Урок-тренинг "Дроби. Решение задач"
план-конспект урока математики (4 класс) по теме

Гусева Елена Геннадьевна
Урок-тренинг по математике для учащихся 4 класса. Учебник Петерсон Л.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_4_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30»

Подготовила и провела:  учитель начальных классов Гусева Е.Г.

УРОК – ТРЕНИНГ

ТЕМА: Дроби. Решение задач.

ЦЕЛИ УРОКА: 1) Закрепить пройденный учебный материал по теме: «Навыки сложения, вычитания, сравнения обыкновенных дробей». Совершенствовать умение решать задачи изученных видов: на нахождения  части от числа и числа по его части. Отрабатывать решение задач на нахождение  % от числа на основе правила действия с дробями.

2)Развивать математическую речь, логическое мышление, способность к обобщению, исследовательские умения, познавательный интерес, опираясь на решение практических задач и жизненный опыт детей.

3) Воспитывать интерес к математике, учить самоконтролю, работе в группе, коллективе, к сотрудничеству.

ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные листы-задания тренинга на каждого учащегося, карточки для практической работы (4шт. – по количеству групп), карточки для взаимоконтроля.

Для практической работы: весы, стакан с горячим чаем, сахар, ложка, карточки с заданиями, полоски бумаги, фломастеры, ножницы.

ХОД УРОКА

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети занимают места в группах (4 группы по 6 человек).

Учитель: Ребята, начинаем наш урок-соревнование, урок-тренинг. Сегодня каждый из вас сможет попробовать свои силы в решении задач, покажет свои знания и умения по изученной теме. Чтобы наш урок прошел интересно, насыщенно и с пользой, вспомним правила совместной работы.

Учащиеся перечисляют правила совместной работы:

  1. Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вовремя оказывать помощь.
  2. Распределить обязанности в группе, слушать всех участников группы. Прийти к общему решению.
  3. Работать по плану, следить за временем, доводить начатое дело до конца.
  4. Выполнять работу аккуратно, без ошибок, экономить материал.
  5. Самое главное условие: Научись сам и научи другого. Все в группе должны понять правильное решение.

Учитель:А сейчас я попрошу всех встать в большой круг. Возьмитесь за руки.

Учащиеся, стоя в ресурсном круге, проговаривают хором слова:

МАТЕМАТИКА-КОРОЛЕВА НАУК!

                                БЕЗ НЕЕ НЕ ЛЕТЯТ КОРАБЛИ,

БЕЗ НЕЕ НЕ ПОДЕЛИШЬ НИ АКРА ЗЕМЛИ.

                ДАЖЕ ХЛЕБА НЕ КУПИШЬ, РУБЛЯ НЕ СОЧТЕШЬ,

ЧТО ПОЧЕМ НЕ УЗНАЕШЬ, А, УЗНАВ, НЕ ПОЙМЕШЬ!

Учитель: Спасибо, ребята. Желаю успехов!

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Учитель:Начнем с разминки. Прочитайте числа. Найдите 4-е лишнее в каждом ряду, и вы расшифруете ключевые слова нашего урока.

               

 

Лишнее  число        неправильная дробь  > 1, все остальные – правильные.

Ребенок переворачивает карточку: ТЕ

               

Лишнее число  , т.к. результат можно выразить целым числом.

На карточке: В

               

 Лишнее число    , т.к. самая большая дробь. Все остальные составляют закономерность: числители и знаменатели последовательно увеличиваются на 1.

На карточке: МЕ

               

Лишнее число      (7%), остальные дроби не являются %.

На карточке: С

На доске открывается запись:

СООБРАЗИ   ЛЬНОСТЬ

  НАХОДЧИ      ОСТЬ

                   У   НИЕ

                            ТРЕМЛЕНИЕ

Учитель:  Составьте исходное слово. Прочитайте слова-помощники. Сделайте вывод.

Ответы детей: Будем учиться работать вместе. Нам пригодятся такие качества, как сообразительность, находчивость, наши умения и стремление победить.

Учитель: А какую тему мы сегодня закрепляем?

Ученики: Дроби. Подсказали задания разминки.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАДАНИЙ

Задания тренинга имеются у каждого ребенка(см. приложение)

1.Блиц-турнир.

Учитель читает задачи блиц-турнира. Дети записывают решение и № схемы-модели. Проверка проходит коллективно. Учащиеся поднимают соответствующую карточку, объясняют решение. Класс выражает свое мнение. Каждый ребенок оценивает свою работу, занося результат в табличку «Оценка знаний».

Задачи для блиц-турнира.

а) Длина участка пути 30км. Заасфальтировали 2/5 дороги. Сколько км дороги заасфальтировали?

30 : 5 х 2 = 12(км)      схема №1

б) В корзине а яблок. Съели 3/8 всех яблок. Сколько съедено яблок?

а : 8 х 3                       схема №1

в) Какую часть число у составляет от числа 5?

у/5                               схема №2

г) 2/5 ленты составляет 20м. Какой длины лента?

20 : 2 х 5 = 50(м)       схема №2

д) Найди число, если его 4/7 составляют х.

х : 4 х 7                      схема №3

2. Прочитайте следующее задание. Что нужно сделать?

Выполните самостоятельно. Обсудите в группе, проверьте.

Проверка. Учитель показывает ответы на карточках. Дети читают дроби, называют фигуру.

Учитель: Оцените свою работу (на листочке), работу группы (с помощью сигнальных карточек).

3. Составление задачи по рисунку. Выбор решения задачи.

Работа в группах.

Проверка: Представители групп читают составленную задачу. Объясняют, на что опирались при ее решении.

Возможные ответы: Это задача на нахождение числа по его части. Чтобы найти число по его части, выраженной дробью, надо это число разделить на числитель дроби и умножить на знаменатель. Отрезок разделен на 7 равных частей. 1часть=8мм. Таких частей – 7.Правильное решение: 8 х 7 = 56мм = 5см 6мм

Учитель: Почему другие варианты нельзя считать верными? Объясните.

Оцените свою работу, работу группы.

4.Проверь, верно ли…

Проводится в форме игры «Молчанка». Согласен с данным высказыванием – кивок головой. Не  согласен – движения головой в стороны. По ходу игры исправляются ошибки.

а)15/42 < 15/47 (-)  Из двух дробей с одинаковыми числителями  >  та, у которой знаменатель меньше, значит, 15/42 > 15/47

б)18% > 18/100 (-)  1/100=1%, значит, 18/100=18%.

в)6/4 = 4/6   (-)  6/4 > 1, неправильная дробь. Любая неправильная дробь больше  правильной.

г)28/57 < 57/57  (+)  Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.

  • Если ты не ошибался, оцени свою работу знаком «+».
  • Подведем итог работы с листочками. Чем мы занимались? Что успели повторить? Где могут пригодиться нам эти знания? Приведите примеры.
  • Вы были теоретиками, а сейчас каждая группа будет решать практическую задачу. Пригодится ваш житейский опыт. Нужно решить задачу и продемонстрировать ее решение с помощью предметов – помощников.

П Р А К Т И Ч Е С К А Я  Р А Б О Т А. Время выполнения 10 минут.

При проверке анализируется работа каждой группы, оценивается результат работы.

V.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учитель: А теперь подсчитайте количество правильных ответов в своей табличке. У кого

от 3-х до 5-ти баллов? От 6-ти до 8-ми баллов? От 9-ти до 10-ти баллов? От 10-ти до 12-ти баллов?

  • Что было трудным в работе? На что следует обратить внимание? Смог ли ты доказать выбор решения? Почему? Что надо сделать, чтобы работа была успешной?
  • Где нам могут пригодиться наши знания и умения по данной теме? Приведите примеры.

Дома составьте и запишите в альбом «Дроби» похожие задания по теме.

По желанию: задание №5 тренинга.

Урок заканчивается в ресурсном круге. Каждый ребенок делится впечатлениями от работы на уроке, что для себя нового почерпнул, чему научился. Кому бы поставил сегодня «5»? Почему?

                                

 

Учитель начальных классов Гусева Е.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач. Составление и решение обратных задач.

Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

Презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Эта презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач.(Закрепление решения задач на приведение к единице)."  Она может быть полезна учителям, работающим по различным...

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."...

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями.

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями....

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Спасибо за конспект урока математики. Урок хороший, очень объемный по плотности, включена работа в группах, самоанализ и самооценка урока.
Красильникова Елена Павловна

Елена Геннадьевна! Спасибо Вам за конспект урока.

Елена Евгеньевна! Спасибо за урок! Интересная актуализация знаний и памятка для работы в группе. Несколько лет я работала по теме "Организация учебного сотрудничества с разным уровнем мотивации учения у младших школьников". Ваша пямятка может обогатить мою работу. Спасибо! Желаю творческих успехов в новом году!