание проблемных ситуаций мотивирует обучающихся к настрою в работе. Рефлексия обучающихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что занятия такой формы удачны, так как обучающиеся с интересом применяют, используют свои знания.

Считаю, что перегрузки обучающихся на уроке не было, темп урока высокий, на уроке выполнялись психологические и гигиенические требования.

Поставленные задачи реализовались на занятии, тем самым занятие своей цели достигло. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Зимние О лимпийские игры»

Слайд 2

Город Сочи

Слайд 5

Стадион в Сочи


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2014 г. Открытое коррекционно - развивающее занятие "В мире цветов"

Цветы приносят в нашу жизнь ощущение праздника.Они украшают природу, наш быт и просто радуют глаз человека.Ни один праздник не обходится без цветов, они являются символом радости, хорошего настроения,...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для первоклассников "Путешествие в волшебный зоопарк"

Занятие предназначено для коррекционных занятий с первоклассниками в процессе адаптации, и направлено на формирование коммуникативных навыков....

Педагогическая копилка (модель детского самоуправления, план – сетка на смену, ключевые общелагерные дела, открытие спортокиады спортивный праздник «Олимпийские игры» и т. д.)

Уважаемые вожатые и воспитатели! Вашему вниманию предлагаются конкурсные программы, праздники, коллективные творческие дела, различные игры, которые вы можете использовать при составлении досуговых де...

План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с песком»

стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.развитие ментальных нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии....